Система наказаний как отражение уголовной политики государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 07:13, доклад

Краткое описание

За прошедшее десятилетие положения УК РК подверглись проверке на практике, что, естественно, вызывало необходимость дальнейшего развития уголовного законодательства. В результате в кодекс многократно (более 35 раз) вносились изменения и дополнения. Всего было изменено содержание более 160 статей, причем в 42 статьи изменения вносились неоднократно.
Вся работа по совершенствованию уголовного законодательства осуществлялась в рамках основных направлений уголовно-правовой политики, определенных в Концепции правовой политики, утвержденной Главой государства.

Файлы: 1 файл

доклад.doc

— 32.50 Кб (Скачать)

 

Доклад: Система наказаний как отражение уголовной политики государства.

 За прошедшее десятилетие  положения УК РК подверглись  проверке на практике, что, естественно, вызывало необходимость дальнейшего  развития уголовного законодательства. В результате в кодекс многократно (более 35 раз) вносились изменения и дополнения. Всего было изменено содержание более 160 статей, причем в 42 статьи изменения вносились неоднократно. 
Вся работа по совершенствованию уголовного законодательства осуществлялась в рамках основных направлений уголовно-правовой политики, определенных в Концепции правовой политики, утвержденной Главой государства. Дальнейшее развитие уголовного права, как и прежде, будет осуществляться в двух направлениях. Одним из них является гуманизация наказания по отношению к социально-уязвимым слоям населения, а другое ориентировано на ужесточение ответственности лиц, виновных в тяжких и особо тяжких преступлениях, скрывающихся от правосудия и рецидивистов. 
В целом, большинство внесенных в УК поправок носит гуманистический характер и направлено на либерализацию уголовно-правовых норм. Только одним Законом от 25 декабря 2002 года в законодательство было внесено около 100 поправок, в том числе смягчены наказания по 50 составам преступлений (депенализированы). Впоследствии аналогичная работа была продолжена с принятием Закона от 4 декабря 2004 года. Одновременно с поправками в Особенную часть Уголовного кодекса вносились изменения и в Общую, что привело к значительному расширению возможностей для прекращения уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, предоставления отсрочки исполнения назначенного судом наказания, а также к сокращению сроков, необходимых для перевода осужденного в колонию-поселение, условно-досрочного освобождения от наказания, либо замены его более мягким видом. 
Вся эта работа носила системный характер и являлась одним из направлений, разработанной по поручению Президента страны, обширной программы гуманизации уголовной политики, реализация которой привела к созданию дифференцированной и гибкой системы уголовных санкций, позволяющих государству экономить карательные средства и широко применять другие средства наказания преступника. В то же время это позволило резко, примерно на треть, сократить число заключенных в местах лишения свободы и, соответственно, финансовые затраты на их содержание.  
Если обратиться к статистике, в Казахстане в прошлом году общее количество приговоренных к лишению свободы лиц составляло 59 141 человек. Международным показателем так называемого “тюремного индекса” в государстве является количество таких граждан на 100 тыс. населения, у нас он составил 382, и это 17 показатель в мире.  
Таким образом, особенностью действующего УК является его прагматичный подход к проблеме борьбы с преступностью.  
В то же время его репрессивный потенциал позволяет гуманно относиться к лицам, совершившим преступления, не представляющим большой общественной опасности или активно способствующим раскрытию преступлений, либо добровольно прекратившим свою преступную деятельность, при условии непричинения серьезного вреда. Такие нормы имеются как в Общей, так и в Особенной частях, причем в последней они содержатся в примечаниях к составам преступлений, представляющих повышенную общественную опасность.  
Необходимо принять комплекс мер по снижению числа тюремного населения, поскольку бесконечно увеличивать бюджет на расходы уголовно-исправительной системы невозможно, тем более, что срок эксплуатации более половины тюремных зданий давно истек. 
Последний раз амнистия в Казахстане применялась в 2006 году - число освобожденных из мест лишения свободы составило 34 253 человека. 
Статья 66 УК РК предусматривает возможность освобождения лица, превысившего пределы необходимой обороны, от уголовной ответственности, если такое превышение связано со страхом, испугом или замешательством, вызванным общественно опасным посягательством. Не является превышением пределов необходимой обороны причинение вреда лицу, посягающему на жизнь человека, либо при отражении иного посягательства, соединенного с применением или попыткой применения оружия. Осуществление оперативно-розыскных мероприятий признано обстоятельством, исключающим при определенных условиях преступность деяния. Данные положения, не имеют своих аналогов в странах СНГ. 
Анализ УК позволяет выделить целую группу статей его Особенной части, устанавливающих уголовную ответственность за малозначительные преступления, уровень применения которых на практике остается низким и которые можно безболезненно перевести в разряд административных правонарушений.  
В  настоящее время большинство подследственных органам финансовой полиции статей являются преступления небольшой и средней тяжести, судебная перспектива которых зачастую сводится к прекращению по нереабилитирующим основаниям. Так, в 2009 году органами финпола окончено производством  
12 876 уголовных дел, из которых в суд направлено 9 595, или 75 процентов, остальная четверть приходится на прекращенные дела - 3 283, в том числе за примирением сторон - 2 054. 
Усилия агентства направлены на выявление и расследование наиболее значимых, актуальных дел о преступлениях, представляющих большой общественный резонанс, урон и угрозу экономической безопасности государства, борьбу с коррупционными проявлениями в правоохранительных, судебных органах, органах исполнительной власти, в том числе в руководящем звене. Подтверждением тому служат статистические данные, свидетельствующие о снижении почти вдвое числа малозначительных преступлений, так, если в 2006 году их число составляло 3 290, то в 2009 году - 1 987.  
Следует отметить, что, расширяя в УК основания для освобождения лица от уголовной ответственности в связи с примирением сторон, в Уголовно-процессуальном кодексе необходимо прописать соответствующую процедуру. Оптимальным средством эффективной реализации института примирения в уголовном судопроизводстве явилось бы введение института медиации и внедрение элементов так называемого восстановительного правосудия. 
В настоящее время правоохранительной системе  по-прежнему присущи многие изъяны тоталитарного прошлого, основным видом репрессий остается лишение свободы - 48 процентов, остальные же меры наказания составляют мизерный процент: штрафы - менее пяти процентов, исправительные работы - 0,4 процента, общественные работы 0 процентов. Никто не занимается реабилитацией граждан, освободившихся из мест заключения, в результате они пополняют число преступников.  
В целом, подытоживая сказанное в рамках либерализации уголовной политики,  депенализации необходимо провести работу по разработке системы применения альтернативной лишению свободы наказаний, таких как общественные и исправительные работы, штрафы, лишение права занимать определенную должность, конфискация имущества и т.д.  

 


Информация о работе Система наказаний как отражение уголовной политики государства