Уголовная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

Уголовная политика с давних пор привлекает к себе пристальное научное внимание, однако большинство вопросов, связанных с осмыслением данной категории, сохраняет свою дискуссионность до настоящего времени. В полной мере это относится и к вопросу о том, что же представляет собой уголовная политика.

Файлы: 1 файл

Уголовная политика.doc

— 413.50 Кб (Скачать)

    б) результативности мер, применяемых в рамках воздействия  на преступность. Избранные средства и методы борьбы с преступностью  не всегда оправдывают ожиданий, а  потому подвергаются постоянному уголовно-политическому  мониторингу. Если та или иная мера уголовно-правового характера не доказала своей эффективности в деле борьбы с преступностью, она подлежит исключению из арсенала уголовной политики и/или замене ее новым инструментарием.

    3. Целью уголовной политики является максимально возможное снижение преступности.

    Тезис о принципиальной невозможности  искоренения преступности, если и  нуждается в осмыслении, то лишь для ориентации исследователя на максимальное приближение к результату, в достижении которого еще двадцать с небольшим лет назад не сомневался ни один отечественный ученый, – к ликвидации, уничтожению, истреблению проявлений криминального характера. На сегодняшний день направленность уголовной политики общепризнанно связывается с необходимостью снижения преступности. Это может выражаться в приведении к минимальным показателям состояния и уровня преступности (в целом и отдельных ее видов), в уменьшении степени криминальной интенсивности, в оптимизации структуры преступности путем достижения «выгодного» государству соотношения категорий и удельных весов образующих ее элементов10.  

    4. Реализация уголовной политики предполагает применение уголовно-правовых средств и методов.

    Борьба  с преступностью осуществляется путем использования самых различных средств и методов, неоднородный характер которых породил многообразие научных мнений об объеме уголовно-политического воздействия. Достаточно традиционным при этом является понимание уголовной политики в широком и в узком смысле.

    Проанализировав существующие в теории взгляды, приходим к выводу о том, что термином «уголовная политика» может обозначаться лишь такое направление деятельности государства в сфере борьбы с преступностью, которое основано на применении средств и методов уголовного права, уголовно-правового арсенала. Объясним, почему.

    Будучи  социальным явлением, преступность выступает  объектом самых различных направлений  оказываемого на нее государственного и общественного воздействия, однако это не может служить основанием для характеристики всех направлений такого воздействия при помощи термина «уголовный». Последний призван отражать не объект уголовной политики, а средства и методы, используемые в процессе целенаправленной охраны интересов личности, общества и государства от преступных посягательств. Поэтому основной акцент в выражении «уголовная политика» делается не на преступности, а на том принудительном начале, которое составляет основу целенаправленной – уголовно-правовой – борьбы государства с данным видом антисоциального поведения.

    Что касается других векторов специализированного  правового противодействия преступности (уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального, криминологического), то их предназначение носит вторичный по отношению к уголовному праву характер. Они воздействуют на преступность опосредованно, либо обеспечивая реализацию мер уголовно-правового принуждения, либо предупреждая преступность, содержание и границы которой определяются уголовным правом.

    Преступность, представляющая собой наиболее опасный  вид антисоциального поведения, вынуждает государство встать на путь применения самых суровых мер реагирования, приоритетная роль в деле создания, регламентации и реализации которых отведена уголовному праву: именно оно призвано обеспечивать охрану личности, общества и государства от преступных посягательств. И сущность уголовной политики, ее самостоятельность, определяются управлением как раз теми процессами противодействия преступности, основу которых составляет использование средств и методов уголовно-правового характера.

    5. Уголовная политика – это стратегический курс государства.

    В русской  лексике слово «политика» используется для обозначения не одного и не двух, а целого ряда одноименных понятий. Не удивительно, поэтому, существование самых разнообразных подходов к пониманию политики(см. выше), представители которых используют соответствующий термин в своих предметных интересах. Не отрицая права на существование каждого из имеющихся значений политики роль ориентира при выборе одного из них принадлежит направленности уголовной политики и цели, которой эта направленность определяется.

    Категория « политика» , являвшаяся принадлежностью древнегреческой мысли, вошла в европейские языки практически без изменений. Поэтому независимо от отрасли знаний, в которой используется понятие политики, его традиционное, «строгое», научное значение имеет в качестве своего обязательного атрибута руководство государством или оказание влияния на государственное управление (М. Вебер).

    Предназначение уголовной политики – в разрезе преследуемой ею цели – состоит в том, чтобы направлять уголовно-правовые процессы борьбы с преступностью в определенное русло, руководить ими, осуществлять в отношении них управленческую функцию. Обрисовывая то, что было бы желательно, и каким путем достигнуть желаемого, улучшить существующее, в сущности, она являет собой сознательно выработанную стратегию и тактику борьбы с преступностью. При этом в отличие от большинства сфер государственной жизни, в которых выполнение поставленных задач обеспечивается участием широких слоев населения (отдельных граждан, общественных объединений), природа уголовной политики исключает возможность оказания общественного содействия. Выражая отношение власти к преступности, она предполагает решение вопросов, составляющих исключительную прерогативу государства;

    2) субстанциональный  элемент. 

    Будучи  ограниченной пределами собственной  функциональной сферы, уголовная политика, не может, тем не менее, рассматриваться как изолированное, замкнутое на самом себе, явление. Поэтому преимущество выбранного (третьего) значения политики и, конкретно, смысл субстанционального его элемента состоят в ассоциировании уголовной политики с объектом трансформации, находящимся не в стабильном, неизменном состоянии, а в движении, развитии, эволюции.

    Рассмотренные элементы позволили, таким образом, выделить очередное свойство уголовной политики, характеризующее ее как «стратегический курс государства».

    6. Уголовная политика объединяет интересы внутренней и внешней политики государства, решая задачи борьбы с преступностью как внутри, так и за его пределами.

    В уголовно-правовой литературе уголовную политику чаще всего рассматривают в качестве составной части внутренней государственной политики. Подобный подход вряд ли можно признать оправданным, поскольку:

    · угроза нарушения национальных интересов  в результате преступной деятельности извне не менее, а иногда и более  опасна, чем при совершении преступлений внутри страны;

    · не в меньшей защите со стороны государства  нуждаются граждане и лица без  гражданства, постоянно проживающие  на территории Российской Федерации, в  случае совершения в отношении них  преступлений за ее пределами;

    · абсолютно  очевидной в условиях современной криминальной глобализации является необходимость осуществления уголовно-правового воздействия и в тех случаях, когда совершенными преступлениями – без причинения непосредственного вреда интересам России – нарушаются интересы других государств и, в конечном итоге, всего мирового сообщества (речь идет о международных и т.н. конвенционных преступлениях).

    Таким образом, преследуя цель снижения преступности, уголовная политика не должна ограничивать ее достижение исключительно государственно-территориальными пределами. Все это требует формирования и реализации не только внутри-, но и внешнеполитического курсов, высшим приоритетом которых будет всесторонняя защита личности, общества и государства, в том числе, от преступных посягательств. Следует отметить, что в Российской Федерации подобные приоритеты расставлены достаточно четко, получив свое выражение в важнейших директивных документах государства11. Из них и черпает свое содержание уголовная политика.

    7. Уголовная политика опирается на достижения научной мысли.

    По  мнению многих авторов, научная обоснованность (или научность) относится к числу принципов уголовной политики12. Научная обоснованность – это неотъемлемое свойство уголовной политики, ее «качественная характеристика, без которой политика… просто не может мыслиться»13. Принятие теоретически непродуманных, лишенных доктринального содержания, не соответствующих современному уровню научного развития решений в сфере борьбы с преступностью превращает уголовную политику в схоластику. Являясь стратегическим курсом государства в сфере борьбы с преступностью, уголовная политика должна доказать, что применяемые средства и методы уголовно-правового воздействия способны дать надлежащий эффект либо, напротив, не могут привести к желаемому результату и требуют исключения или замены.

    Таким образом, обобщая все то, что было наработано советской и российской наукой, опираясь на реалии сегодняшнего дня в России и в мире, можно дать следующее определение понятия уголовной политики. 
    Уголовная политика - это система принципов, политических и политико-правовых предписаний, правовых и иных социальных норм антикриминального цикла, криминологических программ и программ ресоциализации преступника, выработанных на научной основе и осуществляемых государством совместно с субъектами российского гражданского общества по обеспечению правопорядка, предупреждения и борьбы с преступностью, безопасности личности, в необходимых случаях - национальной безопасности. Уголовная политика предопределяется национальными и международными условиями борьбы с преступностью и терроризмом; выражается в создании и осуществлении единой и разносторонней системы государственных директивных (политических) указаний, норм уголовного права, уголовно-процессуального права, уголовно-исполнительного права, норм ряда иных социальных предписаний; опирается на принципиальные основы предупреждения преступности, борьбы с ней на национальном и международном уровнях и обращения с правонарушителями. Кроме того, это основанный на объективных условиях общественного развития и достижениях современной научной мысли стратегический курс государства в сфере борьбы с преступностью как внутри, так и за его пределами, имеющий своей целью максимально возможное снижение преступности путем применения средств и методов уголовно-правового воздействия. 

 

    Глава II. Основные направления и принципы уголовной политики России

    2.1 Принципы уголовной  политики России

    На  протяжении долгого времени в отечественной литературе утверждался приоритет политики по отношению к праву. Однако исторический опыт подсказывает примеры того, к каким тяжким последствиям и для права, и для граждан, и общества в целом может привести ложная цель государственной и уголовной политики. В подобных случаях законы, используемые для обеспечения интересов стоящей у власти группировки, входят в противоречие как с интересами гражданина, так и с интересами поступательного развития общества.

    В советский  период, период господства идеологии насилия, уголовная и уголовно-исполнительная политики были адекватны этой идеологии и характеризовалась тенденцией ужесточения уголовной репрессии.

    По  мнению А.Л. Цветиновича, это проявлялось:

    а) в  последовательной криминализации все  большего числа деяний, в снижении возраста уголовной ответственности, отмене условно-досрочного освобождения, ужесточении норм о применении наказаний;

    б) в  практике применения уголовного законодательства, в росте числа применения смертной казни, длительного лишения свободы, в тенденциозном толковании законов  в разрез с их действительным смыслом;

    в) в  судоустройстве и уголовном судопроизводстве, во введении чрезвычайных судов и  внесудебных органов, чрезвычайных процедур судоустройства;

    г) в  превращении исправительных учреждений в места произвола и беспощадной  эксплуатации труда осужденных;

    д) в  применении не предусмотренных законодательством административных высылок, ссылок и депортаций. Добавим к ним и принудительное лишение гражданства.

    Кроме того, уголовная политика в нашей стране на протяжении многих лет отличалась крайней нестабильностью. Это относилось как к социально-экономическим, так и правовым мерам, а также к правоохранительной деятельности. Периоды ужесточения карательной практики, "закручивания гаек", "укрепления правопорядка" сменялись либерализацией, ослаблением репрессивной функции в правоприменении, необоснованно широкой заменой общепринятых средств и способов государственного принуждения мерами общественно-воспитательного воздействия.

Информация о работе Уголовная политика