Уголовная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

Уголовная политика с давних пор привлекает к себе пристальное научное внимание, однако большинство вопросов, связанных с осмыслением данной категории, сохраняет свою дискуссионность до настоящего времени. В полной мере это относится и к вопросу о том, что же представляет собой уголовная политика.

Файлы: 1 файл

Уголовная политика.doc

— 413.50 Кб (Скачать)

    В настоящее  время от являвшихся объектом охраны социалистических общественных отношений  не осталось и следа. А ведь система социального контроля в СССР помимо уголовной репрессии включала административную, а также возможность воздействия на индивида по партийной, комсомольской и профсоюзной линиям, по линии непосредственного начальства, через трудовой коллектив и по месту жительства. Однако, несмотря на обилие возможностей для социального контроля, система указанных отношений рухнула. По-видимому, в связи с крахом существовавшей в СССР системы социального контроля постепенно осуществляется отход от традиционного (руководство и проверка) понимания такового. Последний не без оснований рассматривается в настоящее время как система саморегуляции, направленная на активизацию самосознания индивидов и стимулирование определенного поведения.

    Состояние общественного сознания, проявляющееся в различном отношении к проблеме криминализации, определяется характером всей социальной системы, содержанием господствующих идеологических, политических, правовых, моральных и иных воззрений. Возможны, однако, негативные явления в общественном сознании и появление ненаучных представлений о необходимости уголовно-правового запрета в силу его самостоятельности. Это подтверждается анализом предложений по борьбе с преступностью. Большинство из них как ранее, так и сейчас направлено на расширение объема криминализации и усиление тяжести наказаний. При оценке указанных данных следует учитывать, что возникающее в общественном сознании чувство возмущения по поводу преступных действий, а иногда и чувство недостаточной защищенности может вести к возникновению предложений, не имеющих социальной основы, не отвечающих задачам и методам борьбы с преступностью. «Сила законов зависит еще больше от собственной их мудрости, чем от суровости их исполнителей; а общественная воля получает наибольший свой вес от разума, которым она продиктована... В самом деле, первый из законов — это уважение законов; суровость наказаний — это лишь бесполезное средство, придуманное неглубокими умами, чтобы заменить страхом то уважение, которого они не могут добиться иным путем», — писал Руссо.

    Принятие  конкретного уголовного закона —  акт государственной власти. Такого рода акт, конечно, не есть простая проекция общественного сознания. С другой стороны, создаваясь в связи и  по поводу решения конкретных социальных проблем, отражая расстановку социальных сил, обеспечивая социальные интересы определенных групп, уголовный закон всегда несет на себе отпечаток рассмотренных выше категорий общественного сознания.

    Однако  не только указанные категории влияют на место криминализации в системе  социального контроля. При издании уголовного закона, запрещающего определенное деяние, необходимо учитывать, в какой мере это деяние распространено в обществе и не представляет ли оно собой норму поведения, неформально принятую хотя бы частью населения. Иными словами, необходимо учитывать требования объективных социальных норм.

    В современной  теории криминализации существует два  основных подхода к определению  сущности криминализации.

    В соответствии с первым под криминализацией  понимается не только собственно закрепление в законе признаков новых составов преступлений, но и повышение верхних пределов санкций в рамках имеющихся составов, некоторые ограничения в применении институтов освобождения от наказания, конструирование норм, вызывающих нежелательные правовые последствия. Согласно второму подходу криминализация представляет собой лишь отнесение законодателем деяния к числу преступлений. Представляется, что авторы, отстаивающие первую точку зрения, безосновательно расширяют понятие криминализации, включая в нее элементы пенализации деяний, в связи с чем в настоящей работе представляется необходимым придерживаться второго подхода.

    Проблема  определения обстоятельств, дающих основание для уголовно-правового  запрета, представляет определенную трудность. Отсутствует даже их определенное терминологическое обозначение: одни авторы именуют их принципами, другие — условиями, третьи — задачами. Более того, каждый исследователь относит к основаниям уголовно-правового запрета различные факторы.

    Основателем учения о криминализации принято считать Ч. Беккариа, выдвинувшего и сформулировавшего в своей знаменитой книге «О преступлениях и наказаниях» ряд принципиальных положений относительно обоснования уголовно-правового запрета, таких, как принципы общественной опасности криминализируемого деяния и экономии репрессии.

    Однако  впервые более или менее полно  условия для положительного решения  вопроса об установлении наказуемости того или иного «вредоносного  деяния» были сформулированы К. Кенни  в его известной работе «Основы  уголовного права». К их числу относятся следующие:

    Вред  от криминализируемого деяния должен быть значительнее прямого и косвенного вреда, который неизбежно влечет за собой уголовное наказание.

    Криминализируемое деяние должно поддаваться определению  с точностью, необходимой для права.

    Это деяние должно быть с достоверностью доказуемым.

    Доказывание подобных деяний должно достигаться  «без ущерба для неприкосновенности частной жизни и отношений  доверия между близкими людьми».

    Деяние  должно в значительной мере возмущать  привычные чувства общества, общественное мнение.

    Достаточная защита общества от данного вида деяний не может быть обеспечена более мягкими  — административными или гражданско-правовыми  мерами.

    Дальнейшее  развитие научной мысли, в том  числе и отечественной, в рассматриваемой области представляет собой не что иное, как детализацию приведенных принципов, хотя имели место и попытки примитивизировать подходы к вопросу криминализации, максимально упростив основания криминализации. Так, П.А. Фефелов указывал на два обстоятельства — общественную опасность и условия для обеспечения неотвратимости ответственности — как на важнейшие предпосылки допустимости криминализации деяния.

    И.М. Гальперин приводит следующую совокупность предпосылок для принятия решения  о введении уголовной ответственности:

    а) изучение распространенности конкретных действий и оценка типичности их как формы  проявления антиобщественного поведения;

    б) установление динамики совершения указанных деяний с учетом причин и условий, их порождающих;

    в) определение причиняемого такими деяниями материального и морального ущерба;

    г) определение  степени эффективности применявшихся  мер борьбы с указанными деяниями как посредством права, так и  посредством иных форм;

    д) установление наиболее типичных признаков деяний;

    е) оценка возможности правового определения  признаков того или иного деяния как элементов состава преступления;

    ж) установление обличающих личностных признаков субъектов  деяний;

    з) выявление  общественного мнения различных  социальных групп; и) определение возможности системы уголовной юстиции в борьбе с определенными деяниями.

    Важнейшая задача состоит в разработке теории и метода восхождения от криминализационных поводов к основаниям криминализации, выражающим общественную необходимость  уголовного закона. Именно на их основе предлагается разрабатывать принципы криминализации – «научно обоснованные и сознательно применяемые общие правила ... оценки допустимости и целесообразности уголовно-правовой новеллы, устанавливающей или изменяющей ответственность за конкретный вид деяний».

    По  мнению А.И. Коробеева, «такая полифония  в терминологии не оправдана, ибо  ведет к бесконечным спорам в  теории и ничего не дает законодателю». Однако во избежание дальнейших недоразумений  необходимо оговориться, что в приведенных ниже классификациях наименования обоснований криминализации (предпосылки, факторы, принципы, поводы, основания) сохранены в авторском варианте, поскольку речь у всех специалистов идет практически об одном и том же.

    Возвращаясь к рассмотрению вопроса об определении круга факторов, влияющих на криминализацию деяний, необходимо коснуться проблемы классификации таковых, поскольку целый ряд ученых предлагает не только набор принципов криминализации, но и разделение их на группы.

    Например, В.И. Курляндский делит факторы криминализации на связанные с общественной опасностью деяния и не связанные с ней. Не раскрывая подробно содержание первой из названных групп, автор проводит дальнейшее деление факторов второй группы еще на три класса: социальные (относительная распространенность деяний, уровень правосознания граждан, возможность выявления деяния с помощью предусмотренных действующим УПК средств и способов), экономические (объем причиняемого деянием ущерба, его вредное воздействие на состояние трудовой дисциплины, отрицательное влияние на осуществление задач ведения хозяйства и т.п.) и иные факторы (общеполитические мотивы, международные обязательства). Такая концепция достаточно привлекательна, поскольку учитывает исторический опыт уголовного законотворчества и основные позиции современной науки, однако общими недостатками представленной конструкции являются как недостаточная определенность содержания многих факторов, так и открытый характер их перечня, что, по справедливому замечанию Г.А. Злобина, указывает на непригодность предложенных факторов в качестве системы принципов криминализации.

    Иную  классификацию предложил П.С. Дагель. По его мнению, следует различать  объективные (потребности общества в уголовно-правовом воздействии  на негативные деяния, определяемые общественной опасностью таких деяний, степенью их распространенности и невозможностью борьбы с ними менее жесткими репрессивными мерами) и субъективные условия криминализации. При этом автор приходит к выводу о том, что возможности уголовно-правового метода ограничены, устанавливая тем самым рамки возможной криминализации:

    а) уголовное  право может регулировать лишь поведение  людей, а не их мысли, чувства, темперамент;

    б) возможно воздействовать уголовно-правовыми  мерами на поведение людей лишь в  случае, если оно доступно внешнему контролю и тем самым поддается доказыванию; в) уголовно-правовые средства должны применяться лишь в случае, когда противоправное поведение может быть предупреждено с помощью таковых.

    Развивая  идею о нецелесообразности криминализации некоторых деяний, профессор Роттердамского университета Хульсман построил целую систему «принципов некриминализации», заключающуюся в том, что деяние не следует криминализировать, если оно:

    а) совершается  главным образом в группах  населения, подвергающихся ущемлению или дискриминации,

    б) по своему характеру таково, что может  стать явным не на основе простого заявления или жалобы, а лишь в  результате активного расследования  по инициативе полиции,

    в) является в глазах населения слишком обычным,

    г) встречается, как правило, только в связи с  социальными потрясениями,

    д) совершается  слишком большим числом людей,

    е) не поддается точному определению,

    ж) совершается  преимущественно в частной жизни, з) искренне расценивается значительной частью населения как дозволенное.

    Всем  приведенным классификациям в той  или иной мере присущ один недостаток: указывая пути решения проблем, с  которыми сталкивается законодатель при  принятии решения о применении в  борьбе с различными формами отклоняющегося поведения уголовной репрессии, авторы предлагают классификации безотносительно к характеру этих проблем. Между тем, по итогам предыдущей главы были сделаны выводы, показывающие, что криминализация, с одной стороны, является необходимым элементом социального контроля, с другой ее использование имеет существенные ограничения. Представляется, что классификация факторов криминализации должна отражать данную проблематику.

    В связи  с этим представляют интерес две  классификации.

    Наиболее  развернутая классификация принципов криминализации предложена Г.А. Злобиным. Он делит таковые на:

    а) выражающие объективную необходимость и  политическую целесообразность установления уголовной ответственности (социальные и социально-психологические принципы криминализации), б) определяемые требованием внутренней логической непротиворечивости норм права (системно-правовые принципы).

    Последние подразделяются, в свою очередь, на:

    1) общеправовые, связанные с требованием непротиворечивости  системы норм уголовного и  других отраслей права, 2) уголовно-правовые, определяемые внутренними закономерностями системы действующего уголовного законодательства.

Информация о работе Уголовная политика