Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:31, курсовая работа
Уголовная политика с давних пор привлекает к себе пристальное научное внимание, однако большинство вопросов, связанных с осмыслением данной категории, сохраняет свою дискуссионность до настоящего времени. В полной мере это относится и к вопросу о том, что же представляет собой уголовная политика.
Ценность
приведенной классификации
Если рассматривать последнюю группу факторов, которые оказывают влияние на законодателя при принятии решения о криминализации того или иного деяния, и, соответственно, реально влияют на текущую уголовно-правовую политику, то здесь большой интерес представляет классификация, предложенная А.И. Коробеевым. Он выделяет три группы факторов (автор именует их основаниями), влияющих на криминализацию: юридико-криминологические, социально-экономические и социально-психологические.
Последние две классификации правил криминализации являются наиболее полными, носят взаимодополняющий характер и будут использованы для дальнейшего анализа. Что касается различий в терминологии, необходимо отметить следующее. Любое рассматриваемое профессором А.И. Коробеевым основание криминализации корреспондирует с соответствующим принципом у Г.А. Злобина. Таким образом, предложенная А.И. Коробеевым классификация вполне применима для рассмотрения принципов криминализации.
Вместе с тем, нельзя не согласиться с А.И. Коробеевым, отмечающим, что не все влияющие на криминализацию факторы, приводимые в различных классификациях, могут служить основаниями уголовно-правового запрета. Дело в том, что некоторые принципы криминализации порождены внешними причинами и не могут рассматриваться в качестве оснований, под которыми понимается внутренняя потребность установления запрета. Кроме того, многие приводимые принципы криминализации относятся к особенностям законодательной техники и в качестве обоснования уголовно-правового запрета также выступать не могут, однако подлежат учету при принятии решения об объявлении деяния преступным.
Таким образом, необходимо рассмотреть две группы факторов, влияющих на криминализацию:
а) основания уголовно-правового запрета, служащие объективными предпосылками его установления; б) принципы криминализации, относящиеся к законодательной технике.
При
этом следует помнить следующее.
Если всем основаниям криминализации
корреспондируют принципы, то не всем
принципам соответствуют
В результате
реформы отечественного уголовного
законодательства 90-х годов было
декриминализировано
Одновременно в новом УК предусмотрена ответственность за совершение ряда деяний, криминализация которых ранее не представлялась возможной ввиду отсутствия необходимых социально-политических условий. Например, в УК РФ появилась глава 34. Представляется своевременным появление норм о преступлениях, предусмотренных главами 23 и 28. Установление уголовной наказуемости за предусмотренные в данных главах деяния теоретически обосновано. Не вызывает сомнений высокая степень их общественной опасности, относительная распространенность и типичность, отсутствие иных эффективных способов превенции, превалирование положительных социальных результатов криминализации над отрицательными, отсутствие препятствий социально-психологического характера для их криминализации.
Кроме того, правильным и своевременным с точки зрения оснований криминализации является появление в УК РФ следующих норм:
ст. 120, хотя в части соблюдения принципа полноты состава формулировка статьи подвергается обоснованной критике,
ст. 132, которая служит «интересам равной защиты любого лица независимо от его пола от любых сексуальных действий, совершенных с применением ... насилия», несмотря на крайне неудачную формулировку, грубо нарушающую принцип полноты состава, а именно: объективная сторона преступления сформулирована совершенно нечетко, т.к. под «действия сексуального характера» можно подвести все, что угодно,
ст. 133 с той же оговоркой,
ч. 2 ст. 169, поскольку криминализируется противопоставление власти чиновника, представляющего исполнительную ветвь, власти суда, в остальном же деяние является слишком распространенным и недостаточно опасным,
ст. ст.
176, 177, 179, 182, 183, 184, 185, 195, 197, поскольку
уголовное преследование
ст. 187,
посредством которой
ст. 210, несмотря на критику формулировки данной статьи, ибо ее ценность состоит хотя бы в том, что криминализировано само создание преступного сообщества,
ст. 233,
ибо данная статья направлена на развитие
комплекса мер, направленных на борьбу
с преступностью в сфере
ст. ст. 237, 246, 247, 254, 261, 269, которые направлены на реализацию прав, предусмотренных ст. 42 Конституции РФ, что в полной мере соответствует принципу конституционно-правовой адекватности криминализации.
Вместе с тем, анализ действующего уголовного законодательства позволяет выявить ряд серьезных нарушений принципов криминализации общественно опасных деяний. Наиболее часто имеет место существенное нарушение принципа определенности и единства терминологии. Так в УК РФ не содержится норм, разъясняющих смысл таких оценочных признаков, как:
значительный ущерб гражданину (ч. 2 ст. 158, ч. 2 ст. 159, ч. 2 ст. 160, ч. 2 ст. 161),
значительный имущественный ущерб (ч. 1 ст. 205),
существенный вред (ч. 1 ст. 274),
существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства (ч. 1 ст. 201, ч. 1 ст. 202),
тяжкие последствия (ст. ст. 167, 168, 196, 201, 203, 205, 206, 211, 215, 216 — 220, 224, 225, 227, 274),
крупный ущерб (ст. ст. 165, 169, 171 — 173, 176, 180, 183, 185, 195, 196, 197),
крупный размер (ч. 3 ст. 174, ч. 2 ст. 186).
В определении преступного сообщества использован ряд не разъясненных законом оценочных признаков (ст. 210). «Отсутствие разъяснений относительно содержания перечисленных признаков существенно затрудняет применение соответствующих уголовно-правовых норм в следственной и судебной практике», — справедливо указывает С.С. Босхолов.
В уголовном законе имеются нормы, которые иначе как экзотическими и назвать нельзя. Например, ст. 214 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за вандализм (осквернение зданий и сооружений, порчу имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах). Но слово «осквернить» означает «нарушить чистоту чего-либо, сделать нечистым», происходит от слова «скверна» и применяется, в основном, в религиозном значении. Создание подобных норм грубо нарушает принцип определенности и единства терминологии.
Наличие казуистических формулировок в некоторых статьях УК РФ существенно затрудняет точное определение и доказывание признаков составов преступлений, что значительно снижает эффективность уголовно-правовой охраны определенных общественных отношений. К таким статьям относятся ст. ст. 174 (легализация (отмывание) денежных средств и иного имущества, приобретенных незаконным путем), 184 (подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов), 289 (незаконное участие в предпринимательской деятельности) и др.
Теория
уголовной политики опирается и
взаимодействует с познаниями из
области философии, политологии, социологии,
психологии и других фундаментальных
наук с позиций ее основных концептуальных
параметров, с учетом достижений и
открытий, осуществленных на рубеже нового
тысячелетия. Вся история познания свидетельствует
о наличии мощных потоков знаний, идей,
образов, представлений от естественных
наук к гуманитарным и от гуманитарных
к естественным, о теснейшем взаимодействии
между науками о природе и науками об обществе
и человеке.
Разработаны новые и оригинальные идеи,
учитывающие изменение роли государства
в экономической и политической системах
общества, в конституционном определении
российского государства как социального.
Цивилизованность любого общества во
многом предопределяется местом и ролью
в нем права и правовой науки. Поэтому
формирование социума, его нормальное
функционирование и развитие невозможно
без утверждения в практической деятельности
людей научно обоснованных правовых начал
управления социальными процессами. Это
в полной мере относится и к теории уголовной
политики, оказывающей базисное влияние
на уголовное право и являющейся основанием
для разработки стратегии и тактики обеспечения
правопорядка и борьбы с преступностью.
Уголовное право представляет собой систему
соответствующих юридических норм, уголовная
же политика предстает перед нами в виде
руководящих идей, которые определяют
содержание уголовно-правовых норм и институтов,
направление деятельности государственных
структур и правоохранительных органов
по борьбе с преступностью. Право - более
консервативное и устойчивое явление.
Уголовная политика более подвижна, она
более чутко реагирует на изменившуюся
обстановку (социально-экономическую,
политическую, криминологическую и пр.)
и нередко подвержена существенным изменениям
при относительной стабильности уголовного
законодательства.
Уголовное право является инструментом
уголовной политики. Управление практическим
применением норм уголовного права означает
проведение в жизнь уголовной политики
государства.
Попытки забвения важнейшей роли уголовной
политики на нынешнем этапе развития российского
общества и проведение только прикладных
научных исследований, направленных на
решение главным образом конкретных проблем
правоохранительной деятельности, приводит
к невозможности предвидения отдаленных
последствий этих решений и прогнозирования
развития как преступности в целом, так
и системных обоснованных методов и способов
борьбы с нею.
Преступность
продолжает изменяться качественно и
количественно. Политические доводы также
часто берут верх над здравым смыслом
и логикой событий. Это признаки системного
кризиса в России конца 90-х гг. и в частности
системы борьбы с преступностью, многие
из которых имеют место и в начале XXIв.
Теория уголовной политики призвана исследовать
эти процессы, выявить закономерности
и разработать эффективные методы "антикризисного"
управления в данной сфере, а также предложить
адекватную современным условиям модель
обеспечения правопорядка и воздействия
на преступность.
Герцензон А.А.
Уголовное право и социология.
М., 1970
Загородников
Н.И., Стручков Н.А. Направления изучения
советского уголовного права // Советское
государство и право. 1981. N 7.
Беляев Н.А. Уголовно-правовая
политика и пути ее реализации. Л.: Изд-во
ЛГУ, 1986. С.
Босхолов С.С.
Основы уголовной политики: Конституционный,
криминологический, уголовно-правовой
и информационный аспекты. М., 1999.
Уголовная политика
и ее реализация органами внутренних дел:
Учебник / Под ред. Л.И. Беляевой. М.: Академия
управления МВД России, 2003.
Стахов Я.Г. Современная
уголовная политика и совершенствование
взаимодействия правоохранительных органов
субъектов Российской Федерации при ее
реализации: Монография / Под науч. ред.
докт. юрид. наук, проф. В.П. Ревина. М.: Академия
управления МВД России, 2003.
Звечаровский
И.Э. Современное уголовное право России:
понятие, принципы, политика. СПб.: Юридический
центр Пресс, 2001.
Бородин С.В. Теоретические
проблемы советской уголовной политики
// XXV съезд КПСС и дальнейшее укрепление
социалистической законности. М., 1977.
Побегайло Э.Ф.
Кризис современной российской уголовной политики // Преступность и уголовное
законодательство: реалии, тенденции,
взаимовлияние: Сборник научных трудов
/ Под ред. проф. Н.А. Лопашенко. – Саратов,
Саратовский Центр по исследованию проблем
организованной преступности и коррупции:
Сателлит, 2004.
Гальперин И.М.,
Курляндский В.И. Предмет уголовной политики и основные направления
ее изучения // Основные направления борьбы
с преступностью. – М., 1975.