Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 16:01, доклад
В последние десятилетия криминологическая ситуация в России характеризуется как крайне тревожная. Об этом свидетельствуют и данные официальной статистики об уровне и структуре зарегистрированной преступности, и исследования латентной (скрытой) преступности.
§ 1. Уголовная политика России на современном этапе
В
последние десятилетия
6 Лунев В. В. Указ. соч. С. 126.
ру Там же. С. 4.
7 Преступность и правонарушения (1995-1999). Статистич. сб. М., 2000. С. 10.
8
8 Т С 4
Patek Philippe Sky
Часы, которые стоят $1,000,000 - здесь продают за копейки!
timesalon.ru Широкий выбор
Фотоаппараты б/у с потрясающей оптикой!
slando.ru
от 2 500 руб. Широкий выбор
Мир спортивной обуви - найдите свою пару!
sapato.ru
от 2 490 руб. Land Rover
Самый прочный телефон в мире, 2 сим карты
landmobile.ru
6 900 руб.
оценкам рост преступности будет продолжаться и в дальнейшем. Предполагается, что к 2005 г. число зарегистрированных преступлений может составить более 4 млн, причем к этому времени относительно 1995 г. число убийств может возрасти на 37%, случаев причинения тяжкого вреда здоровью — на 30%, корыстно-насильственных преступлений — на 41%, преступлений, совершенных организованными группами, — на 250-270%.9
В подобных условиях особую актуальность и социальную значимость приобретают разработка и реализация эффективных мер противодействия преступности и преодоления криминальной напряженности в обществе, которые осуществляются в рамках уголовной политики государства.
Как известно, политика есть взаимодействие людей, групп, наций, классов посредством осуществления государственной власти, при этом в случае, когда государство опирается на право в процессе властного регулирования, мы имеем дело с правовой политикой. Государство регулирует все основные сферы жизнедеятельности общества, а поскольку эти сферы теснейшим образом переплетаются и взаимозависят друг от друга, то и регулирующая эти сферы политика представляет собой единое целое. Практически невозможно выделить и обособить какое-либо направление в политике государства, можно лишь говорить о ее отдельных аспектах. Так, в рамках внутренней политики государства можно выделить социальный аспект, в рамках соцального-правовой, а в нем — уголовно-правовой.
Уголовная политика не может быть противопоставлена другим направлениям единой государственной политики, поскольку стабилизация криминогенной обстановки возможна лишь в результате действия всего комплекса экономических, социальных, идеологических, воспитательных и правовых мер. Однако, «учитывая объект, на который призвана воздействовать уголовная политика, и определяемые ею средства воздействия на преступность, есть все основа-ния говорить о ее относительной самостоятельности».
В уголовно-правовой науке понятие уголовной политики определяется различным образом. Так, Н. А. Беляев под уголовной поли-
9
Основы государственной
модель. М., 1997. С. 19-20.
10 Сенцов А. С. Уголовная ответственность и ее роль в реализации советской уголов
ной политики. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1985. С. 13.
15
Понятие, система и задачи уголовного права
Все объявления
ЯндексДирект
Дать объявлениеПроизводим листовые пластики
Листы АБС, полистирол, полипропилен, полиэтилен, формовка изделий до 2х2 м.
oaonzpm.ru Курьёзные фразы и ляпы чиновников
Смешные цитаты российских публичных лиц о коррупции - здесь!
pasmi.ru ООО "ТД Джи Эм Пак" JM Pack LTD
"Джи эм пак" предлагает упаковку для косметики, парфюмерии, бытовой химии
Адрес и телефон · www.jmpack.ru
тикой понимает «направление деятельности государственных и общественных органов по охране интересов трудящихся от преступных посягательств путем применения наказания или заменяющих его мер к лицам, их совершившим, а также путем предупреждения преступлений при помощи угрозы применения наказания».11
А. А. Герцензон считает, что уголовная политика, являясь частью общей политики государства, «направляет деятельность органов государственной власти и общественности в борьбе с преступлениями и иными общественно опасными поступками, основываясь на точном исполнении законов».12
Л. В. Быкодорова полагает, что «уголовная политика есть научно обоснованная политика противодействия преступлениям, основанная на уголовном и смежном с ним законодательстве, реализуемая правоохранительными органами в тесном взаимодействии с иными государственными органами и организациями, а также с населением, и по своему содержанию представляющая собой стратегию и тактику данной деятельности, ее основные направления, принципы и методы».13
Ю. Е. Пермяков определяет уголовную политику как организацию человеческих взаимоотношений посредством норм и институтов уголовного права. Он утверждает, что субъектом уголовной политики является не государство, а общество, поскольку именно общество формирует сами государственные структуры и определяет направления их деятельности. Указанный автор не признает объектом уголовной политики преступность, поскольку преступности, как особой сферы, вне государства, не существует. По мнению Ю. Е. Пермякова только само общество может выступать объектом осуществляемой им политики.14
Оценивая приведенные научные позиции, необходимо отметить следующее.
Беляев Н. А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. Л., 1986. С. 15.
12 Герцензон А. А. Уголовное право и социология. М., 1970. С. 178.
RedTram Goods
13 Быкодорова Л. В. Линия законности в уголовной политике и направления дальней
шего совершенствования уголовного законодательства. Автореф. дис. ... канд. юрид.
наук. Ставрополь, 1999. С. 9.
Пермяков Ю. Е. Введение в основы уголовной политики. Учеб. пос. Самара, 1993. С 7-8.
17
Глава I
Лучшее приложение Вконтакте 2012 года!
Нажмите ЗДЕСЬ и Вы найдете свою половинку в соцсети ...
Отбелите зубы дома сами
Самый простой способ
избавиться от налета
Самая популярная модель года!
1440.00 руб
Спрос на эту модель колоссален! Количество ограничено!
1.
Определение общества в
2.
Оптимальное определение
3.
Неоправданно включение в
4.
Содержание уголовной политики
целесообразно определять не
через понятие борьбы, предполагающей
какой-либо определенный
Таким
образом, уголовную политику можно
определить как научно обоснованное
направление деятельности органов
государственной власти и общественности,
состоящее в выработке
Поскольку уголовная политика является одним из видов социально значимой деятельности, ее исследование оправданно проводить на основе структурно-функционального подхода, предполагающего определение объекта, субъекта, содержания и форм этой деятельности.
Объектом уголовной политики выступает преступность как «относительно массовое, исторически изменчивое, социальное, имеющее уголовно-правовой характер явление классового общества, слагающееся из всей совокупности преступлений, совершаемых в соответствующем государстве в определенный период времени». '5
5 Кузнецова Н. Ф. Преступление и преступность. М., 1969. С. 173.
Понятие, система и задачи уголовного права
Субъектом з'головной политики выступает в первую очередь государство в лице его федеральных и региональных органов. Прежде всего это представительные органы власти, устанавливающие нормативные основы уголовной политики, затем — органы исполнительной власти и судебные органы, непосредственно реализующие нормативные предписания. Кроме того, учитывая, что эффективность предупреждения преступлений во многом зависит от общественной активности, в реализации уголовной политики задействованы и другие организации: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, благотворительные организации и фонды и др.
Деятельность
указанных субъектов
быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение ви
новных и обеспечение правильного применения закона;
правильная квалификация совершенного преступления и на
значение справедливого наказания;
исполнение наказания и закрепление его положительного ре
зультата;
предупреждение преступлений.
Исходя
из этих направлений, определяется и
структура уголовной политики государства.
Ряд юристов (Н. И. Загородников, Ю. И.
Ляпунов)16 выделяют в рамках уголовной
политики три ее компонента: уголовно-правовой,
уголовно-процессуальный и уголовно-исполнительный.
Другие ученые (Н. А. Беляев)17, наоборот,
считают, что для деления уголовной
политики на три ветви нет достаточных
оснований, поскольку не всякое направление
деятельности государства можно
назвать политикой. Кроме того, Н.
А. Беляев пишет, что эти три направления
имеют общую цель (ликвидацию преступности),
единую сущность (борьба с преступностью
мерами уголовно-правового
16
Загородников Н. И. Советская
уголовная политика и
тики целесообразно как для ее теоретического анализа, так и для уяснения ее практической направленности.
В
последнее время обсуждается
вопрос и о существовании
Таким образом, в структурном отношении уголовная политика представляет собой единство уголовно-правовой, уголовно-процессуальной, уголовно-исполнительной и криминологической политики. Следует признать, что именно уголовно-правовой политике принадлежит ведущая, определяющая роль в деле противодействия преступности. Эта роль детерминирована в первую очередь содержанием уголовно-правовой политики, которое составляет деятельность государства по:
определению принципов, лежащих в основе противодейст
вия преступности;
выработке основных направлений противодействия преступ
ности;
выработке критериев криминализации деяний;
определению направлений деятельности законодательных
органов по созданию уголовного законодательства.
18 Бабаев М. М. О соотношении уголовной и криминологической политики // Проблемы
социологии уголовного права. М., 1982. С. 12.
19 Галиакбаров Р. Р. Уголовное право. Общая часть. Учебник. Краснодар, 1999. С. 13;
Пермяков Ю. Е. Указ. соч. С. 8.
20 Уголовное право. Общая часть. Учебник / Под ред. Н. И. Ветрова, Ю. И. Ляпунова.
С. 10.
Понятие, система и задачи уголовного права
Содержание уголовной политики, ее цели и задачи отражаются в уголовном праве, уголовном законодательстве.
Взаимосвязь
уголовной политики и уголовного
права является двусторонней. Правотворчество
выступает формой реализации уголовной
политики, а потому в праве отражаются
и в нормативном порядке
Информация о работе Уголовная политика России на современном этапе