Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 02:43, дипломная работа
Практика условно-досрочного освобождения характеризуется отсутствием единообразного подхода к признанию осужденного не нуждающимся в дальнейшем отбывании наказания. Пробелы в законодательном регулировании снижают эффективность этого института уголовного права. Сегодняшние реалии таковы, что в исправительных учреждениях как бы развернулось соревнование под девизом "кто больше освободит". Сейчас в России условно-досрочно освобождается 48 – 54 % осужденных, т.е. фактически каждый второй. Однако уровень рецидива условно-досрочных освобожденных практически сопоставим с теми, кто освобождается по отбытию срока наказания. Значит функцию исправления осужденных институт условно-досрочного освобождения не выполняет.
Безусловным основанием для
отмены условно-досрочного освобождения
является совершение условно-досрочно
освобожденным в течение
В тех случаях, когда условно-досрочно освобожденный в период неотбытой части наказания не совершит нового преступления и полностью выполнит условия, определенные ему судом, то он признается полностью отбывшим определенное ему наказание и в последствии считается осужденным к тому сроку, который он фактически отбыл.
Необходимое внимание уделяется также порядку освобождения осужденных и в первую очередь социальной адаптации и реабилитации, а также предотвращению рецидивной преступности.
При организации социальной
работы среди осужденных к лишению
свободы немаловажным является определение
основной цели и средств ее достижения
– только при этом условии она
содержит в себе разумный смысл и
способна объединять людей. Социальная
работа только тогда наполнена разумным
содержанием, когда преследует цель
социализации личности преступника. При
этом имеющиеся у него асоциальные
черты должны исправляться и замещаться
социально ценными свойствами, присущими
воспитанному человеку. В этом смысле
процесс социализации личности преступника
полностью совпадает с
Лица, преступившие закон и отбывающие уголовное наказание в пенитенциарных учреждениях, характеризуются одним общим социальным признаком – неправомерным поведением, которое в конечном итоге и является причиной преступных проявлений. Это свидетельствует о недостаточном социальном и, в частности, нравственном воспитании гражданина.
Каждое преступление можно рассматривать как асоциальное или безнравственное поведение.
Наиболее успешно исправление
личности в пенитенциарных учреждениях
происходит при организации всех
уровней трудового и
Гуманизация уголовного законодательства и системы исполнения наказаний привели к увеличению числа условно-досрочно освобожденных осужденных.
Безусловно, проанализированный институт условно-досрочного освобождения от наказания необходим. Надо освобождать досрочно тех, для кого тюрьма не является «домом родным» кто совершил преступление в силу случайного стечения обстоятельств. Но когда речь идет о тех, чья биография – сплошной срок наказаний, прерываемый лишь на короткое время, необходимы взвешенность и индивидуальный подход, всестороннее изучение личности. Досрочное освобождение право, а не обязанность суда, и применять такое поощрение следует только к достойным.
Давно назрела необходимость в руководящих разъяснениях по данным вопросам пленума Верховного суда РФ, так как судебную практику в этой области нельзя назвать единообразной. Политика государства в области укрепления правопорядка традиционно рассматривалась как борьба с преступностью. Эта политика в зависимости от состояния внутреннего и внешнего положения страны соответствующим образом изменялась то в сторону ужесточения карательного воздействия, то его частичного смягчения. Роль наказания, страха перед ним нельзя недооценивать, но и ни в коем случае не следует переоценивать, видя в нем залог успеха в борьбе с таким социальным недугом, как преступность.
До сих пор лишение
свободы остается самой
Институт условно-досрочного освобождения в свою очередь обладает ресоциализационными свойствами, т. к. способствует сохранению социально полезных связей осужденных и сокращению времени нахождения их вне общества. Появление института условно-досрочного освобождения в России было связано с развитием идей европейских демократов и гуманистов о справедливости применяемых к преступнику лишений, о том, что наказание не должно вызывать у человека особенных мучений и страданий, а способствовать его исправлению и возвращению в общество. Сущность условно-досрочного освобождения заключается в том, что оно служит для освобождения от отбывания наказания осужденного до истечения указанного в приговоре срока при достижении целей наказания. Условно-досрочное освобождение – комплексный институт уголовного и уголовно-исполнительного права, имеющий сложную юридическую природу.
Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания носит поощрительный характер и связывается с правомерным поведением осужденного, добросовестным отношением к труду, обучению, проводимым воспитательным мероприятиям и др. Юридическая природа данного института определяется тем, что цели наказания достигнуты при его реализации, осужденный исправился в условиях отбывания наказания, и поэтому не нуждается в его дальнейшем отбывании. Условно-досрочное освобождение можно охарактеризовать как досрочное освобождение осужденного, отбывшего установленную часть назначенного судом срока наказания от дальнейшего его отбывания при достижении целей наказания под условием несовершения в течение неотбытой части срока наказания нового преступления, исполнения возложенных судом обязанностей и соблюдения общественного порядка.
Материальным основанием
условно-досрочного освобождения
является признание судом
того факта, что осужденный
для своего исправления не
нуждается в полном отбывании
назначенного судом наказания.
При условно-досрочном
Целесообразно введение запретов
условно-досрочного освобождения для
некоторых категорий
Для квалифицированного рассмотрения вопросов, возникающих в ходе исполнения наказания, в т. ч. и условно-досрочного освобождения, необходимо ввести в систему федеральных судов РФ институт пенитенциарных судей. Вопрос об условно-досрочном освобождении должен решаться в полноценном судебном заседании – с участием осужденного, защитника, прокурора и др. заинтересованных лиц. Во избежание нарушения прав условно-досрочно освобожденных перечень применяемых условий при условно-досрочном освобождении должен быть исчерпывающим и не подлежать расширительному толкованию.
Функции специализированного
государственного контролирующего
органа при условно-досрочном
Условно-досрочное освобождение основывается на исправлении осужденных и служит важной предпосылкой успешной ресоциализации лиц, освобожденных условно-досрочно. При этом под ресоциализацией следует понимать совокупность правовых, организационных, педагогических, психологических, воспитательных и иных мер воздействия на осужденных, применяемых с целью изменения их негативных ценностных ориентаций, устранения отрицательных последствий изоляции осужденных, закрепления результатов исправления, включения их в позитивные социальные связи и оказания им постпенитенциарной помощи.
Ресоциализация лиц, освобожденных условно-досрочно из исправительных учреждений, является одной из важнейших проблем криминологии и уголовного права, т. к. показывает, насколько процесс исправительного воздействия был результативным. Но эффективность ресоциализационных мероприятий во многом зависит от наличия и качества деятельности специализированных органов, такие мероприятия осуществляющих. Данную работу должны проводить профессиональные пенитенциарные сотрудники, имеющие определенные знания в области психологии и социологии, т. е. сотрудники уголовно-исполнительных инспекций. Оказание помощи условно-досрочно освобожденным в социальной адаптации может осуществляться уголовно-исполнительными инспекциями при содействии патронажной службы. На уголовно-исполнительные инспекции, в частности, должны быть возложены функции по координации деятельности всех органов и служб по социальной адаптации освобожденных условно-досрочно.
Осуществленный в работе ретроспективный анализ института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в России, определение его понятия, раскрытие вопросов правовой природы, оснований и условий применения рассматриваемого вида досрочного освобождения, с позиции теории и правоприменительной практики, позволили выявить ряд существующих проблем и наметить пути для их реализации.
Так, в ходе дипломного исследования обоснованы следующие выводы;
1. Институт условно-досрочного
освобождения от отбывания
Отсутствие единства во взглядах на его правовую природу, а также некоторые пробелы и недостатки в правовом регулировании и применении рассматриваемого института предопределили необходимость выработки его собственного определения.
Институт условно-досрочного освобождениея от отбывания наказания - межотраслевой институт, регламентирующий основания, условия и порядок освобождения от отбывания наказания ввиду досрочной реализации целей уголовного наказания под угрозой исполнения не отбытой части наказания при несоблюдении условий освобождения.
2. В процессе дипломного исследования нашло подтверждение, что материальное основание условно-досрочного освобождения отражает степень исправления осужденного.
Неверной представляется формулировка, что «лицо... подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания» может означать фактическое исправление осужденного. Скорее содержание рассматриваемой нормы может лишь свидетельствовать о том, что процесс исправления достиг такой своей стадии, когда для его завершения на осужденного может быть прекращено воздействие основных средств, свойственных для достижения целей уголовного наказания, и достаточно лишь контроля, осуществляемого уполномоченным на то государственным органом.Следовательно, условно-досрочному освобождению предшествует убежденность суда в том, что осужденный достиг определенной степени исправления, но полного «фактического» исправления не наступило.
В данной связи, учитывая действующую формулировку, а также, исходя из значения слова «нуждаться», возможно, следовало бы закрепить в уголовном законе следующую трактовку ч. 1 ст. 79 УК РФ:
«Лицо, отбывающее наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части или лишения свободы подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что цель исправления в отношении него достигнута. При этом лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания».
3. Законодательная формулировка
материального основания
Очевидно, существуют объективные данные становления личности на путь исправления, а также значительного уменьшения ее общественной опасности. Именно они определяют решение суда в пользу применения рассматриваемого института. В соответствии с вышеизложенным необходимо закрепить в уголовном законе требования к поведению осужденного в период отбывания наказания и изменить ч. 3 ст. 79 УК РФ, изложив ее в следующей редакции: «Осужденный освобождается условно-досрочно только при отсутствии не снятых и не погашенных дисциплинарных взысканий за нарушения режима отбывания наказания и трудовой дисциплины, примерном поведении и добросовестном отношении к возложенным на него в период отбывания наказания обязанностям, после фактического отбытия...».