Теория государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Правовое регулирование представляет собой сложный и многообразный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств юридического воздействия на общественные отношения.
Юридическая наука различает понятия правового воздействия и правового регулирования. В этом есть определенный смысл, поскольку право уже своим существованием оказывает значительное влияние на поведение людей. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений.

Оглавление

§ 1. Понятие механизма правового регулирования и его элементы.

§ 2. Законность как состояние общественной жизни в правовом государстве.

§ 3. Правопорядок как цель и результат правового регулирования общественных отношений.

§ 4. Законность и свобода, правопорядок и демократия.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 30.30 Кб (Скачать)

Хропанюк В.Н. Теория государства и праваИ ПРАВОПОРЯДОК В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

§ 1. Понятие механизма  правового регулирования и его  элементы.

§ 2. Законность как  состояние общественной жизни в  правовом государстве.

§ 3. Правопорядок как  цель и результат правового регулирования  общественных отношений.

§ 4. Законность и  свобода, правопорядок и демократия. 

§ 1. ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА  ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЕГО  ЭЛЕМЕНТЫ 

Правовое регулирование  представляет собой сложный и  многообразный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств  юридического воздействия на общественные отношения. 

Юридическая наука  различает понятия правового  воздействия и правового регулирования. В этом есть определенный смысл, поскольку  право уже своим существованием оказывает значительное влияние  на поведение людей. Как культурная и информационная ценность, право  определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие  рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование  общественных отношений. 

Тем не менее следует отличать строго определенные средства правового воздействия на общественные отношения, специально предназначенные для их непосредственного регулирования. Эти средства образуют цельный, системный юридический механизм, обеспечивающий урегулированность всей совокупности общественных отношений, которые являются предметом правового регулирования. 

Механизм правового  регулирования — это система  правовых средств, с помощью которых  осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства. 

Основные структурные  элементы механизма правового регулирования. 

1. Нормы права  устанавливают общие и юридически  обязательные правила поведения  тех участников общественных  отношений, которые находятся  в сфере правового регулирования.  Они излагаются в различных  по своей юридической силе  нормативно-правовых актах, не  теряя при этом своей общеобязательности. Основополагающее регулирующее  воздействие нормы права на  общественные отношения состоит в том, что она определяет круг субъектов, на которых распространяется ее действие; формулирует обстоятельства, при которых данные субъекты руководствуются ее предписаниями; раскрывает содержание самого правила поведения; устанавливает меры юридической ответственности за нарушение указанных правил. Норма права — это изначальный элемент механизма правового регулирования, определяющий его основу, те направления правового поведения, которые программируются в реальных общественных отношениях. 

В юридической науке  и практике правовые нормы совершенно справедливо считаются нормативной  основой механизма правового  регулирования, так как в них  сконструирована та модель общественного  отношения, которая соответствует  потребностям и интересам граждан  правового государства. 

Воплощение предписаний  правовых норм в поведении людей  осуществляется через другие элементы механизма правового регулирования  общественных отношений. 

2. Правоотношение  — это важнейший и необходимый  элемент реальной жизни права.  В нем общие, обезличенные права  и обязанности, закрепленные в  нормах права, превращаются в  конкретные и взаимосвязанные  права и обязанности индивидуальных  субъектов (лиц или организаций), в соответствии с которыми  те должны сообразовывать свое  поведение. 

Правоотношение устанавливает  персональную меру возможного и должного поведения участников общественных отношении. При попадании в сферу конкретного правового влияния возможна реализация свободы действий в предусмотренных пределах. Перевод общих прав и обязанностей, содержащихся в правовой норме, в правоотношение дает механизму правового регулирования “возможность” завершить свою регулятивную функцию, то есть реально воплотить права и обязанности субъектов правоотношений в фактические общественные отношения. 

3. Акты реализации  юридических прав и обязанностей  — это фактическое поведение  субъектов правоотношений по  осуществлению их прав и обязанностей. Посредством этих актов достигаются  цели правового регулирования,  удовлетворяются конкретные законные  интересы управомоченных и обязанных лиц. Как отмечалось ранее, основными формами реализации прав и обязанностей являются использование предоставленных нормами права возможностей, исполнение обязывающего правового предписания, соблюдение правовых запретов. При невозможности самостоятельной реализации субъектами права принадлежащих им юридических прав и обязанностей, государство в лице своих компетентных органов осуществляет правоприменительную деятельность, призванную обеспечить их полную реализацию (изымает налоги, назначает пенсии, осуществляет правосудие). 

Четкость и эффективность  механизма правового регулирования  общественных отношений зависит  от правильного толкования норм права  и уровня правосознания субъектов  правового регулирования. Глубокое понимание действительного смысла правовой нормы, знание официальных  разъяснений содержания действующего законодательства значительно повышают качество правового регулирования  общественной жизни. И, безусловно, чем  выше уровень правосознания участников общественных отношений, находящихся  в сфере правового воздействия, тем надежнее действует механизм правового регулирования. 

Генеральной целью  правового регулирования является установление такого порядка в общественной жизни, который бы максимально соответствовал предписаниям правовых норм, заложенным в них принципам социальной справедливости. 

§ 2. ЗАКОННОСТЬ КАК  СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ В  ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ 

Законность —  основа нормальной жизнедеятельности  цивилизованного общества, всех звеньев  его политической системы. Охватывая  своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития (частную  и публичную), законность вносит в  него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов  людей. 

Как устойчивое явление  общественной жизни, законность возникает  и формируется в условиях цивилизованного  общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие условия в значительной мере создаются рыночными экономическими отношениями, при которых свобода  частной собственности становится равной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере производства материальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия  — главная задача закона правового  государства. Имущественное же неравенство  создается не юридическими законами, а естественными возможностями  каждого человека. Поэтому до тех  пор, пока в обществе существует неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед  законом, а следовательно, и о законности. 

Требование соблюдать  изданные государством законы сформировалось давно. Еще римские юристы говорили о безусловной необходимости  соблюдать законы (закон суров, но это закон — dura lex, sed lex). Система римского права явилась юридической базой законности в сфере регулирования имущественных отношений, которая впоследствии рецептировалась в более цивилизованные формы, постепенно наполнявшиеся реальным равенством перед законом всех участников общественных отношений. Формально можно говорить и о законности в феодальном обществе. Так, в период образования централизованных феодальных государств стремление центральной государственной власти обеспечить строгое исполнение издаваемых ею законов было естественно. Петр 1 следующим образом выразил свою мысль о существе законности в Российском государстве: “Понеже ничто так ко управлению государства нужно есть, как крепкое хранение прав гражданских, понежу всуе законы писать, когда их не охранять, или ими играть, как в карты, прибирая масть к масти...”(Цит. по: Воскресенский Н. А. Законодательные акты Петра 1. Т. 1 М.; Л., 1945. С. 107.). 

Законность, как необходимое  условие гармоничного функционирования человеческого общества, становится реальной силой в более позднее  время, когда общественные отношения  приобретают новое качество, то есть когда из отношений зависимости, подавления и угнетения они постепенно превращаются в отношения относительно независимых и свободных производителей материальных благ. Этим создается  необходимая база для действия справедливых, правовых, законов, в одинаковой мере защищающих интересы всех членов общества, участвующих в его воспроизводстве. 

В обществе, функционирующем  в режиме прочной законности, реально  существует четкое разделение и гармоничное  взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей. Руссо, например, видел главную задачу законности в том, чтобы обеспечить счастье  и благо всем гражданам, свободу  и равенство перед законом  для всех. Эти общие идеи, высказанные  не только Руссо, но и многими другими  мыслителями прошлого, находят свое воплощение в современном цивилизованном мире. 

Что такое законность? 

Законность есть строгое и полное осуществление  предписаний правовых законов и  основанных на них юридических актов  всеми субъектами права. 

Законность характеризуется  следующими основными признаками: 

Во-первых, важнейшей  чертой законности является ее всеобщность. Требование соблюдать юридические  нормы относится ко всем, кто находится  в пределах действия права. Никто  не может уклоняться от выполнения установлений, исходящих от государства, точно так же, как и государство  не может уклониться от обеспечения  и защиты законных прав личности. Приоритетным субъектом правового регулирования является гражданин государства. Государство обязано создавать наиболее благоприятный режим для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан. 

Всеобщность, как  необходимая черта законности, в  одинаковой мере относится и к  государству, и к его гражданам. Государство ответственно перед  гражданином, а гражданин — перед  государством. Если в законах государства  выражаются действительные интересы его  граждан, то правовые предписания реализуются  без принудительных мер государственного воздействия. Понятно, что государство не может учесть всю гамму индивидуальных интересов, да и не должно. Однако посредством законодательной деятельности оно может и должно предоставить своим гражданам возможность самостоятельно распоряжаться собственными благами и свободой деятельности. 

Обеспечение всеобщности  соблюдения правовых предписаний —  задача государства и его органов. Обладая необходимыми организационными, материальными и принудительными  средствами, оно призвано надежно  охранять законные права и интересы граждан. Сами граждане вне государственно-правовых структур не могут установить режим законности в общественной жизни. 

Чтобы быть творцом  и “хранителем” законности, государство  должно осуществлять свои властные функции  исключительно на основе и в рамках действующих законов. Одновременно оно должно пресекать любые правонарушения как со стороны своих органов  и должностных лиц, так и со стороны граждан. 

Всеобщность, как  важнейший признак законности, означает, что строгое осуществление законодательных  предписаний является основным, общим  принципом' деятельности всех государственных  органов, общественных, хозяйственных  организаций и граждан. 

Во-вторых, законность неразрывно связана с правом, юридическими нормами. Однако оценить состояние  режима законности в стране можно  только на основании того, в какой  мере законы государства отражают объективные  потребности общественного развития. Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц или определенных социальных групп, не учитывая общих  и индивидуальных интересов всего  населения страны, — законность отсутствует. Если правовые нормы лишь формально отражают интересы различных  слоев населения, но не гарантируют  их, — то и здесь не может быть речи о законности. История изобилует  многими примерами, когда государство  регламентировало практически все  стороны общественной жизни, но такая  регламентация осуществлялась неправовыми законами, которые не имели ничего общего с действительными интересами собственных граждан. Нормативной основой законности являются правовые законы, адекватно отражающие общие и индивидуальные интересы всех участников общественных отношений. 

Таким образом, режим  законности в правовом государстве  предполагает наличие двух взаимосвязанных  факторов: 

— совершенного, четко  отработанного законодательства, отвечающего  потребностям общественного прогресса; 

— полной и безусловной  реализации предписаний законов  и подзаконных правовых актов  государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями. 

Основные требования законности. Термин “требования законности”  основательно прижился в научной  и учебной юридической литературе. В его содержание вкладываются те принципиальные положения правовой жизни общества, без которых реальная законность невозможна. В своей основе требования законности совпадают с  принципами права, поскольку их реализация создает оптимальный режим регулирования  общественных отношений. 

Информация о работе Теория государства и права