Теория государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Правовое регулирование представляет собой сложный и многообразный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств юридического воздействия на общественные отношения.
Юридическая наука различает понятия правового воздействия и правового регулирования. В этом есть определенный смысл, поскольку право уже своим существованием оказывает значительное влияние на поведение людей. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений.

Оглавление

§ 1. Понятие механизма правового регулирования и его элементы.

§ 2. Законность как состояние общественной жизни в правовом государстве.

§ 3. Правопорядок как цель и результат правового регулирования общественных отношений.

§ 4. Законность и свобода, правопорядок и демократия.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 30.30 Кб (Скачать)

И все-таки принципы права и требования законности неоднозначны. Последние являются средством реализации принципов права, совпадая с ними в формулировках. Требования законности — это лишь юридический инструмент воплощения в жизнь общих принципов  права (справедливости, гуманизма, социального  равенства). Более того, сама законность является одним из ведущих принципов  права. 

Каковы же основные требования законности? 

1. Верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам. В правовом государстве закон обладает высшей юридической силой. Он выступает главным, основополагающим регулятором общественных отношений. Те отношения, которые в силу объективных условий должны находиться в сфере правового воздействия, регулируются, как правило, законом. Подзаконные акты действуют лишь в том случае, когда какие-либо отношения законодательно не урегулированы. При этом они должны издаваться в строгом соответствии с законом и на основе закона. 

2. Единство понимания  и применения законов на всей  территории их действия. Законы  предъявляют абсолютно одинаковые  требования ко всем субъектам,  находящимся в сфере их временного  и пространственного действия. Законы  федеративного государства имеют  одинаковую силу на территории  всех государственных образований,  входящих в состав федерации.  Единое понимание сущности и  конкретного содержания законов  обеспечивает законность правоприменительной  деятельности компетентных органов  и должностных лиц. Она соответствует  действительному смыслу закона  и проводит в жизнь заложенные  в нем регулятивные функции. 

3. Равная возможность  всех граждан пользоваться защитой  закона и их равная обязанность  следовать его предписаниям (равенство  всех перед законом и судом). Прочный и эффективный режим законности в обществе возможен только в условиях равенства всех людей перед законом и судом. С одной стороны, субъекты права должны в полном объеме выполнять возложенные на них обязанности, подчиняться требованиям закона. С другой стороны, государство должно создать все необходимые условия для осуществления их законных прав и интересов. 

4. Осуществление  прав и свобод человеком не  должно нарушать права и свободы  других лиц. В условиях правовой  государственности это требование  имеет принципиальное значение, поскольку свобода одного человека  не может быть реализована  в ущерб свободе другого. Закон  не допускает ущемления прав  одних за счет прав других  граждан государства. 

5. Недопустимость  противопоставления законности  и целесообразности. Почему нельзя  противопоставлять законность и  целесообразность? Прежде всего потому, что правовые законы сами обладают высшей общественной целесообразностью. В них максимально отражаются как общественные, так и индивидуальные интересы людей. Целесообразность закона не может игнорироваться целесообразностью житейской. Нарушая требования закона, некоторые должностные лица и граждане оправдывают свои противоправные действия местной или индивидуальной целесообразностью. Они утверждают, что в данных конкретных условиях соблюдение закона нецелесообразно, и подменяют его субъективными противозаконными действиями, с их точки зрения более полезными и нужными для данного случая. 

Законность предполагает, что местные интересы в полном объеме могут и должны удовлетворяться  в рамках закона. И закон предоставляет  такие возможности. Например, при  определении уголовного наказания  судьи, руководствуясь законом, назначают  ту меру наказания, которая наиболее целесообразна для данного случая, с учетом тяжести преступления, личности преступника. 

Следовательно, целесообразность в правовом государстве реализуется  на. основании и во исполнение закона. В каждом отдельном случае закон должен соблюдаться, но в рамках закона должна приниматься та мера, которая является наиболее целесообразной для данного конкретного случая. Закон обладает высшей целесообразностью, поэтому он позволяет учесть все многообразие местных и индивидуальных интересов людей. 

Если же закон  устарел, отстает от потребностей общественного  развития, он должен быть изменен или  заменен в установленном порядке. Но пока закон действует во времени, в пространстве и по кругу лиц, его предписания в равной мере обязательны для всех. Устаревший закон отменяется только законным порядком, и никакие местные органы или  индивидуальные лица не могут нарушать закон, ссылаясь на его нецелесообразность. Они могут обратиться к законодательному органу с просьбой неотлагательной  отмены устаревшего закона, но не более.Мудрый же законодатель всегда отменит или заменит устаревший закон. 

6. Предотвращение  и эффективная борьба с правонарушениями  — важное требование законности. Правовое государство создаст  необходимые материальные, политические, социальные и другие предпосылки  для предотвращения и пресечения  правонарушений. Благоприятные материальные  условия жизни, социальная защищенность  населения, политическая стабильность  в стране, наличие справедливых  правоохранительных законов составляют  реальную основу режима законности. 

Непосредственная  защита интересов субъектов права, любого гражданина, проживающего на территории государства, осуществляется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, арбитражем, милицией. Обеспечивая  законное функционирование общественных отношений, эти органы в необходимых  случаях применяют к правонарушителям различные меры государственного принуждения. 

Центральное место  в системе правоохранительных органов, призванных поддерживать режим законности, принадлежит судам, которые осуществляют свою власть в формах конституционного, гражданского, уголовного и административного  судопроизводства. Любые решения  и действия государственных органов, учреждений, должностных лиц, частных  предпринимателей, нарушающих права  и свободы, могут быть обжалованы в суд. Высший надзор за законностью  осуществляет конституционный суд. В цепях защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека, поддержания верховенства и непосредственного  действия конституции на всей территории страны конституционный суд рассматривает  дела о конституционности нормативно-правовых актов представительных органов  государства, высших и местных органов  исполнительной власти, правоприменительной  практики по жалобам граждан и  другие. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу со дня официального опубликования конституционным  судом соответствующего решения. Решения  конституционного суда являются окончательными, опротестованию и обжалованию не подлежат. Таким образом, требования законности в единстве и взаимодействии обеспечивают стабильность и гармоничность  общественной жизни, способствуют развитию гражданского общества в соответствии с объективными законами исторического  прогресса. 

§ 3. ПРАВОПОРЯДОК КАК  ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 

Мы установили, что  законность представляет собой процесс  осуществления законов. Режим законности означает такое состояние общественной жизни, при котором участники  правоотношений свободно реализуют  принадлежащие им юридические права  и обязанности. Законность есть предпосылка  такого порядка в общественной жизни, который соответствует предписаниям правовых норм. Другими словами, в  результате действия законности в обществе складывается правовой порядок, являющийся целью правового регулирования  общественных отношений. 

Что такое правопорядок? 

Правопорядок —  это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления  предписаний правовых норм всеми  субъектами права. Правопорядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. Качество и степень  правоупорядоченности общественной жизни во многом определяет общее “здоровье” всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной властей, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяются его материальные и духовные потребности. 

В формировании правового  порядка участвуют все элементы механизма правового регулирования  общественных отношений. Их причинно-следственная связь составляет основу правовой жизни  общества, которая и приводит в конечном счете к установлению правового порядка. 

1. Нормы права  — это нормативная предпосылка  правопорядка, первичное звено механизма  правового регулирования, моделирующее  “идеальный” правопорядок. 

2. Правоотношения  — элемент механизма правового  регулирования, обеспечивающий переход  от идеального, предполагаемого  законодателем правопорядка к  установлению конкретного возможного  или должного поведения участников  общественных отношений, предусмотренного  правовыми нормами. На этом  этапе к механизму правового  регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное  и должное поведение субъектов  правоотношений. 

3. Акты реализации  юридических прав и обязанностей  являются завершающей предпосылкой  правопорядка. В условиях режима  законности права и обязанности  участников правоотношений реально  воплощаются в их поведении,  достигают своей цепи и, таким  образом, переходят в такую  систему общественных отношений,  которая и образует правовой  порядок. 

Содержание правопорядка составляет правомерное поведение  субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами  права и достигло целей правового  регулирования. 

Структура правопорядка — это единство и одновременное  разделение урегулированной правом системы общественных отношений  в соответствии с особенностями  их отраслевого содержания. 

Правопорядок есть реализованная система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные  нормами соответствующих отраслей права. В структурном отношении  правопорядок отражает реализованные  элементы системы права. В этой связи  в структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более  зобные группы отношений, которые урегулированы  подотраслями и институтами права. 

Особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений выражается в том, что  складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком  охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определенная часть общественной жизни не нуждается  в правовой регламентации. Она находится  в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций  и других неправовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка. 

Общественный порядок  представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая  складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов. 

В правовом государстве  все элементы общественного порядка  взаимодействуют между собой  и находятся под его защитой. Однако только правопорядок охраняется специальными государственно-правовыми  мерами. Другие элементы общественного  порядка обеспечиваются своими средствами воздействия: моральными, собственно общественными, естественными навыками и привычками, силой традиции. 

В субсистеме отношений, образующих общественный порядок, основным связующим звеном выступает правопорядок, поскольку он в той или иной мере отражает наиболее существенные черты нормативного регулирования в целом. 

Воинский правопорядок — составная часть общего правопорядка. Он формируется на основе общих принципов  права, отражает определенные потребности  жизни общества, без которых оно  не может нормально функционировать. 

Поскольку вооруженные  силы — это специфическая государственная  организация, специально предназначенная  для ведения вооруженной борьбы, то содержание ее деятельности значительно  отличается от поведения других участников общественных отношений, не входящих в  состав данной организации. Этим объясняются  особенности и специфические  черты воинского правопорядка. 

Воинский правопорядок — это такая система отношений, которая складывается между субъектами военного права в результате строгого и точного осуществления ими  предписаний военно-правовых норм. Особенности воинского правопорядка выражаются в следующем: 

Во-первых, воинский правопорядок формируется на основе таких правовых норм, которые специально предназначены для регулирования  специфических общественных отношений, возникающих в области строительства, жизни и деятельности вооруженных  сил. Эти нормы содержатся в различных  актах военного законодательства. 

Во-вторых, воинский правопорядок имеет специфическое  содержание. Он включает только те общественные отношения, которые возникают в  процессе боевой подготовки войск, при  несении военнослужащими внутренней и караульной службы, в ходе выполнения боевых задач в военное время. Такие общественные отношения по своему содержанию характерны только для военной организации и  не имеют распространения в условиях гражданской жизни. 

Информация о работе Теория государства и права