Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 18:24, шпаргалка

Краткое описание

Определите и охарактеризуйте теории происхождения государства.
Определите и охарактеризуйте теории происхождения права.
Назовите и охарактеризуйте признаки государства.

Файлы: 1 файл

Определите и охарактеризуйте теории происхождения государства.docx

— 179.56 Кб (Скачать)
  1. Определите и охарактеризуйте теории происхождения государства.

Формирование государства  у разных народов шло различными путями. Это обусловило различные  точки зрения в объяснении причин возникновения государства. Теологическая теория.Она исходит из того, что происхождение и существование государства является результатом проявления божьей воли. Правители действуют от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости. Патриархальная теория трактует происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной семьи. отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи. договорной теории государство возникло в результате заключения общественного договора. Люди договорились между собой объединиться в государственный союз, создать власть и подчиняться ей. Необходимость объединения людей диктовалась появлением общественного неравенства, породившего несправедливость и конфликты, а также целями выживания в условиях природной стихии и окружения враждебными племенами. Теория насилия объясняет возникновение государства завоеванием одних племен другими, т.е. военно-политическим фактором. После завоевания победители стремятся с помощью насилия утвердить свое господство и образуют для этих целей государственную организацию. Органическая теория. что общество, как и живой организм, подвержено стадийности развития, например переходу от простого к сложному. Это усложнение он видел, в частности, в объединении людей в такие общественные группы, как племя, союз племен, города-государства и т.д. По мнению Спенсера, общество функционирует подобно человеческому организму. марксистская теория происхождения государства. определяли государство как результат социально-экономических процессов развития общества. В государстве власть начинает выражать интересы только одной части населения - экономически господствующего класса, который становится и политически господствующим классом. Государство возникает как орудие в руках имущих классов для удержания в повиновении и подавления сопротивления неимущих слоев. Психологическая теория. объяснял появление государства особыми свойствами человеческой психики, в частности стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни. Ирригационную теорию  объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах. В связи с этим сформировался слой управленцев.

  1. Определите и охарактеризуйте теории происхождения права.

Теологическая теория. Право — это вечное явление, созданное Богом. Представители этой теории считают, что существует высший божественный закон, который должен лежать в основе позитивного права, создаваемого государством. Естественно-правовая школа. две системы права — естественное и позитивное:естественное право существует объективно, независимо от государства (например право на жизнь, на свободу, на достоинство и др.) — поэтому оно не нуждается в государственном закреплении и регулировании. Позитивное право — совокупность норм, создаваемых государством. Оно не должно противоречить естественному праву. Историческая теория. Происхождение права — стихийный исторический процесс. Оно складывается в ходе жизни общества, является продуктом развития нации. Нормативистская право понимание основывается на теории позитивного права, отождествляющего право и закон». (все право — только от государства). Марксистская теория Она соотносит возникновение права прежде всего с экономическими изменениями, произошедшими в первобытном обществе в связи с революцией, возникновением частной собственности и т. д. Под правом понимается воля господствующего класса, возведенная в закон. Психологическая теория. В эмоциональном состоянии в психике людей лежат причины возникновения права. Человеку свойственно, вступая в различные отношения, испытывать определенные правовые чувства: что он должен сделать, что от него ждут. Право не связано с государством и с другими социальными явлениями, обществом.

  1. Назовите и охарактеризуйте признаки государства.

Государство – это форма организации  общества, устройства политической власти и административно-территориального деления.

Территория определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств. Население — подданные государства, на которых распространяется его власть и под защитой которого они находятся. власть она является политической, или, иначе говоря, государственной властью и организуется с помощью специального аппарата власти, управления и принуждения. Налоги Только государство располагает системой принудительно взимаемых налогов и иных обязательных платежей. Наличие аппарата принуждения система органов и наличие особого "класса чиновников" посредством которых функционирует и развивается государство. Издание законов и правил, обязательных для всего населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом. Суверенитет государственной власти означает ее верховенство и независимость от любых других властей страны и независимость ее на международной арене. Кроме перечисленных основных признаков каждое государство имеет и неосновные признаки. Это символы — гимн, герб, флаг.

  1. Назовите и охарактеризуйте функции государства.

Функции государства – это главные направления его деятельности. В них выражается его сущность, то есть роль и назначение государства в обществе. Внутренние функции:

1) экономическая, формирование  и исполнению бюджета, определению  стратегии экономического развития  общества, стимулированию предпринимательской  деятельности и т.п.; 2) социальная, выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества 3) правоохранительная, которая направлена на укрепление правопорядка и законности в государстве; 4) культурно-просветительная, призванная обеспечить культурный и образовательный уровень граждан, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования учреждениями и достижениями культуры.

Внешние функции:

1) экономическое сотрудничество  с другими странами; 2) оборона страны от нападения извне, охрана государственных границ; 3) участие в межгосударственных мероприятиях по урегулированию международных и внутригосударственных конфликтов; 4) борьба за мир и мирное существование; 5) научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами; 6) взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды и созданию необходимых условий для экологического выживания мирового сообщества.

  1. Форма правления: определение и характеристика.

Форма государственного правления - это  организация вышестоящих органов  государственной власти, характер и  принципы их взаимодействия с другими  органами государства, с политическими  партиями, классами и социальными  группами. За формами правления все  государства разделяют на две  больших группы: - монархии; - республики.

Монархия - это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху. Власть монарха передается, как правило, по наследству. Все монархии делятся на: абсолютные, ограниченные, дуалистические, теократические, сословно-представительные. При абсолютной монархии власть монарха не ограничена.  ограничены монархии - парламентскими или конституционными. Они характеризуются тем, что власть монарха ограничена парламентом или конституцией. теократическая монархия - это такая форма правления, когда абсолютная власть религиозного лидера сливается с государственной властью. Сословно-представительная монархия характеризуется тем, что рядом с монархом - главой государства существует совещательный представительный орган определенных классов или всего населения.  

Республика - это такая форма правления, при которой полномочие высших государственных органов осуществляют представительные выборные органы. Президентская республика характеризуется тем, что президент избирается всем населением, так как и парламент. В такой республике президент формирует и возглавляет правительство, является главой государства и формально не подотчетный парламенту. Полупрезидентская или смешанная - это такая республика, когда президент - глава государства избирается народом, так как и парламент. В такой республике правительство избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Парламентская республика характеризуется центральным положением парламента (законодательная власть), который избирает главу государства - президента и правительство - исполнительную власть. 

  1. Форма государственного устройства: определение и характеристика.

Формой государственного устройства – это деление тер-рий гос-ва на части, определение правового положения частей, определение субординации центра и тер-рий. унитарными государствами называют единые и централизованные государства, власть сосредоточена в центре, а тер-рии не имеют существенных прав, существует единая система гос органов и единая форма гос устройства. Федеративное гос – устройство органов гос власти подразделяется на центральное и устройство тер-рий. Конфедерация – это межгосударственные объединения или временные юридические союзы суверенных государств, которые создаются для решения политических, социальных, экономических задач.

  1. Политический режим: определение и характеристика.

Гос режим – это совокупность приемов, способов, методов осуществления власти. два основных метода: убеждения и принуждения. Демократический Государственная власть осуществляется с учетом конституционных положений о разделении властей, системы сдержек и противовесов и т.д. Методы принуждения строго ограничены законом, массовое или социальное насилие исключается. Авторитарный. При таком режиме преобладают методы принуждения, но при этом сохраняются некоторые черты либерализма. Тоталитарный. Режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения.

  1. Охарактеризуйте место государства в политической системе общества.

Особое место государства  как составной части политической системы обусловлено следующими факторами:

Во-первых, государство - это  единственная полновластная организация  в масштабе всей страны.

Во-вторых, государство определяет основные направления развития общества в интересах всех и каждого.

В-третьих, государство является официальным лицом (представителем) внутри страны и на международной  арене.

  1. Правовые семьи: определение и характеристика.

Правовая семья - это несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков (пути формирования и развития; общность источников, принципов регулирования, отраслевой структуры; унифицированность юридической терминологии, понятийного аппарата; взаимозаимствование основных институтов и правовых доктрин).

1) романо-германскую (семью континентального права); единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты; главная роль в формировании права отводится законодателю, писаные конституции, обладающие высшей юридической силой; деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли; правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина 2) англосаксонскую (семью общего права); основным источником права выступает судебный прецедент; ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду; на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина; отсутствует классическое деление права на частное и публичное; юридические доктрины, как правило, носят сугубо прагматический, прикладной характер. 3) религиозную (семью мусульманского и индусского права); главный творец права - Бог, а не общество, не государство; источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности; особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения; отсутствует деление права на частное и публичное; 4) традиционную (семью обычного права). доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение; обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов; нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время все больше и больше; судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права;

  1. Норма права, как социальный регулятор.

Нормативные регуляторы обеспечивают определенное состояние общественных отношений, в том числе и с  помощью мер социального принуждения. К нормативным регуляторам относятся: нормы права, морали, религиозные, корпоративные  нормы, обычаи (в том числе деловые  обыкновения) и др. Все социальные регуляторы образуют социальные нормы, т.е. общепризнанные или достаточно распространенные правила поведения  людей. Социальные нормы регулируют не любые, а наиболее типичные, массовые общественные отношения, которые фактически утвердились в жизни. Несмотря на разнообразие социальных норм, у них есть общие черты: 1) все они регулируют общественные отношения; 2) все социальные нормы адресуются людям или их объединениям; 3) они определяют границы должного и возможного поведения; 4) преследуют одну и ту же цель - упорядочение общественных отношений;

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"