Предмет теории государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 15:01, шпаргалка

Краткое описание

В самом общем виде предмет теории права и государства можно обозначить как закономерности, свойства, стороны, характеристики, общие для всех государственно-правовых явлений и процессов. В любом случае эта проблематика является обязательной составляющей предмета общей теорий права и государства. Вместе с тем нужно учитывать, что теория права и государства может выходить на разные уровни обобщения, и можно вести речь о закономерностях и свойствах определенного круга государственно-правовых явлений. Например, когда речь идет о том или ином типе права и государства.

Файлы: 1 файл

текст тгп.doc

— 1.28 Мб (Скачать)

1. Предмет теории  государства и права.

Каждая наука имеет свой предмет  исследования. Без предмета, как  замечал еще Гегель, не может быть и самой науки. Предмет определяет самостоятельность науки, ее право на существование.

Наряду с предметом науковедение выделяет объект науки. Объект есть некая целостность, которая может изучаться и изучается многими науками, и каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет, то есть определенный участок, «срез», сферу, проблематику, выделенные в данном объекте. Таким образом, предмет науки - это то, что наука изучает, теоретически осваивает в каком-либо объекте.

Для общей теории права и государства  в качестве объектов выступают право  и государство, которые в то же время изучаются и другими  науками -как юридическими, так и неюридическими (философией, политической наукой, социологией и др.).

В самом общем виде предмет теории права и государства можно  обозначить как закономерности, свойства, стороны, характеристики, общие для  всех государственно-правовых явлений и процессов. В любом случае эта проблематика является обязательной составляющей предмета общей теорий права и государства. Вместе с тем нужно учитывать, что теория права и государства может выходить на разные уровни обобщения, и можно вести речь о закономерностях и свойствах определенного круга государственно-правовых явлений. Например, когда речь идет о том или ином типе права и государства.

Существует точка зрения, что  к предмету теории права и государства  следует относить не только закономерное, но и случайное (проф. А.Б. Венгеров). Видимо, случайное тоже нужно изучать, чтобы отделить его от закономерного. Ведь становление общей теория права и государства как системы знаний происходит все-таки на основе общих сведений о праве и государстве.

Говоря о предмете теории права и государства, следует проводить различие между наукой и учебной дисциплиной. Учебная дисциплина базируется на науке, может иметь одно с ней название, но это разные системы, каждая из которых имеет свою цель и свое строение. Учебная дисциплина представляет собой систему определенных теоретических сведений, построенную в соответствии с конкретной учебной программой и предназначенную для подготовки специалистов того или иного профиля. Учебная дисциплина ничего не изучает (она изучается сама), и поэтому она не обладает такими характерными для науки атрибутами, как предмет и метод. Применительно к учебной дисциплине можно говорить лишь о специфике ее построении, методике изложения научных сведений. Поэтому заблуждается проф. Бабаев, когда находит предмет и метод у учебной дисциплины, отождествляя их с предметом и методом науки (см.: Общая теория права: Курс лекций. Нижний Новгород, 1993. С. 34).

Предмет теории права и государства  является достаточно сложным образованием, и составляющую его проблематику можно определенным образом сгруппировать.

 

Исследование предмета теории права  и государства предполагает характеристику:

а) сущности права и государства;

б) общих черт, присущих праву и  государству любого типа и любой  системы;

в) общих закономерностей генезиса (происхождения) права и государства;

г) типов и форм права и государства;

д) общих закономерностей, принципов, механизмов развития и функционирования права и государства;

е) общих закономерностей связи  права и государства друг с  другом и другими социальными явлениями; и др.

Нужно заметить, что к предмету теории права и государства относится  и проблематика, связанная с ее «самопознанием» - с характеристикой  ее предмета, метода, места в системе наук и т. п. То есть и тот вопрос, который обсуждается сейчас.

Сложность предмета теории права и  государства определяется и тем, что он охватывает не только статические  моменты (собственно право и государство), но и их динамику (в частности, процесс правового регулирования).

Следует учитывать и то обстоятельство, что предмет общей теории права и государства складывается, собственно, из предметов двух, хотя и тесно связанных, но тем не менее самостоятельных теорий - общей теории права и общей теории государства. Это тоже накладывает свой отпечаток на своеобразие предмета данной науки. Скорее всего, что в дальнейшем общая теория права и государства будет существовать лишь как комплексная учебная дисциплина, базирующаяся на двух науках - общей теории права и общей теории государства.

Проф. С.С. Алексеев предлагает в предмете общей теории права выделять:

а) закономерности права;

б) догму права - непосредственное юридическое содержание правовых отраслей;

в) технику юриспруденции - средства и приемы практической работы юридических  органов по правотворчеству и применению права.

Существует точка зрения, что  к предмету теории права и государства  относятся «основные государственно-правовые понятия, общие для всей юридической науки» (проф. М.И. Байтин). В целом это верно, но лишь в том случае, когда происходит «самопознание» теории права и государства. Во всех других случаях общетеоретические понятия, выводы, конструкции выступают результатам разработки предмета и входят непосредственно в информационную систему науки, в ее содержание.

 

 

 

2.Методология  теории государства и права.

Знаменитый немецкий философ Георг  Вильгельм Фридрих Гегель говорил, что метод есть орудие, которое стоит на стороне субъекта, есть средство, через которое субъект соотносится с объектом. Таким образом, метод как определенное средство может касаться любой сферы человеческой деятельности, в том числе и такой ее разновидности, как исследовательская, познавательная деятельность. (В пер. с греческого «methodos» означает «способ, путь следования».)

Метод в науке, в научной деятельности — это знание, с помощью которого добывается новое знание. То есть один и тот же фрагмент знания в одном случае может рассматриваться как теория (разрабатываемое знание), а в другом - как метод (знание, с помощью которого разрабатывается теория). Это в полной мере относится к общей теории права и государства, становление которой как теории происходит на базе своей методологии, в свою очередь, система ее знаний выступает как метод по отношению к отраслевым юридическим наукам.

Слово «методология» в научной  литературе трактуется двояко:

а) как учение о методе;

б) как система методов, используемых в той или иной науке, теории.

В основе методологии (системы методов) общей теории права и государства лежит философия, законы и категории которой являются всеобщими, универсальными и распространяются на все явления окружающего нас мира, включая право и государство. Можно выделить следующие аспекты методологической роли философии:

а) законы и категории философии  могут использоваться в изучении права и государства непосредственно (например, формы и содержания правоотношения);

б) в рамках философии разрабатывается  общее учение о методе - теория методологии. Здесь формируются как общие подходы, например диалектический, так и конкретные философские методы: методы анализа и синтеза, качественного и количественного анализа, исторический и логический методы, формализации и содержательного изучения, абстрагирования и конкретизации, сравнения и обобщения, раскрытия причинно-следственных связей и т. п.;

в) философское знание является базой для формирования общенаучных и частных методов общей теории права и государства.

Переходными от философских категорий  к специально-научным понятиям являются так называемые общенаучные категории, которые не отвечают признаку всеобщности и универсальности философских понятий, но тем не менее имеют общенаучное значение. Общенаучными являются категории системы, структуры, элемента, функции, информации, модели, вероятности и др. Общенаучные категории - это качественно новый тип понятий, появившийся как следствие интеграции научного знания и выступивший теоретическим основанием новых методологических подходов - системного, а также структурного и функционального как его разновидностей, информационного, метода моделирования, вероятностного (синергетического), метода экстраполяции и др.

Специфическим общенаучным методом  является математический, который своим предметом имеет количественную сторону явлений, немаловажную в изучении права и государства. Практика использования философских и общенаучных методов в исследовании права и государства обусловливает появление в содержании этих методов характерных, специфических элементов, и они предстают в виде историко-правового метода, метода сравнительного право- и государствоведения, метода правового моделирования и др. В таком виде они обретают в правоведении название частных методов правовой науки, являясь, по существу, специфическим преломлением общефилософских и общенаучных методов.

Частнонаучные методы правоведения и, в частности, общей теории права и государства могут складываться и путем использования данных, а также методологических приемов других конкретных наук - статистики, социологии, кибернетики, психологии и др. Метод социологии, например, сам является комплексным и включает в себя математический, статистический методы, метод социального эксперимента.

В правовой методологии выделяют категорию  специальных методов, к которым относят, в частности, формально-догматический метод (его называют также специально-юридическим, формально-юридическим) и метод толкования. Иногда к этой группе относят сравнительно-правовой метод. Однако надо заметить, что формально-догматический метод выделяется не столько по своим методологическим особенностям, сколько по объекту исследования -догме Права. Толкование же права отличает его особая цель - практическое осуществление юридических норм, а составляют его те же приемы познания права, в том числе и специально-юридический метод.

Важное место в методологии  общей теории права и государства  занимает метод сравнения. Сравнительное правоведение представляет собой, по существу, целое теоретическое направление (компаративизм). Родоначальником этого метода является Аристотель, который сравнил конституции 158 греческих и варварских городов. Метод сравнительного исследования имеет своим объектом аналогичные или сходные институты двух или нескольких политических и правовых систем. Сравнительный метод может быть синхроническим (синхронным) и диахроническим (сравнительно-историческим).

Метод сравнения включает в себя следующие этапы:

а) изучение сравниваемых институтов по отдельности;

б) сравнение выявленных признаков  с позиций их сходства и различия;

в) оценку результатов.

По своей природе метод сравнительного право- и государствоведения является комплексным (собственно, как и другие частноправовые методы): он имеет философскую базу, использует метод аналогии, включает в себя формально-логические, специально-юридические и другие приемы.

Конкретно-социологический метод  также олицетворяет собой особое направление общетеоретических исследований - социологию права, которая изучает «право в действии»: связи права с жизнью, эффективность государственно-правового регулирования. Правосоциологический метод отличают прежде всего целевое назначение и содержание, а приемы используются традиционные (общесоциологические): наблюдение, анкетирование, опросы, анализ документов и др.

Большое значение для познания общих  закономерностей права и государства имеет метод аналогии, который лежит в основе и метода моделирования, и метода экстраполяции и др. Так, основной признак и назначение модели – быть аналогом прототипа, что позволяет делать выводы по аналогии, то есть выводы, в которых посылки относятся к одному объекту (модели), а заключение - к другому (прототипу, то есть моделируемому явлению).

В методологии  правоведения еще не полностью оценен метод экстраполяции (распространения), который позволяет формировать общеправовое и общегосударственное знание путем надежных аналогий, то есть распространять знания, полученные при изучении одного юридического явления, на другие (аналогичные) явления и тем самым увеличивать объем общетеоретических знаний.

3. ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ПРАВА  И ГОСУДАРСТВА

Функции теории (науки) есть те направления  ее действия, которые требуются, которые необходимы для решения стоящих перед ней задач. Понятие «функция» применительно к теории, как и применительно к любой системе, дает нам описание, характеристику именно требуемого, должного действия (деятельности) или состояния, и в этом плане функцию теории (науки), как и функцию любой системы, следует отличать от ее реального, фактического действия и состояния, которые на практике от функции могут отклоняться. Поэтому функция - один из критериев (эталонов) оценки состояния и действия теоретической системы.

Теории права и государства, как и любой науке, безусловно, присуща теоретико-познавательная (гносеологическая) функция, которая заключается в исследовательской разработке своего предмета, в его теоретическом освоении. На основе реализации данной функции происходит становление теории права и государства как системы знаний. Особенность этой функции состоит в том, что она выполняется наукой как бы «для себя», для своего развития, и в этом смысле осуществление теоретико-познавательной функции является условием существования науки. Содержательная сторона данной функции определяется спецификой предмета и используемой методологией. Заметим, что вся та методология, о которой ведется речь применительно к теории нрава и государства, рассматривается через призму именно теоретико-познавательной функции, ориентирована на нее.

Информация о работе Предмет теории государства и права