Предмет теории государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 15:01, шпаргалка

Краткое описание

В самом общем виде предмет теории права и государства можно обозначить как закономерности, свойства, стороны, характеристики, общие для всех государственно-правовых явлений и процессов. В любом случае эта проблематика является обязательной составляющей предмета общей теорий права и государства. Вместе с тем нужно учитывать, что теория права и государства может выходить на разные уровни обобщения, и можно вести речь о закономерностях и свойствах определенного круга государственно-правовых явлений. Например, когда речь идет о том или ином типе права и государства.

Файлы: 1 файл

текст тгп.doc

— 1.28 Мб (Скачать)

Названные факторы объективно влияют на возможности жизнеобеспечения страны, ее развития. Вместе с тем в период становления геополитики как науки, используя вполне здравую идею о возможности нейтрализации и компенсации невыгодных моментов пространственного положения за счет внешнеэкономической и политической деятельности, предпринимались попытки теоретического обоснования военной агрессии в отношении других государств (в Германии такой подход культивировался с начала первой мировой войны). Этим обстоятельством в основном и определялось негативное отношение к геополитике. В целом же геополитику можно считать прародительницей политики, самой древней «политикой», когда большие организованные группы людей в первобытном обществе определяли свое местоположение, свои действия и отношения с другими первобытными социумами в зависимости от геоприродных факторов.

В содержании геополитики как реальном политическом явлении можно выделить два аспекта, или две разновидности геополитического «поведения» государства:

а) когда государство в своей  политике исходит из геополитического положения страны как из некой объективной данности, которая присуща ему исторически и которую государство в данных политических условиях изменить не может. Государство в данном случае рассматривает свое геополитическое положение как величину постоянную, и искусство геополитики здесь состоит в том, чтобы максимально полно использовать наличные геополитические факторы и компенсировать свою геополитическую неподвижность за счет других факторов (индустриального развития общества, освоения новых технологий, развития коммуникаций и др.);

б) когда деятельность государства непосредственно направлена на улучшение геополитического положения страны.

В настоящее время актуальны  как первая разновидность геополитики, так и вторая, которая не обязательно  связана с военными действиями государства. Постоянные геополитические интересы этносов в современном мире могут и должны осуществляться демократическим и цивилизованным путем: через собирание народов в содружества на основе новых форм государственного устройства и государственных союзов.

Для Российского государства геополитическая функция стала особенно значимой с XVI в. В результате ее последовательного осуществления Россия в геополитическом отношении развивалась непрерывно и гармонично, и к XIX в. «государство легло в своих естественных геополитических пределах» (B.C. Ковалкин).

В конце XX в. после распада Советского государства Россия находится в  новой геополитической реальности. От Советского Союза Российская Федерация унаследовала 75% территории и 51% населения. Как замечает B.C. Ковалкин, «Россия оказалась «задвинутой» в глубь евразийского континента, отброшенной к тем рубежам, которые она занимала несколько столетий назад». Значительно ухудшились ее доступы к открытым морям, а вокруг образовалась обширная зона политической нестабильности. Вместе с тем Россия остается крупным государством, сохраняющим единый массив территории и геополитическую уникальность евразийского государственного образования. Она имеет историческую перспективу сохранения и развития своей государственности, выполнения традиционной роли «хранителя» и «собирателя» этносов и народов.

16. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

Наиболее полное представление  о государстве, как и о любом  явлении, можно составить лишь на основе подхода к нему с трех позиций, или по трем направлениям:

а) с точки зрения функциональной (функциональная характеристика);

б) с точки зрения субстанциональной (субстанциональная характеристика);

в) с точки зрения генезиса (генетическая характеристика).

В рамках функциональной характеристики явление получает объяснение как  то, что способно производить определенную работу, осуществлять определенную деятельность. Например, определение автомобиля, сформулированное на основе функционального подхода, может звучать следующим образом: автомобиль - это устройство, предназначенное для перевозки по суше грузов и пассажиров. С позиций субстанционального (содержательного, сущностного) подхода автомобиль можно описывать как самоходное транспортное средство, передвигающееся по безрельсовым дорогам и имеющее двигатель, три и более колеса, рулевое управление и т. д. С точки же зрения генезиса (происхождения), автомобиль - это то, что производят на автомобильном заводе.

Таким образом, можно заметить, что  основной в этом ряду является субстанциональная характеристика явления: она дает понимание его сущности, строения, характерных свойств (субстанциональных признаков). Функциональная и генетическая характеристики выступают как дополнительные к субстанциональной и вносят в общее понятие явления его функциональные и генетические признаки.

Тем более, сказанное о значении и порядке использования в описании тех или иных объектов субстанционального, функционального и генетического подхода касается таких явлений, как государство и право, генезис которых скрыт от нас тысячелетиями, и на этот счет можно строить только более или менее достоверные предположения. Поэтому в учебной литературе было бы более логично начинать характеристику как государства, так и права с их субстанциональной характеристики. Тем более, что данные явления существуют перед нашими глазами в своем развитом виде.

Кроме того, следует различать логики трех процессов:

а) логику реального становления  и развития явлений и событий (онтологический процесс);

б) логику научного незнания этих явлений  и событий (гносеологический процесс);

в) логику объяснения, изложения, передачи полученных сведений, то есть логику обучения (процесс обучения).

Логики последних двух процессов  в значительной мере могут совпадать, особенно при проблемном обучении, когда обучаемый ведется к  тому или иному знанию по пути научного поиска. А вот, что касается онтологического процесса (реального, фактического процесса зарождения и развития явлений) и процесса обучения (процесса изложений знаний об этих явлениях), то их логики явно не совпадают. Ведь то обстоятельство, что государство или право вначале зарождалось, а потом развивалось, еще не означает, что и их характеристику следует начинать с учебных тем об их происхождении. В этом случае получается, что речь идет о происхождении того, еще неизвестно чего, то есть объясняется происхождение неизвестного явления. На таком пути трудно объяснить и понять и сам процесс происхождения государства и права.

Имея перед собой в настоящем  времени государство и право  в развитом виде, их описание следует начинать субстанциональным подходом (соответствующие разделы в учебной литературе обозначаются как «понятие государства» и «понятие права»), а затем уже дополнять субстанциональную характеристику (сущности, строения, свойств) функциональной характеристикой и более или менее достоверными версиями о происхождении права и государства.

К достоверно установленным обстоятельствам, связанным с происхождением государства, можно отнести то, что:

а) государство существовало не всегда (первые государственные образования возникли около 5 тыс. лет назад: до этого в течение полутора миллионов лет существовала первобытная организация общества);

б) оно возникло как продукт общественного  развития;

в) на определенном отрезке времени;

г) в ходе длительного исторического  процесса;

д) под влиянием целого ряда факторов.

В ряду таких факторов называют географический фактор, экологический, религиозный, национальный, психологический и др.

Вместе с тем нужно выделить основные моменты (факторы, процессы), которые вызвали появление государства  и постоянно обусловливают необходимость его существования. К таким факторам, обусловившим потребность в новом устройстве общества, следует, видимо, отнести:

- возникновение необходимости  по-новому (на новом принципе) организовать управление социальными, прежде всего производственными, процессами в масштабе общества;

- социально-имущественную дифференциацию  общества, его расслоение, а отсюда - дифференциацию интересов на индивидуальные, семейные, групповые (коллективов, слоев, классов и т. п.), а также общества в целом, и как следствие - появление функции «общих дел».

Появление самих этих факторов в  литературе объясняют неолитической  революцией - переходом от присваивающей  экономики к производящей, которая, в свою очередь, была обусловлена, по мнению авторов, экологическим кризисом - резким изменением климатических условий и вымиранием крупных животных (мамонтов, шерстистых носорогов и др.).

Из такого подхода можно сделать  вывод, что если бы не было резкого  изменения климатических условий, то не было бы и государства. Думается, все-таки, что возникновение государства является следствием не революций и природных кризисов, а результатом нормального эволюционного развития общества, следствием реализации социальной программы развития человечества. Общество как саморазвивающаяся и самоуправляемая система имеет свои собственные, внутренние механизмы и стимулы развития. И этот процесс самоорганизации общества никогда не останавливался и происходит сейчас, уже как общепланетарный процесс формирования наднациональных, надгосударственных органов координации и управления. (Точно так же, как государство в свое время поднялось над родовыми, семейными, групповыми интересами и приняло на себя функцию «общих дел».)

Налаживание производства в масштабе общества и социальное расслоение шли  как два взаимосвязанных процесса, но в общем процессе формирования того или иного государства мог занимать превалирующее значение, выступать на первый план как тот, так и другой. Так, в литературе указывают на «восточный путь» возникновения государств, основанных на так называемом азиатском способе производства, когда появление государства было вызвано необходимостью проведения масштабных общественных работ (строительство и эксплуатация ирригационных сооружений, организация поливного земледелия). Экономика в таком государстве основывалась на государственной и общественной формах собственности, а социальное расслоение явилось следствием узурпации не самих средств производства, а управления ими (появляется слой профессиональных управленцев, своего рода государственной «номенклатуры»).

Первичным фактором процесса государствообразования на территории Европы («европейский путь») выступил процесс социально-имущественного расслоения общества (процесс классообразования), вызванный формированием частной собственности. Этот путь возникновения государств подробно описан в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Названные основные факторы генезиса государства в конкретно-исторических условиях проявляли себя по-разному и дополнялись в каждом конкретном случае целым рядом специфических обстоятельств.

 

17-2. Основные  подходы к пониманию права.

Право – это совокупность правил поведения (норм), выражающих государственную  волю общества, направленных на регулирование  общественных отношений и охраняемых в случае нарушения силой государственного принуждения. Т.о. это регулятивная система, выраженных в нормативных актах, судебных прецедентах и других источниках, которая воздействует на общественное отношение с целью их упорядочения, стабилизации и развития.

Термин право используется в  нескольких значениях:

Во-первых, правом называют социально-правовые притязания людей (право человека на жизнь, право народов на самоопределение  и т.п.), которые обусловлены природой человека и общества и считаются  естественными правами.

Во-вторых, под правом понимается система  юридических норм. Это право в  объективном смысле, ибо нормы  права создаются и действуют  независимо от воли отдельных лиц.

В-третьих, названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация (граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т.д. организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни и т.п.). Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т. е. о праве, принадлежащем отдельному лицу – субъекту права.

В-четвертых, термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин «правовая система» (англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы и т.д.).

Надо помнить также, что термин «право» употребляется и в  неюридическом смысле. Существуют моральные права, права членов общественных объединений, партий, союзов, права, возникающие на основании обычаев, и т. д. Поэтому особенно важно дать точное определение понятия права, установить признаки и свойства, отличающие его от других социальных регуляторов.

В теории права отчетливо формулируются  два основных подхода к понятию права:

1) Монистическое (узкое) понимание  права: право – это система правил поведения, т.е. объективно обусловленная регулятивная система, воздействующая на общественные отношения совокупностью норм (правил поведения). Но правила эти не произвольны, не субъективны, а определяются глубинными потребностями и условиями жизни общества. Они (эти правила) системны и обеспечивают стабильность, устойчивость, упорядоченность общественных отношений. Эти правила выражают и защищают интересы тех или иных классов, социальных групп, всего общества. Они устанавливаются или закрепляются государством и обеспечиваются возможностью государственного принуждения.

2) Плюралистическое (широкое) понимание права: право – мера свободы личности.

Свобода понимается как возможность  действовать по собственному усмотрению, это возможность выбора, возможность  поступать по своей воли, без принуждения. Право – это мера свободы, ее границы. Право – социально обусловленная мера свободы (в каждом обществе складывается свое право, человек обладает различными возможностями). Право – равная мера свободы (оно предоставляет равные возможности добиваться своих целей правовыми способами). Свобода выражается двояко. Во-первых, в нормах права, в общих правилах поведения, в том, что касается каждого человека и всех людей одновременно. Наряду с этим, во-вторых, право выражается и в субъективном праве, которое представляет собой меру возможного поведения каждого отдельного лица.

  1. Нормативный подход.

Развитие советской правовой мысли  после Октябрьской революции  складывалось на основе марксистского  учения о государстве и праве, в процессе острой критики рассмотренных  выше и других буржуазных теорий права, хотя и под влиянием некоторых из них. Усилиями видного ученого-юриста Вышинского, в конце 30х годов было выработано нормативное понимание и определение права и просуществовало до конца 80х годов. Оценивая сложный путь, который прошла с тех пор юридическая наука в нашей стране, есть основания утверждать, что нормативное понимание права явилось определенным ее достижением, несмотря на отдельные недостатки и даже ошибки.

Информация о работе Предмет теории государства и права