Предмет теории государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 15:01, шпаргалка

Краткое описание

В самом общем виде предмет теории права и государства можно обозначить как закономерности, свойства, стороны, характеристики, общие для всех государственно-правовых явлений и процессов. В любом случае эта проблематика является обязательной составляющей предмета общей теорий права и государства. Вместе с тем нужно учитывать, что теория права и государства может выходить на разные уровни обобщения, и можно вести речь о закономерностях и свойствах определенного круга государственно-правовых явлений. Например, когда речь идет о том или ином типе права и государства.

Файлы: 1 файл

текст тгп.doc

— 1.28 Мб (Скачать)

Объективное право - это разновидность  социальных норм, социальный регулятор, то есть как бы «право вообще». Характерно, что в этом смысле о праве невозможно говорить во множественном числе: если речь идет о «правах», значит имеются в виду права субъективные. Когда объективное право рассматривается вне связи с субъективным юридическим правом, то его называют просто «правом»: гражданское право, административное право и т. д.

Субъективное юридическое право - явление, тесно связанное с объективным правом, обусловленное им, возникающее на его основе, но тем не менее качественно от него отличающееся, то есть другое явление.

Анализируя данный вопрос, следует  сразу разграничить две проблемы:

а) проблему объективного и субъективного  в праве;

б) проблему объективного права и  субъективного юридического права.

Первая имеет философский характер и смысл ее в том, чтобы определить, в какой степени то явление  общественной жизни, которое юристы именуют «объективным правом», объективно, а в какой — субъективно. Наша же проблема лежит в плоскости юриспруденции, и субъективное юридическое право здесь называется «субъективным» лишь по одной причине: оно есть нечто, принадлежащее субъекту. Поэтому его даже проще было бы именовать не «субъективным», а «субъектным» правом.

Иногда можно встретить такое  определение: «субъективное право - это право субъекта». Кроме явной неполноты и тавтологичности, оно страдает еще одним серьезным недостатком. Ведь в силу такого специфического обстоятельства, как существование в правоведении еще одного, качественно отличного, понимания слова «право» - как особой разновидности социальных норм, можно прийти к довольно абсурдному выводу: субъективное юридическое право есть некая система норм, почему-то принадлежащая отдельному субъекту.

В определении субъективного юридического права должно быть дано объяснение каждому из трех слов, составляющих данный термин:

а) почему оно «субъективное»;

б) что означает «юридическое»;

в) какой смысл в этом случае вкладывается в слово «право».

Субъективное юридическое право - это предоставленная субъекту права юридическими нормами в целях удовлетворения его интересов мера возможного (дозволенного) поведения в правоотношении, обеспеченная корреспондирующей обязанностью другого субъекта правоотношения и гарантированная государством.

Данное определение базируется на следующих признаках:

1. Речь идет о возможности  определенного поведения.

2. Эта возможность предоставляется  не кому-либо, а именно субъекту  права (лицу правоспособному).

3. Предоставлено субъекту права  в целях удовлетворения его  интересов.

4. Существует в правоотношении.

5. Имеет свои границы, будучи  мерой поведения. Нарушение этой  меры есть злоупотребление правом.

6. Субъективное юридическое право  не может существовать вне  связи с соответствующей юридической обязанностью, без реализации которой не может быть реализовано и само право.

7. Реализация гарантируется возможностью  государственного принуждения по отношению к носителю корреспондирующей (соответствующей) юридической обязанности или иными способами правовой защиты.

8. Имеет юридическую природу, которая проявляется в том, что:

а) возможность определенного поведения  предоставляется юридическими нормами;

б) осуществление этой возможности  гарантируется государством.

Характеризуя субъективное право, возникающее на основе юридических  норм, не следует исключать из его термина - «субъективное юридическое право» - слово «юридическое». Хотя зачастую говорят таким образом: «субъективные права и юридические обязанности». При этом упуская из вида, что субъективные права могут быть и неюридическими. Ведь право - не единственный социальный регулятор. Сколько существует видов социальных норм, столько же существует и видов субъективных прав: на основе норм морали возникают субъективные моральные права, на основе корпоративных норм -субъективные права членов общественных организаций и т.д. Принципиальный механизм действия социальных норм един: норма — фактические условия — субъективные права и обязанности.

Надо вообще заметить, что слово  «право» в русском языке может  использоваться для обозначения и неюридических явлений. Кроме уже отмеченного случая, не имеют формально-юридического смысла такие словосочетания, как «естественное право», «права человека».

Субъективное юридическое право, как и объективное право, имеет  свой «внутренний мир»: свои элементы, внутреннюю организацию, то есть определенное строение. Его элементы называются правомочиями. Известный российский правовед Николай Григорьевич Александров предлагал в составе субъективного юридического права выделять три правомочия: вид и меру возможного поведения его обладателя, возможность требовать определенного поведения от обязанных лиц и возможность прибегнуть в необходимых случаях к принудительной силе государственного аппарата. Если говорить коротко, то это:

а) право на положительные действия;

б) право требования;

в) притязание.

Последнее правомочие иногда выделяют в самостоятельное субъективное юридическое право в рамках охранительных  правоотношений.

Диалектической противоположностью субъективного юридического права является субъективная юридическая обязанность. Они неразрывно связаны и не могут существовать друг без друга. Право одного субъекта не может быть реализовано вне реализации соответствующей обязанности другого субъекта. Существование же обязанности вне связи с субъективным правом лишено смысла. Поэтому известный тезис о том, что «не может быть прав без обязанностей», не только отражает общие начала социальной справедливости, но и выступает проявлением сугубо правовой закономерности в механизме действия юридических норм.

Субъективная юридическая обязанность - это возложенная на субъекта права юридическими нормами в целях удовлетворения интересов управомоченного субъекта мера должного поведения в правоотношении, реализация которой обеспечена возможностью государственного принуждения.

Определение субъективной юридической обязанности отражает следующие ее характерные черты:

1. Речь идет о необходимости  (долженствовании) определенного  поведения.

2. Может быть возложена лишь  на право- и дееспособное лицо.

3. Возлагается на субъекта права  в целях удовлетворения интересов управомоченного субъекта.

4. Существует в правоотношении.

5. Должное поведение имеет свои  границы (меру).

6. Не может существовать вне  связи с субъективным юридическим  правом.

7. Реализация обеспечена возможностью  государственного принуждения.

8. Имеет юридическую природу,  которая выражается в том, что:

а) необходимость определенного  поведения возлагается на субъектов  юридическими нормами;

б) реализация обеспечивается возможностью государственного принуждения.

Субъективные юридические права и обязанности, как и всякие диалектические противоположности, имеют общие черты и в то же время существенно отличаются друг от друга. Объединяет их, во-первых, общая юридическая природа: и право, и обязанность вытекают из юридических норм и гарантируются государством. Во-вторых, и право, и обязанность являются мерами поведения. В то же время право — это мера возможного поведения, а обязанность - мера поведения должного. Суть этого различия состоит в том, что реализация права зависит от воли управомоченного, а воля обязанного лица в этом отношении детерминирована жестко: оно должно реализовать свою обязанность.

Различие права и обязанности  также в том, что если первое содержит благо для своего обладателя, то вторая осуществляется не в интересах своего носителя, а в интересах другого лица — управомоченного.

В заключение можно заметить, что  в целом субъективные обязанности  так же, как и субъективные права, могут быть неюридическими: субъективные моральные обязанности, субъективные обязанности членов общественных организаций и т. д.

 

21. Сущность  права.

В философии под сущностью любого явления понимается совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, выражающих внутренние глубинные, необходимые связи и отношения, которыми определяются все другие свойства и признаки данного явления.

Сущность права – это главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в  обществе. А поскольку праву свойствен  волевой характер, то важно, чью волю выражает право, чьи интересы оно воплощает.

Единого представления о сущности права, присущего всем временам, народам, различным обществам, не существует, поскольку на право и его сущность большое влияние оказывают состояние экономики, национальный состав населения страны, исторические факторы, уровень правовой и политической культуры общества и др. Поэтому представления о сущности права не оставались неизменными во все времена и эпохи.

В юридической науке сложилось  два главных подхода к определению сущности права:

1) Классово-волевой подход (характерен  для марксистской науки) к сущности  права заключается в том, что  право выражает волю экономически  господствующего класса и навязывает  эту волю остальным классам  и слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения и подавления (при таком подходе классовые интересы превалируют над общенародными, а национальные интересы – над общечеловеческими).

2) Право есть средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом – механизм управления делами общества. При этом Но главным в праве являются не принуждение и не насилие, а методы согласия и компромисса. Принуждение же необходимо в случае невыполнения правовых предписаний.

Таким образом, в юридической науке  сложилось мнение о двойственном характере сущности права. С одной  стороны, право выражает волю господствующего  класса на государственном уровне. Оно инструмент не только политического  господства, но одновременно и общесоциального регулирования, так как обеспечивает функционирование общества как единого социального организма. Вторая сторона сущности права означает, что право как социальный регулятор обеспечивает порядок в общественных отношениях, регулирует поведение человека и общностей людей, выражая идеи справедливости, свободы и равенства людей, служит благу общества, его интересам. Это не означает, что право не имеет принудительной силы, но принуждение не означает насилия, хотя не исключает юридической ответственности.

Право – это динамическая, развивающаяся система, что ее свойства подвержены изменениям в процессе развития человеческого общества, точно так же как изменяется культура, язык.

Сущность права связывается  с его интеллектуально-волевым  характером, т.к. с ней в целом связано социальное регулирование. Право является выражением не всякой воли, а только той, которая воплощена в официальных актах государства. Поэтому, целесообразнее говорить о государственно-волевом характере права.

. Воля в праве.

Право – это динамическая, развивающаяся система, что ее свойства подвержены изменениям в процессе развития человеческого общества, точно так же как изменяется культура, язык.

Сущность права связывается  с его интеллектуально-волевым  характером, т.к. с ней в целом  связано социальное регулирование. Право является выражением не всякой воли, а только той, которая воплощена в официальных актах государства. Поэтому, целесообразнее говорить о государственно-волевом характере права.

Воля в психологическом смысле – это способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления; это принятие решений, борьба мотивов (акт выбора и его реализация). Воля в социологическом смысле – это веление, желание, превращенное в повеление. В этом смысле воля является компонентом власти, под которой понимается способность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – авторитета, насилия и т.д. Т.о. под волей, понимается сознательная целеустремленность человека, его активность, которая проявляется в действиях.

Право – проявление воли и сознания людей.

Интеллектуальная сторона права  состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей  и общественных отношений – предмета правового регулирования (в праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций).

Волевое начало права нужно рассматривать  в нескольких аспектах:

  • в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля;
  • государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов, т. е. формирование права опосредуется волей общества и государства;
  • регулирующее действие права возможно лишь при «участии» сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы.

Информация о работе Предмет теории государства и права