Предмет теории государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 15:01, шпаргалка

Краткое описание

В самом общем виде предмет теории права и государства можно обозначить как закономерности, свойства, стороны, характеристики, общие для всех государственно-правовых явлений и процессов. В любом случае эта проблематика является обязательной составляющей предмета общей теорий права и государства. Вместе с тем нужно учитывать, что теория права и государства может выходить на разные уровни обобщения, и можно вести речь о закономерностях и свойствах определенного круга государственно-правовых явлений. Например, когда речь идет о том или ином типе права и государства.

Файлы: 1 файл

текст тгп.doc

— 1.28 Мб (Скачать)

 

11. Форма государственного устройства.

Форма государственного устройства - это способ (форма) территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.

Проблема территориальной  организации власти характерна именно для государственно-организованного  общества, поскольку в нем люди управляются не непосредственно (как это было в первобытном обществе, где они обособлялись и объединялись по кровнородственному признаку), а опосредствованно -через организацию государством социально-производственного процесса на определенной территории: люди управляются постольку, поскольку они на этой территории находятся. Первая и непосредственная задача государства – наладить жизнь, организовать социальный процесс на своей территории. Государственная власть и государственное управление строятся но территориальному принципу.

На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др.

Государственное устройство может быть простым и  сложным.

Простым является унитарное государственное устройство. Унитарное (от лат. «унус» - один) государство - это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных образований.

Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:

- единый властный  «центр» - единая, общая для всей  страны система высших и центральных  органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд);

- одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, одно гражданство;

- единая денежная система, одноканальная  система налогов;

- территориальные элементы унитарного  государства (области, департаменты, округа, графства и т. п.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государственности.

Унитарные государства допускают  внутри себя национально-территориальную и законодательную (административно-территориальной единице предоставляется право законодательствовать) автономию.

По степени зависимости местных  органов от центральных органов  государственной власти унитарное государственное устройство может быть централизованным, децентрализованным и смешанным. Для централизованного характерно то, что местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных унитарных государствах местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью.

Для сложного государственного устройства характерно наличие в составе  государства других государственных образований. К сложным формам государственного устройства относятся федерации, конфедерации, унии, империи и др.

Наиболее распространенной формой сложного государственного устройства является федерация, которая представляет собой союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образований (в составе США 50 штатов, ФРГ - 16 земель, Швейцарии - 23 кантона, Российской Федерации - 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, 1 автономная область, 10 автономных округов).

Для федерации характерно следующее:

- двухуровневая система органов  государственной власти:

а) субъекты федерации имеют свои законодательные, исполнительные и  судебные органы, обладают правом принятия собственной конституции;

б) верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;

- компетенция между федерацией  и ее субъектами разграничивается  союзной (федеральной) конституцией или федеральным договором;

- существование федеральной системы  законодательства и законодательных систем субъектов федерации при наличии принципа верховенства общефедерального закона;

- двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат  (как правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации;

- наличие в большинстве федераций  двойного гражданства;

- двухканальная система налогов;

- суверенитет федерации произведен  от суверенитета входящих в  нее государственных единиц;

- после вхождения в федерацию  ее субъекты суверенитетом практически  не обладают. Хотя степень суверенности  субъектов в разных федерациях (или в одной и той же федерации, но разных субъектов) может быть различной;

- у субъектов отсутствует право  выхода из федерации (его не  предусматривает ни одна из конституций федеративных государств). Такое право признавалось Конституцией СССР, но ввиду отсутствия механизма его воплощения в жизнь оно так ни разу и не было реализовано за все время существования Советского государства.

Федерации делятся на виды. Федерация  может быть административно-территориальной (образованной на основе территориального принципа) и национально-государственной (образованной по национальному принципу).

Административная федерация (например, США, ФРГ) является достаточно эффективным способом децентрализации, «дробления» власти и на этой основе - демократизации общества.

Выделяют также симметричную федерацию (члены федерации имеют одинаковый правовой статус) и асимметричную, для  которой характерно неравенство правового положения субъектов.

Федерация может быть договорной (в  основу федерации положен договор  субъектов) и конституционной (правовым основанием федерации является закрепление факта ее образования в Основном Законе страны).

Если федерация - это союзное  государство, то конфедерация - это  «государственный союз государств». То есть при всей ее неустойчивости, конфедерация является все-таки формой государственного устройства, а не формой международно-правового союза.

Конфедерации свойственны следующие  черты:

- создается для достижения определенных  целей, отвечающих интересам государств, образовавших конфедерацию (целей политических, военных, экономических);

- создание конфедерации закрепляется, как правило, договором;

- каждый субъект конфедерации  полностью сохраняет свой суверенитет.  На конфедерацию в целом суверенитет  не распространяется;

- члены конфедерации обладают правом выхода из конфедерации на основе юридически обоснованного одностороннего волеизъявления и правом нуллификации, то есть отмены действия актов органов конфедерации на своей территории;

- неустойчивость, переходный характер: конфедерации либо распадаются после достижения целей, ради которых они создавались, либо превращаются в суверенное государство — унитарное или федеративное;

- у конфедерации есть свои  органы управления (один или несколько), но она не имеет общей конституции,  у нее нет единых законодательных органов, единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой системы налогов, бюджета, денежной единицы. А конфедеративные органы лишь координируют действия членов конфедерации.

Конфедерация - достаточно редкое образование. Конфедерацией были штаты Северной Америки, которые в 1787 г. создали федеративное государство - США. В 1952 г. в конфедерацию объединились Египет и Сирия и образовали Объединенную Арабскую Республику, которая в дальнейшем распалась. До 1848 г. существовала такая конфедерация, как Швейцарский союз (1815-1848 гг.), которая затем превратилась в федерацию.

Монархические государства могут  быть объединены в унии — личные или реальные. Унии возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном лице.

 

12. Государственный  режим.

Иногда форму правления и  государственное устройство называют внешней формой государства, а политический (государственно-правовой) режим –  внутренней. Государственно-правовой режим представляет собой совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Государственный режим характеризует функциональную сторону формы государства.

Специфика политико-правового режима обуславливается:

  • экономической и общественно-политической ситуацией;
  • объективными и субъективными обстоятельствами (национальными и историческими традициями, особенностями культуры, религии, территориальными размерами государства).

Политические режимы подразделяют на:

1) Демократические режимы, суть  которых состоит в следующем:

  • Народовластие, т.е. признание народа единственным источником государственной власти.

Народовластие может проявляться  в различных формах:

- непосредственная демократия, когда народ непосредственно принимает участие в решение важнейших государственных вопросов (выборы);

- представительная демократия, которая предполагает, что волю народа выражают его представители в соответствующих законодательных и других органах государственной власти (Государственная дума);

- местное самоуправление, которое не входит в систему органов государственной власти, но также является одной их форм волеизъявления народа.

  • Свобода личности в экономической сфере (свобода предпринимательства и признание частной собственности).
  • Реальная гарантированность прав и свобод человека и гражданина.
  • Осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей.
  • Выборность и сменяемость органов государственной власти.
  • Децентрализация органов государственной власти.
  • Наличие политико-правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании и деятельности органов государственной власти (в форме прямого участия населения или на основе представительной демократии).
  • Наличие официальных механизмов, обеспечивающих учет мнений и интересов меньшинства населения, использование метода согласования при принятии решений.
  • Политический плюрализм (отсутствие единой, обязательной для всех государственной официальной идеологии, свободное формирование негосударственных общественных объединений, конкуренция политических партий и других политических сил).
  • Наличие легальной политической оппозиции.

Как важнейшее достоинство демократического политического режима в литературе отмечается то, что он обеспечивает систематическую смену правителей мирным, ненасильственным путем.

Выделяют следующие виды демократии:

а) Либеральная демократия, которая  характеризуется:

  • плюрализмом во всех сферах общественной жизни (многообразие форм собственности, многопартийность, идеологическое многообразие);
  • осуществлением государственной власти на основе принципа разделения властей;
  • приоритетом интересов личности в отношениях личности и государства;
  • высоким политическим, нравственным и правовым сознанием населения.

б) Собственно демократия, которая  характеризуется:

  • признанием равенства и свободы все людей (конституционное закрепление и реальная гарантированность прав и свобод личности);
  • максимальным использованием в политической жизни демократических институтов (плебисцитов, демонстраций и т.п.);
  • принятием государственных решений по воле большинства, но с учетом мнения и интересов меньшинства (национальные меньшинства);
  • строгим разграничением полномочий центральных и местных органов власти, поощрением местной инициативы;
  • утверждением верховенства закона, режима законности, высокой правовой культурой общества, должностных лиц и отдельной личности.

Иногда говорят об управляемой  демократии (политическое руководство  оказывает определенное воздействие  на население: волеизъявление с учетом интересов политического руководства) и суверенной демократии (волеизъявление народа должно быть самостоятельным, независимым от воздействия извне).

2) Антидемократические режимы не  предполагают опоры политической  власти на граждан. Чаще всего  они представлены тоталитарным  и авторитарным режимами.

Авторитарный режим характеризуется тем, что государством руководит узкий круг – правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами. Характерными признаками также являются:

  • власть элиты не ограничена законом;
  • народ отстранен от управления государством и не может контролировать деятельность правящей элиты;
  • в политической жизни допускается существование многопартийности, но оппозиционные партии запрещены;
  • имеются сферы, свободные от политического контроля (экономика, частная жизнь), контролю подлежит главным образом политическая сфера жизни общества;
  • устанавливается приоритет интересов государства перед личными интересами;
  • принуждение и насилие применяются в отношении открытых противников.

Информация о работе Предмет теории государства и права