Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 15:01, шпаргалка
В самом общем виде предмет теории права и государства можно обозначить как закономерности, свойства, стороны, характеристики, общие для всех государственно-правовых явлений и процессов. В любом случае эта проблематика является обязательной составляющей предмета общей теорий права и государства. Вместе с тем нужно учитывать, что теория права и государства может выходить на разные уровни обобщения, и можно вести речь о закономерностях и свойствах определенного круга государственно-правовых явлений. Например, когда речь идет о том или ином типе права и государства.
От других политических организаций государство отличает прежде всего его суверенность. Суверенитет государства представляет собой единство двух сторон:
а) независимости государства вовне;
б) верховенства государства внутри страны.
Независимость государства вовне ограничивается суверенитетом других государств (точно так же, как свобода одного человека ограничивается свободой другого).
Из суверенитета государства (верховенства государственной власти) вытекают и другие признаки государства, отличающие его от иных политических организаций:
- государство распространяет
- государство имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде подданства или гражданства), распространяет на него свою власть и обеспечивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами;
- только государство обладает
правом издавать властные
- только государство обладает
монополией на легальное
- у государства имеются такие средства воздействия, какими никакая другая политическая организация не обладает (армия, полиция, органы безопасности, тюрьмы и т. п.).
Иногда признаком государства называют право. Это не совсем правильно. Право не является признаком государства так же, как государство не является признаком права. Право и государство - явления самостоятельные, и каждое из них обладает своим собственным набором признаков. Право является не признаком государства, а признаком существования государства в обществе, что не одно и то же. (Государственная организация общества таким же образом позволяет судить о наличии в нем и права.) Если же речь идет о прерогативе (исключительном праве) государства на издание юридических норм, то это тоже не дает оснований считать право признаком государства.
В литературе можно часто встретить
как применительно к
По поводу сущности государства высказаны различные мнения. В политической мысли акцент делался то на классовой, то на общесоциальной природе государства. В любом случае, однако, можно сказать, что с определенного момента развития общества государство является необходимым способом его организации, неотъемлемым условием его существования и жизнедеятельности.
С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека.
И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так и в территориальном. Государство есть «оболочка», которая сохраняет целостность той или иной социальной общности.
Сложность государства как социального
явления обусловливает и
Сам термин «государство» может употребляться двояко. Государство в узком смысле, или собственно государство, понимается как особая политическая организация, аппарат публичной власти. Государство же в широком смысле есть государственно-организованная социальная общность, расположенная на определенной территории. Именно к последнему пониманию имеет отношение термин «страна», и лишь в этом случае можно сказать, что мы живем «в государстве».
Однако государство и как аппарат публичной власти есть конкретная совокупность людей в рамках общества. При этом людской субстрат государственного аппарата должен отвечать определенным требованиям, быть подготовлен профессионально, в том числе и профессионально-этически. Последнее качество весьма важно, ибо именно оно превращает государственных служащих в «государственных мужей». Деятель государства должен думать в первую очередь не о своих интересах, а об интересах государства и общества, и соответственно использовать данную ему власть.
Людской субстрат - это состав государственного механизма, но государство, как и любая система, имеет и другую сторону — структуру (целесообразный способ связи элементов системы), то есть то, что делает государство организацией. Структура государства относительно самостоятельна: человеческий состав может меняться, а структура системы государства может оставаться неизменной.
И еще один атрибут государственного механизма: чтобы существовать и полноценно функционировать, он должен опираться на материальную базу, то есть иметь то, что в теории марксизма называли «вещественными придатками» государства.
Сущность государства –
Когда говорят о сущности государства, то ее рассматривают, как организацию политической власти, либо экономически господствующего класса, либо всего общества. Т.о. сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства:
1) Классовый поход (К. Маркс,
Ф. Энгельс) состоит в том,
что сущность государства
Марксисты подразделяют государство на 2 вида: эксплуататорские (рабовладельческие, феодальные, буржуазные), связанные с принуждением, и социалистические государства, у которых принудительная деятельность не так ярко выражена. По их мнению, с исчезновением классов отомрет и само государство.
2) Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служить обществу (социальное назначение государства). В этих целях государство должно:
Общесоциальная сущность государства предполагает демократические средства управления обществом взамен насилия и подавления, подчеркивает ценность для общества государственной организации.
Т.о. в юридической литературе утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства. Оба подхода присущи сущности любого государства, но удельный вес того или другого начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах их развития. Это объясняется множеством факторов, среди которых национальные традиции, особенности исторического прогресса, религиозная, культурная специфика, географические и пр. факторы.
Другие подходы к анализу сущности государства:
1) теологический подход рассматривает государство как богоустановленное явление (особенно в сочинениях исламских фундаменталистов);
2) с точки зрения арифметического (классического) подхода государство – это совокупность трех элементов власти, территории и населения;
3) сторонники юридического подхода к понятию государства анализировали государство с позиции совокупности правонарушений, нормативного единства;
4) в последние десятилетия
Содержание государства как
определенного явления, выходит
за пределы воздействия социально-
Т.о. государство – это универсальная политическая организация в обществе, обладающая особой публичной (государственной) властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия на общество, выражающая, прежде всего, интересы экономически доминирующего социального слоя, но выполняющая также общесоциальные функции.
9. Понятие и
классификация форм
Государство как политическая организация, как властная система, пронизывающая все общество, может быть устроено по-разному. Над тем, как наилучшим образом организовать, построить государство, люди бьются, пожалуй, с момента его зарождения. Ибо в государственно-организованном обществе от этого зависят их жизнь и благосостояние. Такие явления, как революции, гражданские войны, напрямую связаны со стремлением людей изменить устройство (строй) государства и общества.
Еще с древних времен, со времен античности устройство государства, его строение выражалось в понятии «форма государства». Нужно отметить, что в философии и юриспруденции того времени категории «форма» вообще придавалось большое значение. Римские юристы говорили: «форма дает бытие вещи».
Существует три основных смысла философской категории «форма»:
- как разновидность чего-либо («формы диктатуры пролетариата»);
- как проявление, выражение чего-либо вовне (внешняя форма);
- как способ устройства, внутренней организации чего-либо (внутренняя форма).
Когда речь идет о форме государства, имеется в виду форма как способ устройства. Однако здесь нужно обратить внимание на одно обстоятельство общефилософского характера. А именно на то, что за исключением понимания формы как способа выражения вовне (внешней формы) за «формой» всегда стоит какое-либо целостное явление (при этом данное явление в одном отношении может рассматриваться как форма, а в другом - как содержание). А вот за «формой государства» никакого целостного явления нет. То, что обозначается как «форма государства», представляет собой, по существу, лишь набор основных параметров, позиций, которые издавна для характеристики государства представляются главными: исходя из них, государство может быть охарактеризовано как бы наиболее полно.
Доказательством изложенного тезиса является то, что применительно к форме государства не могут быть выделены ее виды, ибо о таковых можно вести речь лишь применительно к целостным образованиям. И, действительно, если обратиться к литературе, то можно заметить, что в ней ведется речь о видах формы правления, о видах формы государственного устройства, о видах политического режима, но никогда о видах формы государства.
В этой связи безосновательно форму правления, форму государственного устройства и политический режим именовать «элементами» формы государства. Ибо элемент - это всегда часть (функциональная единица) какого-либо целого. Перечисленные же явления представляют собой хотя и основные, но весьма разнородные характеристики такой сложной системы, как государство. Не случайно в теории государства существует позиция, по которой политический режим выносится за пределы формы государства. И надо заметить, что такой подход к истине ближе.