Предмет теории государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 15:01, шпаргалка

Краткое описание

В самом общем виде предмет теории права и государства можно обозначить как закономерности, свойства, стороны, характеристики, общие для всех государственно-правовых явлений и процессов. В любом случае эта проблематика является обязательной составляющей предмета общей теорий права и государства. Вместе с тем нужно учитывать, что теория права и государства может выходить на разные уровни обобщения, и можно вести речь о закономерностях и свойствах определенного круга государственно-правовых явлений. Например, когда речь идет о том или ином типе права и государства.

Файлы: 1 файл

текст тгп.doc

— 1.28 Мб (Скачать)

От других политических организаций  государство отличает прежде всего  его суверенность. Суверенитет государства  представляет собой единство двух сторон:

а) независимости государства вовне;

б) верховенства государства внутри страны.

Независимость государства вовне  ограничивается суверенитетом других государств (точно так же, как  свобода одного человека ограничивается свободой другого).

Из суверенитета государства (верховенства государственной власти) вытекают и другие признаки государства, отличающие его от иных политических организаций:

- государство распространяет свою  власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей;

- государство имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде подданства или гражданства), распространяет на него свою власть и обеспечивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами;

- только государство обладает  правом издавать властные общеобязательные веления (юридические нормы). При этом оно вправе отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;

- только государство обладает  монополией на легальное применение  силы (в том числе и физического  принуждения) в отношении населения;

- у государства имеются такие средства воздействия, какими никакая другая политическая организация не обладает (армия, полиция, органы безопасности, тюрьмы и т. п.).

Иногда признаком государства  называют право. Это не совсем правильно. Право не является признаком государства так же, как государство не является признаком права. Право и государство - явления самостоятельные, и каждое из них обладает своим собственным набором признаков. Право является не признаком государства, а признаком существования государства в обществе, что не одно и то же. (Государственная организация общества таким же образом позволяет судить о наличии в нем и права.) Если же речь идет о прерогативе (исключительном праве) государства на издание юридических норм, то это тоже не дает оснований считать право признаком государства.

В литературе можно часто встретить  как применительно к государству, так и к другим явлениям, такое  словосочетание, как «понятие и сущность». Однако в случае целостной понятийной характеристики того или иного явления его сущность выступает как сущностный признак, и этот признак, как и всякий другой, должен входить в понятие как совокупность всех основных признаков объекта. Поэтому характеристика сущности государства является составной частью его понятия. Другое дело, что сущностный признак государства выделяется из ряда других его признаков своей философской природой, а значит сложностью и неоднозначностью. «Сущность» как философская категория характеризует то главное в явлении, что определяет его природу, что делает явление самим собой: при изменении сущности объект перестает быть тем, что он есть, и становится другим явлением.

По поводу сущности государства  высказаны различные мнения. В  политической мысли акцент делался то на классовой, то на общесоциальной природе государства. В любом случае, однако, можно сказать, что с определенного момента развития общества государство является необходимым способом его организации, неотъемлемым условием его существования и жизнедеятельности.

С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека.

И, как и всякая система, государство  должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так и в территориальном. Государство есть «оболочка», которая сохраняет целостность той или иной социальной общности.

Сложность государства как социального  явления обусловливает и многообразие его определений. В учебной литературе последних лет государство определяется, например, как «форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление обществом на основе права с помощью специального механизма» (А. Иванов). Или: «государство есть публично-правовая и суверенная организация власти, обеспечивающая общие интересы всего населения и выступающая гарантом прав и свобод человека и гражданина» (В.И. Гойман-Червонюк).

Сам термин «государство» может  употребляться двояко. Государство  в узком смысле, или собственно государство, понимается как особая политическая организация, аппарат публичной власти. Государство же в широком смысле есть государственно-организованная социальная общность, расположенная на определенной территории. Именно к последнему пониманию имеет отношение термин «страна», и лишь в этом случае можно сказать, что мы живем «в государстве».

Однако государство и как  аппарат публичной власти есть конкретная совокупность людей в рамках общества. При этом людской субстрат государственного аппарата должен отвечать определенным требованиям, быть подготовлен профессионально, в том числе и профессионально-этически. Последнее качество весьма важно, ибо именно оно превращает государственных служащих в «государственных мужей». Деятель государства должен думать в первую очередь не о своих интересах, а об интересах государства и общества, и соответственно использовать данную ему власть.

Людской субстрат - это состав государственного механизма, но государство, как и любая система, имеет и другую сторону — структуру (целесообразный способ связи элементов системы), то есть то, что делает государство организацией. Структура государства относительно самостоятельна: человеческий состав может меняться, а структура системы государства может оставаться неизменной.

И еще один атрибут государственного механизма: чтобы существовать и полноценно функционировать, он должен опираться на материальную базу, то есть иметь то, что в теории марксизма называли «вещественными придатками» государства.

Сущность государства – совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных  связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития. Определить сущность государства – значит установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит, чью волю выражает.

Когда говорят о сущности государства, то ее рассматривают, как организацию  политической власти, либо экономически господствующего класса, либо всего  общества. Т.о. сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства:

1) Классовый поход (К. Маркс,  Ф. Энгельс) состоит в том,  что сущность государства определяется  как выражение интересов и  воли экономически господствующего  класса и навязывание воли  этого класса всему обществу (организованное  насилие). Уже само возникновение государства связывается с возникновением классов, а не только с объективными причинами. Наряду с классовым характером обращается внимание на методы деятельности государства и возможность государственного принуждения. Т.о. государство понимается как классовая организация стоящего у власти и характеризуется как аппарат насилия, принуждения и подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса. При этом государства одновременно выполняет и некоторые «общие дела» (оборона страны, поддержание общественного порядка, социальная поддержка малоимущих слоев и т.п.), присущие любому обществу и отражающие интересы всех или большинства его членов.

Марксисты подразделяют государство  на 2 вида: эксплуататорские (рабовладельческие, феодальные, буржуазные), связанные с принуждением, и социалистические государства, у которых принудительная деятельность не так ярко выражена. По их мнению, с исчезновением классов отомрет и само государство.

2) Второй подход исходит из  общесоциальной сущности государства, его назначения служить обществу (социальное назначение государства). В этих целях государство должно:

  • устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его вплоть до применения принуждения;
  • обеспечивать социальный мир и стабильность в обществе, выступая социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их интересов, умерять их и добиваться определенного социального компромисса;
  • обеспечить безопасность общества от внутренних и внешних врагов и агрессии;
  • защищать личность от произвола, создавать нормальные условия жизни всех членов общества независимо от их непосредственного участия в производстве благ, заботиться о незащищенных слоях населения, т.е. государство должно быть социальным;
  • выступать интегрирующей общество силой, т.е. добиваться в обществе мира и согласия, заботиться о развитии культуры, образования, здравоохранения и т.п.

Общесоциальная сущность государства  предполагает демократические средства управления обществом взамен насилия и подавления, подчеркивает ценность для общества государственной организации.

Т.о. в юридической литературе утвердилось  мнение о двойственной природе сущности государства. Оба подхода присущи  сущности любого государства, но удельный вес того или другого начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах их развития. Это объясняется множеством факторов, среди которых национальные традиции, особенности исторического прогресса, религиозная, культурная специфика, географические и пр. факторы.

Другие подходы к анализу  сущности государства:

1) теологический подход рассматривает государство как богоустановленное явление (особенно в сочинениях исламских фундаменталистов);

2) с точки зрения арифметического (классического) подхода государство – это совокупность трех элементов власти, территории и населения;

3) сторонники юридического подхода к понятию государства анализировали государство с позиции совокупности правонарушений, нормативного единства;

4) в последние десятилетия возник  информационно-кибернетический подход к понятию государства, которое рассматривается как структура, действующая на основе системы ввода-вывода, прямых и обратных связей. Информация вводится в «государственные рецепторы» (органы), после чего следует «вывод» (принятие решений), воспринимаемый населением по-разному, информация вновь поступает в рецепторы, цикл повторяется постоянно.

Содержание государства как  определенного явления, выходит  за пределы воздействия социально-экономических  факторов. На него могут оказывать  влияние географические факторы (страны-гиганты и страны-карлики), природные условия, наличие природных богатств (во многих странах содержание многих мероприятий государства определяется наличием богатых залежей нефти и т.д.), национальные традиции, особенности исторического прогресса, религиозная, культурная специфика и пр. Т.о. содержание государства – это конкретизация его сущности. Содержание государства – его многогранная деятельность, нацеленная на решение стоящих перед ним задач.

Т.о. государство – это универсальная политическая организация в обществе, обладающая особой публичной (государственной) властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия на общество, выражающая, прежде всего, интересы экономически доминирующего социального слоя, но выполняющая также общесоциальные функции.

 

9. Понятие и  классификация форм государства.

Государство как политическая организация, как властная система, пронизывающая все общество, может быть устроено по-разному. Над тем, как наилучшим образом организовать, построить государство, люди бьются, пожалуй, с момента его зарождения. Ибо в государственно-организованном обществе от этого зависят их жизнь и благосостояние. Такие явления, как революции, гражданские войны, напрямую связаны со стремлением людей изменить устройство (строй) государства и общества.

Еще с древних времен, со времен античности устройство государства, его  строение выражалось в понятии «форма государства». Нужно отметить, что  в философии и юриспруденции  того времени категории «форма»  вообще придавалось большое значение. Римские юристы говорили: «форма дает бытие вещи».

Существует три основных смысла философской категории «форма»:

- как разновидность чего-либо («формы  диктатуры пролетариата»);

- как проявление, выражение чего-либо  вовне (внешняя форма);

- как способ устройства, внутренней  организации чего-либо (внутренняя  форма).

Когда речь идет о форме государства, имеется в виду форма как способ устройства. Однако здесь нужно обратить внимание на одно обстоятельство общефилософского характера. А именно на то, что за исключением понимания формы как способа выражения вовне (внешней формы) за «формой» всегда стоит какое-либо целостное явление (при этом данное явление в одном отношении может рассматриваться как форма, а в другом - как содержание). А вот за «формой государства» никакого целостного явления нет. То, что обозначается как «форма государства», представляет собой, по существу, лишь набор основных параметров, позиций, которые издавна для характеристики государства представляются главными: исходя из них, государство может быть охарактеризовано как бы наиболее полно.

Доказательством изложенного тезиса является то, что применительно к  форме государства не могут быть выделены ее виды, ибо о таковых  можно вести речь лишь применительно к целостным образованиям. И, действительно, если обратиться к литературе, то можно заметить, что в ней ведется речь о видах формы правления, о видах формы государственного устройства, о видах политического режима, но никогда о видах формы государства.

В этой связи безосновательно форму правления, форму государственного устройства и политический режим именовать «элементами» формы государства. Ибо элемент - это всегда часть (функциональная единица) какого-либо целого. Перечисленные же явления представляют собой хотя и основные, но весьма разнородные характеристики такой сложной системы, как государство. Не случайно в теории государства существует позиция, по которой политический режим выносится за пределы формы государства. И надо заметить, что такой подход к истине ближе.

Информация о работе Предмет теории государства и права