Предмет теории государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 15:01, шпаргалка

Краткое описание

В самом общем виде предмет теории права и государства можно обозначить как закономерности, свойства, стороны, характеристики, общие для всех государственно-правовых явлений и процессов. В любом случае эта проблематика является обязательной составляющей предмета общей теорий права и государства. Вместе с тем нужно учитывать, что теория права и государства может выходить на разные уровни обобщения, и можно вести речь о закономерностях и свойствах определенного круга государственно-правовых явлений. Например, когда речь идет о том или ином типе права и государства.

Файлы: 1 файл

текст тгп.doc

— 1.28 Мб (Скачать)

Т.о. авторитарный режим – государственно-политическая система, характеризуемая сосредоточением власти в руках одного человека или правящей элиты, фактически не контролируемых и не избираемых населением, но при сохранении внешних признаков конституционного правления.

Авторитарный режим занимает промежуточное место между тоталитарным и демократическим режимами и способен перерасти как в тот, так и в другой в зависимости от ориентации правящей элиты.

Существует 2 разновидности Авторитарного  режима.

-   Авторитарно-конституционный режим

- Тоталитарный режим

Авторитарно-конституционный режим  предполагает все-таки определенное ограничение  полномочий высших должностных лиц  конституцией.

Тоталитарный режим – это  крайняя форма авторитарного  режима, представляющая собой всеобъемлющий  контроль государства над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения. Политологи отмечают, что тоталитаризм – это не просто политический режим как характеристика власти, а практически способ организации общества. Тоталитаризм – порождение XX в. Однако идеи о возможности полного, всеобщего управления обществом со стороны государства уходят корнями в древность (Гераклит, Платон). В средние века и в Новое время, многие тоталитарные идеи были воплощены в проектах будущего государства коммунистов-утопистов (Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы, Гракха Бабефа). В дальнейшем тоталитарные идеи получили развитие в трудах Фихте, Гегеля, Маркса, Ницше и др.

Тоталитаризм как способ организации  общественной жизни и политический режим характеризуют следующие моменты:

  • монизм (отсутствие плюрализма) во всех сферах общественной и государственной жизни: тоталитарная политическая система основана на монизме власти;
  • претензия тоталитарной системы на монопольное обладание истиной и коллективистско-механистическое мировоззрение (государство - «машина», человек - «винтик» и т. п.);
  • идеологизация всей общественной жизни, введение на государственном уровне единой для всех идеологии;
  • крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию, запрет всяких других идеологий, демагогия и догматизм (в фашистской Германии существовал «Закон против образования новых партий»: В Германии существует в качестве единственной политической партии Национал-социалистическая германская рабочая партия);
  • монополия на информацию и полный контроль над средствами массовой информации;
  • полное устранение гражданского общества, всякой частной жизни и собственности и распространение на все сферы жизни уравнительного принципа, подавление человеческой индивидуальности;
  • систематический массовый террор против своего населения;
  • прикрытие, маскировка атрибутами правовой формы: конституцией, писаным законом, законностью, правосудием;
  • отсутствие публично-властной суверенности государства, поглощение государственного аппарата партийным;
  • вся полнота власти принадлежит аппарату одной «партии», которая на самом деле представляет собой систему тоталитарной бюрократии, осуществляющую свое господство и контролирующую всю общественно-политическую систему;
  • запрет на существование всяких иных политических партий и движений;
  • жесткая централизация власти, иерархию которой возглавляет культовая фигура вождя;
  • упразднение местного самоуправления.

Основные разновидности тоталитаризма:

а) левый (коммунистический) тоталитаризм,

б) правый тоталитаризм (фашизм)

в) национал-социализм (возник в Германии в 1933 г.)

г) религиозный тоталитаризм (исламский  фундаментализм).

Фашизм впервые был установлен в Италии в 1922 г. Ему свойственны  все признаки тоталитаризма, но имеет  и свои особенности:

  • основывается на националистической идеологии (расизме): представлениями о превосходстве одной расы (высшая, элитная) над другими (неполноценные народы), одной нации над другими нациями, низшие расы призваны обслуживать высшую либо подлежат уничтожению (теория расизма);
  • проявляет крайнюю агрессивность по отношению к другим государствам (захватничество, реальная военная экспансия), отсюда милитаризация жизни страны, введение военно-бюрократического централизма.

В нашей стране тоталитарный режим  утвердился в конце 20-х годов и существовал до начала 50-х. После этого он оставался авторитарной диктатурой КПСС с сильными пережитками тоталитаризма, заключавшимися в принудительном насаждении одной-единственной идеологии - «марксизма-ленинизма».

Недемократические режимы могут быть установлены при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, но должны носить временный характер.

Существуют переходные (либеральные) режимы, характерные для стран, покончивших  с антидемократическим правлением автократии, проводящих либеральные реформы в экономике, в политической системе общества, в методах и способах осуществления государственной власти (в постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы, в постсоветских государствах - участниках СНГ, в ряде государств Центральной и Южной Америки, Африки и Азии). Такой режим:

  • законодательно закрепляет принципиальные демократические институты, права и свободы человека и гражданина;
  • осуществляет либерализацию экономических отношений;
  • утверждает многопартийность и идеологический плюрализм в целом;
  • проводит альтернативные выборы высших, региональных и местных органов власти;
  • практически реализует принцип разделения властей с созданием системы «сдержек и противовесов».

В то же время половинчатость, неустойчивость перемен в условиях перехода к демократическому правлению нередко проявляются:

  • в сохранении в своей основе прежней номенклатуры с ее коррумпированностью и стремлением оставить за собой влияние в обществе;
  • в соединении в управлении делами государства черт авторитаризма и демократизма;
  • в недейственности сформированного механизма защиты прав человека;
  • в низкой эффективности законодательства;
  • в духовной необеспеченности преобразований соответствующим уровнем правовой и политической культуры общества.

 

13. Понятие и признаки функций  государства.

В отечественной юридической литературе функциям государства даются практически  единообразные определения, которые  звучат следующим образом: «функция государства - это одно из главных  направлений его деятельности по осуществлению стоящих перед ним задач» (А. Иванов). Или: «функции государства - это основные направления деятельности государства, в которых раскрывается его социальная сущность и назначение в обществе» (проф. В.И. Гойман-Червонюк). Как более полный вариант: «функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами» (проф. В.М. Корельский).

Можно заметить, что в основе всех этих определений лежит понимание  функций государства как основных (главных) направлений его деятельности. Однако здесь нужно подчеркнуть  специфический смысл категории  «функция», ее особое назначение в категориальном аппарате теории государства. Иначе не ясно, чем функция как главное направление деятельности государства отличается от его фактической, реальной деятельности.

Следует исходить прежде всего из того, что «функция» (в переводе с  лат. -«исполнение») - это категория системного подхода и она применима к характеристике любых систем: социальных, технических, биологических и др. И назначение данной категории во всех случаях состоит в том, чтобы дать эталон деятельности системы, дать описание той деятельности, осуществление которой требуется системе для достижения ее цели. Функция представляет собой своего рода образец работы системы. Поэтому функцию следует отличать, с одной стороны, от целей и задач, стоящих перед системой, а с другой - от ее реальной, фактической деятельности, то есть от той деятельности, которую система производит «на деле». В жизни, на практике системы по тем или иным причинам зачастую отклоняются от своих функций. Собственно, суть бюрократизма и заключается в уходе властной системы от своих функций.

Итак, характеризуя функции государства, следует учитывать следующие  моменты:

—  функции нужно отличать от целей и задач, стоящих перед  государствам;

—  функции отражают ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи;

— в реальной деятельности государство  может отклоняться от своих функций;

— функции государства объективно заданы целями и задачами государства;

— если цели и задачи государства  определяют его функции, то функции  государства, в свою очередь, требуют соответствующего построения государства, соответствующего способа его организации (то есть того, что традиционно характеризуется через понятие формы государства);

— функции государства подвержены эволюции, в связи со сменой целей  и задач у государства могут:

а) исчезать одни функции и появляться другие;

б) меняться содержание одной и  той же функции;

— функции государства осуществляются в специальных организационно-правовых формах (законодательной, правоприменительной, правоисполнительной, правоохранительной, контрольно-надзорной) и свойственными государству методами;

— функции государства как целого следует отличать от функций его  органов (функций элементов государства).

Непосредственно функции государства  определяются его целями и задачами. Но цели и задачи государства во многом обусловлены его сущностью, природой, характером (хотя непосредственное влияние насущных потребностей общества на функции государства сохраняется в любом случае). Отмеченное обстоятельство лежит в основе различия функций, скажем, тоталитарного и демократического государства. Однако функции тоталитарного государства необходимы практически только ему самому, его самосохранению и дальнейшей экспансии: они не отвечают интересам и потребностям людей, интересам общественного развития. И повлиять на изменение функций государства в нужную ему сторону общество может только через изменение природы государства в целом, через изменение его сущности. Поэтому можно сказать, что сущность государства определяет его функции постольку, поскольку она сама определяется природой породившего его общества.

Итак, можно сделать вывод, что  функции государства и их содержание обусловлены, в основном, следующими факторами:

а) потребностью обеспечения самых  необходимых условий сохранения общества (общесоциальный фактор);

б) сущностью государства, его природой;

в) целями и задачами государства.

В литературе предлагаются различные  варианты деления функций на виды: общесоциальные (вытекающие из потребностей общества в целом) и классовые (обусловленные классовыми противоречиями); внутренние и внешние (в зависимости от сферы приложения деятельности государства); постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (рассчитаны на решение задачи, имеющей временный и, как правило, чрезвычайный характер).

Проф. М.И. Байтин полагает, что существуют функции основные и неосновные. Такое деление, однако, вызывает сомнение, ибо (исходя из традиционного определения функций государства, которого Байтин и придерживается) получаем в итоге «неосновные основные направления деятельности государства».

Еще 200 лет назад Адам Смит в книге  «Исследование о природе и  причинах богатства народов», обосновывая максимальную свободу человека, живущего в условиях рыночного хозяйства, указал на три функции государства:

1) оборону;

2) определение меры свободы каждого  посредством установления одинаковых для всех правил и обеспечения правосудия как средства решения социальных конфликтов между членами общества;

3) организацию учреждений, которые не могут быть созданы отдельными лицами, но которые необходимы им, например почты, полиции, и т. д.

По мнению проф. Л. И. Спиридонова, существует генеральная функция государства (реализация общих дел, обеспечивающих объективные предпосылки человеческого существования), которая реализуется в его внешних и внутренних функциях. К числу внешних он относит военную (она может быть в зависимости от характера государства функцией обороны или агрессии), функции внешнеполитических, экономических и культурных связей и экологическую функцию, обеспечивающую международное сотрудничество в деле сохранения окружающей среды.

К числу внутренних автор, в частности, относит функцию обеспечения  общественного порядка (охрана предпосылок существования человека); экономическую (регулирование рынка, разработка и обеспечение общенациональных экономических программ и т. п.); культурную (развитие образования, науки, учреждений культуры); социальную; фискальную (сбор налогов как главного источника финансирования всей государственной деятельности).

К внутренним функциям современного российского государства в литературе (Л.А. Морозова) относят следующие:

- функцию обеспечения народовластия;

- экономическую функцию;

- социальную функцию;

Информация о работе Предмет теории государства и права