Теория государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 23:33, реферат

Краткое описание

Основные функции права - регулятивная и охранительная как раз и характеризуют право как самостоятельное социальное явление. А регулятивная функция занимает в праве определяющее место, поскольку регулирование общественных отношений это основная функция права. Важнейшая задача системы права цивилизованной страны - упорядочивание общественных отношений, введение их в рамки социальной свободы и справедливости. Эту задачу право решает посредством регулятивной функции. Второй важной задачей права является охрана регулируемых общественных отношений от различного рода посягательств со стороны правонарушителей. Эта задача решается с помощью охранительной функции права. Регулятивная функция - это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить чёткую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса. Регулятивное воздействие права связано с положительными явлениями общественной жизни, возникающими в сфере имущественных, финансовых, семейных и других отношений. Воздействует Во-первых, путём закрепления этих отношений в нормативно - правовых актах.во вторых проявляется в непосредственном регулировании организации общественных отношений в экономическом, социальном строительстве и других сферах. Другая основная функция права, охранительная также тесно связана с регулятивной.

Файлы: 1 файл

ТГП.doc

— 56.50 Кб (Скачать)

Основные функции права - регулятивная и охранительная как раз и характеризуют право как самостоятельное социальное явление. А регулятивная функция занимает в праве определяющее место, поскольку регулирование общественных отношений это основная функция права. Важнейшая задача системы права цивилизованной страны - упорядочивание общественных отношений, введение их в рамки социальной свободы и справедливости. Эту задачу право решает посредством регулятивной функции. Второй важной задачей права является охрана регулируемых общественных отношений от различного рода посягательств со стороны правонарушителей. Эта задача решается с помощью охранительной функции права. Регулятивная функция - это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить чёткую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса. Регулятивное воздействие права связано с положительными явлениями общественной жизни, возникающими в сфере имущественных, финансовых, семейных и других отношений. Воздействует Во-первых, путём закрепления этих отношений в нормативно - правовых актах.во вторых  проявляется в непосредственном регулировании организации общественных отношений в экономическом, социальном строительстве и других сферах. Другая основная функция права, охранительная также тесно связана с регулятивной. Охранительная функция - это такое направление правового воздействия, которое нацелено на охрану положительных и вытеснения вредных для общества отношений. Охранительная функция направлена на пресечение и предотвращения противоправного поведения. Необходимость в охране общественных отношений будет существовать до тех пор, пока существует общество. Можно сказать, что охранительная функция права - это направление правового воздействия, нацеленное на охрану наиболее важных экономических, политических, государственных, личных отношений, а также искоренение отношений, чуждых данному обществу, причем это вторичный результат действия права, которое выступает как средство охраны тех отношений, которые нуждаются в охране. Основное назначение охранительной функции заключается в предотвращении нарушений норм права. Охранительное воздействие права выражается в следующем:в определении запретов на совершение противоправных деяний;в установлении юридических санкций за совершение указанных деяний;в непосредственном применении юридических санкций к лицам совершившим правонарушения

Государственное принуждение - осуществляется на основе закона государственными органами, иными уполномоченными на то организации, должностными лицами физическое, психическое, имущественное или организационное принуждение в целях соблюдения и исполнения правовых предписаний. Фактическим основанием применения государственного принуждения является чаще всего правонарушение, а также иные нежелательные для других граждан, общества и государства правовые аномалии. Например, уклонение лица от исполнения возложенных на него юридических обязанностей.  Государственное принуждение, осуществляемое правовым государством, имеет некоторые особенности. Оно, во-первых, служит защите интересов граждан, государства, общества, во-вторых, является вспомогательным, дополнительным методом управления обществом. Основным, главным методом является метод убеждения. Такое принуждение, в-третьих, осуществляется в закрепленной нормативно-правовыми актами процедурной форме. Государственное принуждение характеризует собой государственную власть и является одним из методов её осуществления, одним из способов регулирования социального поведения субъектов общественной жизни. По своему конкретному содержанию государственное принуждение делится на физическое и психическое. Физическое принуждение строго индивидуализировано, а психическое принуждение может быть направлено и на коллектив лиц, хотя и в этом случае оно “рассеивается” по индивидам. Психическое государственное принуждение тесно связано с убеждением. Физическое государственное принуждение выражается в физическом воздействии на общественное положение, имущество, денежные средства лиц или их объединений. Воздействуя на этот объект, можно повлиять на сознание лица и таким образом мотивировать необходимое поведение.

Предмет и метод теории государства и права.

Понятие предмета отвечает на вопрос - что изучает данная наука, понятие метода - как она это делает. Теория государства  и права относится к общественным, гуманитарным наукам. Объектом ее изучения являются такие важные и многосложные компоненты общества, как государство  и право, государственно-правовые явления социальной жизни. Однако они представляют собой объект изучения не только теории государства и права, но и других юридических дисциплин, всей юридической науки (правоведения, юриспруденции) в целом как науки о государстве и праве.  В то же время различные самостоятельные юридические  науки, в том числе и теория государства и права, отличаются друг от друга своим предметом, обусловливающим их содержание, назначение, специфику подхода каждой из них к изучению одного и того же объекта. Поэтому рассмотрение вопроса о предмете теории государства и права неразрывно связано с выяснением ее характерных черт, особенностей и места в системе  юриспруденции.  1,Теория государства и права изучает государство и право в целом, в их наиболее общем виде. Она исследует общие специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем. 2, Круг вопросов, относящихся к предмету теории государства и права, не ограничивается их закономерностями. Любая попытка такого ограничения ведет к искусственному упрощению и обеднению наших представлений о предмете данной науки. Методы подразделяются на общие, распространяемые на множество наук и все разделы и стороны данной науки, и частные, используемые для изучения отдельных наук или некоторых разделов и сторон интересующей нас науки. Частнонаучные методы теории государства и права – статистический, социологический, формально-логический, математический и сравнительный. Социологический метод обобщает государственно-правовую практику, охватывающую правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов, практику и механизм реализации норм права. Формально-логический метод используется при систематизации нормативно-правовых актов, классификации юридических норм, разграничении стадий законотворческой и правоприменительной деятельности органов государства и т. п. Математический метод используется теорией государства и права в тех исследованиях государственно-правовых реалий, где необходимо применение вычислительной техники, ускоряющей обработку трудоемкого материала. Сравнительный метод или, как его называют, метод сравнительного правоведения предполагает сопоставление государственно-правовых явлений различных стран с целью поиска наиболее оптимального варианта. Власть и ее осуществление предполагает субъектов власти и объектов властвования.

РФ как правовое государство. Плюрализм

Отличительными же признаками правового государства являются следующие. 
1. Прежде всего, правовое государство предполагает существование 
гражданского общества.2.Разделение властей.3.Верховенство закона.4.Реальность прав и свобод граждан.5.Взаимная ответственность государства и личности. Правовое государство немыслимо без существования многочисленных политических организаций, партий, оппозиции. Функционируя в условиях плюрализма различные социальные силы ведут борьбу за власть цивилизованными мерами. Идеологический плюрализм обеспечивает им возможность свободно излагать свои политические установки, проводить пропаганду и агитацию в пользу своих идеологических концепций. Политический и идеологический плюрализм является олицетворением демократизма общества, позволяет каждому члену общества самому решать вопрос о своей приверженности той или иной партии, идеологии.

Нормативный правовой акт (НПА) — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Поскольку Российская Федерация - Россия является федеративным государством, в ней действуют нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В России установлена  следующая иерархическая система  нормативных правовых актов (в зависимости  от их юридической силы):Международные договоры и соглашения России, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России. Международные договоры и соглашения России имеют бо́льшую юридическую силу, чем нормативные правовые акты Российской Федерации.Конституция России.1.Законы:Федеральные конституционные законы.Кодексы и Федеральные законы.2. Подзаконные правовые акты:Указы Президента России,Постановления Правительства России.Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств).3. Локальные нормативно-правовые акты.

Информация о работе Теория государства и права