Теория государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 12:12, контрольная работа

Краткое описание

Современные теории права не содержат единого понимания сущности права, что обусловливается такими факторами, как сложность права, многообразие его проявлений в обществе, влияние на процессы познания сущности права правовой идеологии и классовой борьбы, наличие различных исходных философских и методологических оснований.
Наиболее значимыми в истории политико-правовой мысли являются трактовки права, данные представителями естественной, психологической, исторической, позитивистской, социологической теорий права, философией права и марксизмом.

Файлы: 1 файл

Теория государства и права.docx

— 52.83 Кб (Скачать)

Теория государства и  права

 

1.  Современные теории права не содержат единого понимания сущности права, что обусловливается такими факторами, как сложность права, многообразие его проявлений в обществе, влияние на процессы познания сущности права правовой идеологии и классовой борьбы, наличие различных исходных философских и методологических оснований.

Наиболее значимыми в истории  политико-правовой мысли являются трактовки  права, данные представителями естественной, психологической, исторической, позитивистской, социологической теорий права, философией права и марксизмом.

Формированию основ сущности современного правового государства  послужили труды Д. Локка, именно ему принадлежит одна из наиболее оригинальных и значительных теорий - теория общественного договора и естественных прав.

Теория общественного  договора, созданная английским мыслителем Д. Локком, легла в основу самого прогрессивного учения о происхождении  государства и права.

Естественно-правовая теория сыграла прогрессивную роль в  борьбе с феодализмом и ее последним  бастионом - королевским абсолютизмом, идеологически способствовала переходу общества к более высокой, капиталистической  ступени развития. Но демократический  потенциал естественной школы права  этим не был исчерпан. С особой силой  он проявился во второй половине XX столетия, став теоретическим фундаментом  всеобщей борьбы за права человека во всем мире.1

Согласное ей, социальному  бытию человека предшествовало недолгое «естественное состояние», с присущим ему индивидуализмом. От него берут начало «естественные права» - на жизнь, свободу и собственность. Для их защиты люди объединились в общество, а затем выделили в нем политическую власть, делегировав прерогативы суда и решения общих дел. При этом «естественные права» сохранялись за каждым. Правитель занимал положение опекуна и третейского судьи. При нарушении этих оговоренных условий, он лишался доверия социума, и, реализовав право на революцию, народ определял более подходящего на такую роль.2

Учение о естественных неотчуждаемых правах человека и  гражданина выдвигалось на передний план всякий раз, когда вставал вопрос об исторической необходимости перехода от авторитарно-тоталитарных режимов (чуждых понятия естественных прав) к демократическим преобразованиям. Так было на рубеже XIX в., в ходе борьбы народов Франции и США с абсолютизмом, когда из идеологического лозунга естественные права человека и гражданина впервые стали буквой закона (Декларация прав человека и гражданина 1789 г.). Так было во второй половине XX в. после горьких опытов тоталитарных режимов, когда права человека и гражданина, попиравшиеся этими режимами, были признаны и гарантированы не только отдельными государствами, но и на международном уровне (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1951 г. и другие международно-правовые документы).

Естественное право проистекает из природы человека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов. Поэтому оно разумно и справедливо, не сковано границами отдельных государств, а распространяется на все времена и народы.

Оно вечно и неизменно, как вечны и неизменны природа и разум человека. Основные нравственные и правовые идеи и принципы, обосновываемые данной теорией в качестве естественных законов, - это прирожденные неотчуждаемые права человека: свобода, равенство, семья, собственность, безопасность, сопротивление гнету и др. Их охрана должна быть целью любого правового государства.

Вместе с тем следует  иметь в виду, что само естественное право как нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, требования не является правом в юридическом смысле, а представляет собой мораль, правосознание, демократические устремления, т.е. ближайшую  и необходимую предпосылку права.

Естественное право- явление по преимуществу идеологическое, отражающее представления о справедливости, правах человека, иных социальных ценностях. Но эти представления формулируются как правовые требования, обращенные к действующему праву и законодателю. Их невыполнение должно влечь и юридические последствия. "

 Доктрина естественного  права первая привлекла внимание  к тому, что право и закон  могут не совпадать, и всегда  подчеркивала возможность этого  несовпадения с его опасными  последствиями.

Однако самая большая  заслуга доктрины естественного  права, ее непреходящая значимость - это  утверждение идеи неотъемлемых прав человека и гражданина; они не дарованы человеку добрым правителем или законодателем, а принадлежат ему от рождения. Можно встретиться с самыми различными обоснованиями этого тезиса, но при  любой трактовке права человека первичны по отношению к действующему праву, и государственная власть обязана признать их и снабдить конституционными и иными гарантиями. Право становится не только средством управления, но и системой основных прав и свобод человека и гражданина.

Основные права и свободы  человека неотчуждаемы и принадлежат  каждому от рождения (Конституция  Российской Федерации 1993 г., ч. 2 ст. 17).

В числе естественных прав особое место занимает право на жизнь. Это «первейшее право» (Ф.М. Рудинский) находится на вершине естественно-правовой пирамиды, что вполне понятно — при лишении жизни все другие права теряют смысл. Право человека на жизнь зафиксировано в ст. 19 Конституции России, причем это сделано впервые в истории нашей страны.

Наряду с правом на жизнь  наиболее значимыми естественными  правами являются право на свободу, право на достоинство личности, право наличную неприкосновенность, зафиксированные в межлународно - правовых документах по правам человека, а также в Конституции РФ (ст. 20, 21).

Все другие естественные права  представляют собой так называемые вторичные естественные права, исходящие из основных, первичных, либо входящих в первичные в качестве составляющих их частей. Например, право на охрану здоровья (ст. 41 Конституции РФ), право на благоприятную окружающую среду (ст. 42) можно считать компонентами права на жизнь. Свобода передвижения (ст. 27), свобода мысли (ст. 29) — составляющие обобщенного понятия свободы.

Указанные обстоятельства дают основание выделить естественные права  человека на жизнь, свободу, достоинство  личности и личную неприкосновенность в качестве фундаментальных человеческих ценностей и поставить их в  один иерархический ряд.

Данные социальные блага, являющиеся объектами естественных прав, в контексте рассматриваемых  вопросов можно обозначить следующим  образом.

Жизнь — это биологическое существование человека как живого существа, а также процесс его социальной деятельности.

Свобода — это деятельность, поведение, действия человека, совершаемые им по желанному выбору, исходя из собственных убеждений. интересов, потребностей, без принуждения, угрожающего жизни и другим наиболее важным для человека ценностям, в соответствии с установленными нормами права.

Достоинство личности — это ее состояние в социальной среде, которое характеризуется самоуважением личности и нарушение которого порождает негативные моральные переживания, а в определенных нормами права случаях влечет юридическую ответственность.

Личная неприкосновенность — это недопущение без согласия человека действий, связанных с прикосновением к его телу, а также направленных на проникновение в его жилище, просмотр личных вещей, записей, вторжение в другие аспекты личной жизни.

Итак, основный и значимые достоинства этой теории – это, то что доктрина признает за человеком его права и свободы в качестве неотъемлемых; прогрессивно положение о том, что законы могут быть неправовыми. Чтобы стать правовыми, они должны приводиться в соответствие с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т. д.; естественно-правовая теория являлась революционной, прогрессивной, демократической.

 

2. НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НК РФ)

 

п. 2 ч. 12 ст. 105.5 НК РФ – Декларативная норма

С учетом анализа условий  сопоставляемых сделок в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи осуществление корректировок для обеспечения необходимой степени сопоставимости условий сопоставляемых сделок с условиями анализируемой сделки производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на основании следующих принципов:

« 2. осуществление дополнительных функций, использование активов, существенно  влияющих на величину доходов (прибыли, выручки), принятие дополнительных коммерческих (экономических) рисков сторонами сделки в соответствии с рыночной (коммерческой) стратегией при прочих равных условиях сопровождается повышением ожидаемых  доходов (прибыли, выручки) по такой  сделке».

 

Абз. 1 ч. 2 ст. 11 НК РФ - Дефинитивная норма

 

«организации - юридические  лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические  лица, компании и другие корпоративные  образования, обладающие гражданской  правоспособностью, созданные в  соответствии с законодательством  иностранных государств, международные  организации, филиалы и представительства  указанных иностранных лиц и  международных организаций, созданные  на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации)».

 

П. 1 ч. 4 ст. 105.8 НК РФ – диспозитивная  норма

«В целях применения методов, указанных в подпунктах 2 - 4 пункта 1 статьи 105.7 настоящего Кодекса, определяются минимальное и максимальное значения интервала рентабельности, которые рассчитываются в следующем порядке:

1) совокупность значений рентабельности, которые используются для определения интервала рентабельности, упорядочивается по возрастанию, образуя выборку, используемую для определения этого интервала. При этом каждому значению рентабельности, начиная с минимального, присваивается порядковый номер. В случае, если выборка содержит два и более одинаковых значения рентабельности, в выборку включаются все такие значения. При определении интервала рентабельности не учитывается рентабельность анализируемой сделки».

 

Ч. 1,2 ст. 108 НК РФ – Императивная норма

«1. Никто не может быть привлечен к ответственности  за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим  Кодексом.

2. Никто не может быть  привлечен повторно к ответственности  за совершение одного и того  же налогового правонарушения».

 

П. 1 ч. 1 с. 111 НК РФ – прямая норма

«Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

1) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания)».

 

П. 6 ст. 25.5. НК РФ - ссылочная норма

 

«В случае неисполнения или  ненадлежащего исполнения ответственным  участником консолидированной группы налогоплательщиков обязанности по уплате налога на прибыль организаций (авансовых платежей, соответствующих  пеней и штрафов) участник (участники) этой группы, исполнивший (исполнившие) указанную обязанность, приобретает (приобретают) право регрессного  требования в размерах и порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством Российской Федерации и договором о создании указанной группы».

 

Ч. 1 ст. 47 НК РФ – Бланкетная норма

«В случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса»

 

 Ч. 8 ст. 80  НКК РФ – оперативная норма

«8. Утратил силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 27.11.2010 N 306-ФЗ».

 

Ч. 4 ст. 6 НК РФ – коллизионная норма

«В отношении нормативных  правовых актов, регулирующих порядок  взимания налогов, подлежащих уплате в  связи с перемещением товаров  через таможенную границу Таможенного  союза в рамках ЕврАзЭС (далее в настоящем Кодексе - Таможенный союз), применяются положения, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле».

 

3. Норма права и норма  морали

 

Общественная система  воздействует на сознание и поведение  личности посредством определенного, внутренне связанного, обусловленного различными условиями жизни общества набора норм, в которых содержатся требования к поведению личности. Эти нормы не являются случайными: они возникают в реальных общественных отношениях людей в результате повторяющихся  актов производства, обмена и потребления  и выражают объективную потребность  в упорядочении, координированности общественных отношений. Такими регуляторами отношений между людьми и их объединениями являются социальные нормы.

Одним из видов социальных норм являются нормы морали, то есть такие правила поведения, в которых  выражаются представления людей  о 
хорошем или плохом, о добре и зле и т.д.; их нарушение встречает осуждение в обществе.

Мораль — один из видов социальных регуляторов, совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, а также к окружающей среде. Содержание морали составляет совокупность принципов и норм, которые способны оказывать особое, духовное воздействие на поступки людей, служат образцом, идеалом гуманного поведения. К ним можно отнести, например, принцип гуманизма (человечность, справедливость, милосердие) или такие нормы, как «не убий», «не воруй», «не лжесвидетельствуй», «исполняй данное обещание», «не лги» и т.д.

Информация о работе Теория государства и права