Теория государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 12:12, контрольная работа

Краткое описание

Современные теории права не содержат единого понимания сущности права, что обусловливается такими факторами, как сложность права, многообразие его проявлений в обществе, влияние на процессы познания сущности права правовой идеологии и классовой борьбы, наличие различных исходных философских и методологических оснований.
Наиболее значимыми в истории политико-правовой мысли являются трактовки права, данные представителями естественной, психологической, исторической, позитивистской, социологической теорий права, философией права и марксизмом.

Файлы: 1 файл

Теория государства и права.docx

— 52.83 Кб (Скачать)

Нормы морали — это своеобразные «клеточки» нравственности, из которых складывается здание нравственной системы общества. Нравственность проявляется в виде определенных, постоянно воспроизводящихся в обществе правил поведения, или норм. Нормы морали различаются не только по содержанию предписания, но и по своему источнику. Источниками норм морали могут выступать обычай, традиция, этическая доктрина или авторитет (Будда, Сократ и др.), общественное мнение и, наконец, сам человек (по выражению Канта — его «самообязывающий разум»). Подлинно моральной норма становится только тогда, когда содержащееся в ней требование осознается самим человеком как внутреннее веление самому себе, как субъективная необходимость.

Нормы морали, несомненно, исторически изменчивы и выражают интересы тех или иных групп людей. Каждый человек выбирает для себя те ценности морали, на которые он ориентируется в своей ежедневной жизни. Однако за свою историю человеческое общество сформулировало идеалы, которые служат моральными ориентирами для каждого человека, помогают ему чувствовать себя достойной личностью, дают уверенность в завтрашнем дне, ощущение того, что живет он не напрасно, что будущие поколения смогут вспомнить его добрым словом. Это те нормы, которые выдержали проверку на общезначимость, на всеобщее, всечеловеческое применение. Такие проверенные временем моральные правила стали общечеловеческими моральными ценностями. К основным нравственным ценностям относятся прежде всего совесть, достоинство и честь, ответственность и долг, жалость и милосердие, любовь к ближнему и самоотверженность.

Соблюдение норм права  есть моральная обязанность гражданина, что определяется моральной  правовой культурой общества.

Единство правовых норм и норм морали, как и единство всех социальных норм цивилизованного  общества, основывается на общности социально-экономических  интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и  справедливости.

Нормы права и  нормы морали имеют ряд общих  признаков:

и те и другие регулируют отношения между людьми (общий  родовой предмет регулирования);

являются правилами  поведения общего характера, поскольку  адресованы если не ко всем, то во всяком случае к большой группе людей, а не к каким-то конкретным лицам;

направлены на установление определенного порядка в общественных отношениях (общая родовая цель),

могут совпадать по содержанию, когда нормы права закрепляют нормы морали (например, христианскую моральную заповедь "не укради" повторяет соответствующий запрет в уголовном кодексе).

 имеют единую духовную природу, общий ценностный стержень — справедливость.

Даже в классовом государстве  нормы права являлись выражением справедливости, лежащей в основании  норм морали. Последние, в свою очередь, были обусловлены материальным и  духовным развитием общества. Но и  тогда нормы права и нормы  морали противостоя произволу и  анархии.

Вместе с тем нормы  права и нормы морали отличаются друг от друга следующими признаками:

1. По происхождению. Нормы  морали складываются в обществе  на основе представлений людей  о добре и зле, чести, совести,  справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права, устанавливаемые государством, после вступления в законную силу сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действий.

2. По форме выражения.  Нормы морали не закрепляются  в специальных актах. Они содержатся  в сознании людей. Правовые  же нормы получают выражение  в официальных государственных  актах (законах, указах, постановлениях).

3. По способу охраны  от нарушений. Нормы морали  и нормы права в правовом  гражданском обществе в подавляющем  большинстве случаев соблюдаются  добровольно на основе естественного  понимания людьми справедливости  их предписаний. Реализация и  тех и других норм обеспечивается  внутренним убеждениям, а также  средствами общественного мнения. Такие способы охраны вполне  достаточны для моральных норм. Для обеспечения же правовых  норм применяются еще и меры  государственного принуждения.

4. По степени детализации.  Нормы морали выступают в виде  наиболее обобщенных правил поведения  (будь добрым, справедливым, честным). Правовые же нормы представляют  собой детализированные, по сравнению  с моральными нормами, правила  поведения. В них закрепляются  четко определенные юридические  права и обязанности участников  общественных отношений.

Нормы права и нормы  морали органически взаимодействуют  между собой. Они взаимообуславливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.

 Нормы права создаются с учетом норм морали, господствующих в обществе, выступают как формально (официально) определенная мера справедливости, и потому право в широком понимании представляет собой нравственное явление. Например, запрет убийства - это прежде всего моральный запрет, а потом уже правовой. Законом предусмотрена уголовная ответственность за клевету, дачу ложных показаний, подделку документов, мошенничество, которые в своей основе имеют ложь как аморальное явление. Или конституционная норма, согласно которой лицо не несёт ответственность за отказ давать показания или объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников, есть, прежде всего, моральная норма.

Нормы права изменяются и развиваются под влиянием норм морали. Нормы права отменяются в случае несоответствия требованиям норм морали, господствующим в обществе. Например смертная казнь в России.

 Нормы права оцениваются гражданином, реализующим их, с точки зрения морали. Даже технические, организационные правила, не несущие моральной нагрузки (например, предусмотренная законом форма декларации о доходах), имеют определенный выход на нормы морали. Нормы права толкуются должностным лицом, осуществляющим правоприменительную деятельность, в соответствии с нормами морали, господствующими в обществе. Особенно это относится к тем нормам права, которые содержат в своем тексте оценочные понятия (напр., «цинизм», «особая дерзость» - в Уголовном кодексе Украины). Их невозможно понять и применить без обращения к нормам морали. Так, справедливое, обоснованное и законное судебное решение о клевете, оскорблении, хулиганстве, половых преступлениях во многом зависит от учета моральных норм, действующих в обществе.

Правоприменительный процесс, включая его последнюю стадию - принятие правоприменительного акта, осуществляется с учетом норм морали. Казалось бы, предусмотренная законом форма протокола судебного заседания не затрагивает каких-либо моральных ценностей, однако любые юридические правила, вносящие четкость и определенность во взаимоотношения субъектов права в процессе правоприменительной деятельности, не являются безразличными для морали.

Нормы права содействуют  утверждению прогрессивных моральных представлений. Нормы права способствуют устранению преград на пути развития новых моральных норм. Нормы права выступают в качестве средства охраны и защиты норм морали. Так, статьи Гражданского кодекса направлены на защиту и охрану таких моральных ценностей, как доброе имя, незапятнанная репутация, честь, достоинство.

Точная реализация правовых норм означает одновременно воплощение в общественную жизнь требований морали. В свою очередь, нормы морали оказывают активное влияние на создание и реализацию правовых норм. Требования общественной нравственности всемерно учитываются нормотворческими государственными органами при создании правовых норм. Особо важную роль моральные нормы  играют в процессе применения норм права компетентными органами при  решении конкретных юридических  дел. Так, правильное юридическое решение  судом вопросов об оскорблении личности, хулиганстве и других во многом зависит  от учета моральных норм, действующих  в обществе.

Моральные установления оказывают  благотворное воздействие на точную и полную реализацию правовых норм, на укрепление законности и правопорядка. Нарушение правовой нормы вызывает естественное моральное осуждение  со стороны нравственно зрелых членов общества. Обязанность соблюдать  нормы права есть моральный долг всех граждан правового государства.

Таким образом, право активно  содействует утверждению прогрессивных  моральных представлений в обществе. Нормы морали, в свою очередь, наполняют  право глубоким нравственным содержанием, содействуя эффективности правового регулирования, одухотворяя действия и поступки участников правоотношений нравственными идеалами.

Основное отличие морали от иных форм общественного сознания заключается в том, что в силу своего аксиологического характера ее нормы не являются строго обязательными, предоставляют право широкого выбора и санкционируются исключительно силой воздействия общественного мнения. Но применительно к требованиям, предъявляемым например к гражданским служащим, судебным экспертам, эти условия оказываются во многих случаях недостаточными, и этические нормы приобретают здесь строго обязательный характер и обеспечиваются административными или уголовными санкциями.3

Следовательно, профессиональная этика по необходимости должна включать и исследование конкретных условий  реализации общеэтических требований, определяющихся своеобразием социальных ролей представителей различных профессий. Наконец, нельзя профессиональную этику сводить к нормативной ее части: в ней, как и в любой этике, остается место для нравственных убеждений, эмоций и других компонентов нравственного сознания.

Частично эти требования содержатся в служебных нормативных  документах, а также могут быть включены в морально-этический кодекс с приданием ему статуса служебно-нормативного документа. Частично они могут вырабатываться в процессе накопления практики, строиться на основе традиций, морально-психологическом климате коллектива.

С помощью права государство  добивается утверждения в сознании граждан, всего населения общечеловеческих, прогрессивных норм морали, борется  с несправедливостью, злом и пороками. Гражданское и уголовное судопроизводство призвано укреплять законность, воспитывать  людей в духе уважения к праву, закону, справедливым и законным интересам личности и общества, государства.

Анализируя соотношение  права и морали, можно заключить, что выполнение правовых норм в значительной мере обуславливаются тем, в какой  мере они соответсвуют требованиям морали. Нормы права не должны противоречить положительным устоям общества. Вместе с тем требования общественной морали непременно учитываются государственными органами при разработке нормативных актов государства.4

Воздействуя на правовую жизнь  общества, мораль способствует укреплению общественного порядка. Служебная  функция морали во взаимодействии с  правом выражается в том, что мораль возвышает качество правового и  в целом всего общественного  порядка. Это можно проследить на действии правового положения «Все, что не запрещено законом –  разрешено» в регулировании общественного  порядка. Реализацию этого принципа нельзя понимать абсолютно, в том  смысле, что человек должен руководствоваться  лишь названным принципом. В сознании индивида есть такие факторы, как  ответственность, совесть, честь, достоинство, долг, которые проникают в правосознание  лица, взаимодействуют с ним, корректируют его правовое поведение. В условиях становления рынка в нашей  стране совершенствуется правовая основа частной собственности, договорных отношений. Частный интерес, предпринимательская  инициатива, прибыль все больше обретают приоритетное значение. Утверждается и совершенствуется предпринимательская  этика. Среди принципов, исповедуемых в предпринимательской деятельности, важное место занимает суждение: «Прибыль выше всего, но честь выше прибыли». В этом суждении находит выражение  моральное сознание цивилизованного  предпринимателя.

Право должно способствовать утверждению идеалов добра и  справедливости в обществе. Судебные и другие правоприменительные органы обращаются при определении юридических мер к моральным нормам, а некоторые правовые нормы непосредственно закрепляют моральные нормы, усиливая их юридическими санкциями. Через право осуществляется охрана моральных норм и нравственных устоев.

Эффективность правовых норм, их исполнение во многом обусловливается  тем, на сколько они соответствуют требованиям морали. Чтобы правовые нормы работали, они, по крайней мере, не должны противоречить правилам морали. Право в целом должно соответствовать моральным взглядам общества.

Всякое нарушение норм права является аморальным поступком, но не всякое нарушение моральных  норм является противоправным деянием. В некоторых случаях право  способствует избавлению общества от устаревших моральных догм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1.  Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.07.2012)// «Российская газета», N 148-149, 06.08.1998, «Собрание законодательства РФ», N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
  2. Власенко Н.А. Теория государства и права. Учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). - М.: Проспект, 2011.
  3. Головко Ю.М. Теория общественного договора и естественных прав в интерпретации Д. Адамса (1735 - 1826 гг.) // История государства и права. 2011. N 24.
  4. Жигалов Н.Ю. Морально-этические нормы в судебно-экспертной деятельности // Российский следователь. 2012. N 8. С. 6
  5. Теория государства и права : учебник / коллектив авторов ; отв. ред. А.В. Малько. - 4-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2012.
  6. Усманова Р.М. Традиции как социальные регуляторы общественных процессов // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 3
  7. Юшин В.Ю. Естественное право и гражданское общество // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. N 12.

1 Юшин В.Ю. Естественное право и гражданское общество // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. N 12. С. 5

2 Головко Ю.М. Теория общественного договора и естественных прав в интерпретации Д. Адамса (1735 - 1826 гг.) // История государства и права. 2011. N 24. С. 12

3 Власенко Н.А. Теория государства и права. Учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). - М.: Проспект, 2011.С. 88

Информация о работе Теория государства и права