Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 07:48, контрольная работа
Идея правового государства своими корнями уходит в античное общество. Государство как организация публично-властной силы, основанной на законе, явилось как бы прототипом правового государства. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) пытались выявить связи между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества.
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Контрольная работа
Вариант №5
Задание №1. Правовое государство.
1. Зарождение и формирование идеи правового государства.
Идея правового государства своими корнями уходит в античное общество. Государство как организация публично-властной силы, основанной на законе, явилось как бы прототипом правового государства. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) пытались выявить связи между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества. Они считали, что наиболее разумна и справедлива та форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для государства.
Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению античных мыслителей, считается справедливой государственностью. Например, Аристотель считал, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и (какой-либо) форме государственного строя». Он также отмечал, что во всяком государственном строе имеется три элемента: первый – законосовещательный орган о делах государства, второй – магистратуры, третий – судебные органы.
С идеями древнегреческих мыслителей о праве, свободе, человеческом достоинстве перекликаются гуманистические взгляды и воззрения древнеримских политических и общественных деятелей. Они трактуют государство как публично-правовую общность людей. «Государство, – утверждает Цицерон, – есть достояние народа, а народ не любое единение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов».
Символическим выражением разумной и справедливой организации публичной власти стал образ богини правосудия Фемиды (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия), олицетворяющей единение силы и права – правопорядок, в равной мере обязательный для всех. Идеи о взаимосвязи права и государства, закона и политики античных мыслителей оказали заметное влияние на становление и развитие учений о правах и свободах личности, разделении властей, конституционализме в эпоху Нового времени. Новое юридическое мировоззрение требовало новых представлений о свободе и достоинстве личности путем их утверждения посредством права. Обеспечение политической свободы личности возможно только на основе правовой организации и деятельности системы законодательной, исполнительной и судебной властей.
В основе современных концепций правового государства лежат идеи Дж. Лильберна, Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.- Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и других европейских просветителей, которые полагали, что на смену бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийти государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами и свободами. Впервые законодательное закрепление права и свободы человека получили в Конституции США (1789), а также были объявлены в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789). С точки зрения концепции естественного права, люди по договору образуют государство для охраны своих прав и свобод.
Идея правового государства вместе с этим тесно связана с концепцией разделения властей. Либеральное правовое государство заинтересовано в известном ослаблении государственной власти путем осуществления принципа ее разделения. Смысл этой идеи заключается в том, что государство не должно возлагать все свои полномочия на какого-либо одного правителя (или орган). Сосредоточение всей власти в одних руках порождает произвол, уничтожает свободу. Свобода может быть там, где власть ограничена правом. Речь идет о том, что надо различать законодательную, исполнительную и судебную власти. Они должны быть самостоятельны. Принцип разделения властей исключает какое-либо сосредоточение власти в одних руках или в одном органе, что служит гарантией от произвола, неограниченного и бесконтрольного самовластия.
Принцип разделения властей предусматривает не просто отделение законодательной, исполнительной и судебной властей друг от друга, но и создание таких условий, при которых они ограничивали бы друг друга на основе системы «сдержек и противовесов». Законодательная власть может контролировать власть исполнительную путем издания обязательных для нее законов. Исполнительная власть имеет право законодательной инициативы. Судебная власть контролирует обе ветви власти путем проверки конституционности (законности) принимаемых ими юридических актов.
Философские основы теории правового государства содержатся в трудах Иммануила Канта, которые можно свести к следующим тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему, как к средству» и «поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом»; правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей, для того, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе другого; право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство – это соединение множества людей, подчиненных правовым законам, или «государство в идее, такое, каким оно должно быть» обязано сообразовываться «с чистыми принципами права»; государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета.
Термин «правовое государство» (Rechtsstaat) впервые был применен в немецкой юридической литературе в первой половине XIX века в трудах ученых К. Т. Велькера, Р. фон Моля, а затем и в других странах, в том числе в России. Свою теорию правового государства Р. фон Моль изложил в книге «Наука полиции в соответствии с принципами правового государства». В англосаксонской правовой системе применяется термин «правление права» (The Rule of Law).
Концепция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине XVIII–XX вв., включает: установление реальных гарантий прав и свобод личности; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; верховенство правового закона; взаимную ответственность личности и государства; осуществление высшего конституционного контроля. Таким образом, мы видим, что идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей многих столетий превратилась в стройную теорию, а затем нашла свое практическое применение в развитых странах мира, в том числе и в Российской Федерации на современном этапе ее развития.
В современной западной политико-юридической мысли утвердилась концепция либерального правового государства. По существу теория правового государства основана на признании незыблемости прав и свобод человека и принципа разделения властей. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.
Для того, чтобы понять суть правового государства, недостаточно ограничиться набором внешних характеристик и определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства заключается именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение прав и свобод личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие его блеска.
2. Основные признаки правового государства.
Характеризуя правовое государство, следует иметь в виду, что, несмотря на специфические особенности, оно было и остается государством, то есть, как и любое другое государство, обладает такими общими признаками и чертами, как наличие публичной власти, специального аппарата управления и принуждения, суверенитета и т.д.
Отличительными же признаками правового государства являются следующие.
1. Прежде всего, правовое государство предполагает существование
гражданского общества.
2. Разделение властей.
3. Верховенство закона.
4. Реальность прав и свобод граждан.
5. Взаимная ответственность государства и личности.
6. Политический и идеологический плюрализм.
Кроме названных, существуют и другие признаки и черты правового государства, их достаточно много и они весьма разнообразны (выделяют признак многоукладности экономики, невмешательства государства в экономическую сферу и др.). В совокупности они дают общее представление о сущности, содержании, целях и назначении правового государства
3. Демократия, права человека и правовое государство.
Так называется государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство- важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.
Недостаточно только провозгласить государство демократическим (это делают и тоталитарные государства), главное - обеспечить его устройство и деятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма. Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и п
Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмешательства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечивают свободу предпринимательства и культуры. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.
Важнейшие признаки демократического государства:
а) реальная представительная демократия;
б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Представительная демократия - осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.).
Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция Российской Федерации закрепила все известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать условия.
Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия - это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить "разрыхления" государственности, т. е. невыполнения законов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.
4. Предпосылки формирования правового государства.
Призывы к формированию правового государства и сам этот процесс имели место как реакция на деспотический образ правления, абсолютизм, полицейское государство. В новое время это началось в период зарождения и становления капитализма, либерализации общественной жизни.
Теории верховенства закона, «господства права» отражали стремление двигаться к правовому государству. Однако даже в лучшие времена на практике еще никому не удавалось построить общество, в котором право и закон действительно бы господствовали. Это обусловлено тем, что право не может быть выше экономического строя, культурного развития, которые оно отражает, а также противоречиями в обществе, субъективными качествами людей. Оно, государство, может иногда приближаться к идеалу правового устройства, но всегда будет зазор между тем, что есть в действительности, и тем, к чему стремятся прогрессивные силы общества.
Только связанность правом характеризует государство как правовое, но достигнуть этого в абсолютной степени невозможно, так как государство обладает относительной самостоятельностью, так же как, впрочем, и право.
В СССР отсутствовали важные признаки правового государства. Конституция РБ в гл. 1. фиксирует, что Республика Беларусь – правовое государство. Но это не осуществленная реальность, а скорее констатация пути движения, цели развития Республики Беларусь.
Путь к становлению правового государства сложен и долог. Нужно создать, прежде всего, необходимые предпосылки формирования правового государства. К ним относятся:
Обеспечение удовлетворительного, а в идеале хорошего, материального положения граждан. В ст. 25 «Всеобщей декларации прав человека» говорится: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи»; Проведение деэтатизации (разгосударствления) социальной жизни, свертывание командно-нажимных методов руководства и управления; Совершенствование законодательства и создание единой системы контроля и надзора за его проведением в жизнь. Усиление роли Конституционного суда; Укрепление судебной системы, введение суда присяжных; Выработка у граждан навыков сознательного участия в управлении государством и общественными делами; Наличие в обществе прочного правопорядка, законности и конституционности; Утверждение принципа плюрализма мнений и суждений, многопартийность; Развитие системы самоуправления народа в центре и на местах; Последовательное расширение и укрепление демократии во всех сферах жизни общества.