Теория государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 07:48, контрольная работа

Краткое описание

Идея правового государства своими корнями уходит в античное общество. Государство как организация публично-властной силы, основанной на законе, явилось как бы прототипом правового государства. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) пытались выявить связи между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества.

Файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

Существуют и определенные условия формирования и функционирования правового государства. К ним относятся:

Достижение высокого уровня политического и правового сознания людей, хорошего культурного уровня. Следует отметить, что кроме закона есть еще культурный уровень, никакому закону не подчиняющийся. Создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства. Строгое исполнение законов. Еще в Древней Греции Хилон говорил: «Повинуйся законам. Слушайся законов больше, чем ораторов» Пифагорейцы наихудшим для всех злом считали беззаконие, безвластие, анархию. Наличие в стране гражданского общества как условия и гаранта существования правового государства.

 

Практическое задание к теме:

Как называется процедура  прямого участия народа в принятии решений по важнейшим

вопросам государственной жизни? (А)

А) Референдум

Б) Самоуправление

В) Выборы

Г) Импичмент

 

Задание №2. Норма права.

1. Понятие нормы права, ее признаки.

Правовая норма - это исходный элемент, первичная "клеточка" права. Ее назначение состоит в регулировании отношений между людьми, в закреплении порядка их движения и развития. Достигается это с помощью властного воздействия на волю и сознание индивидов путем выражаемого в категорической форме указания, как возможно или необходимо вести себя в той или иной жизненной ситуации. Норма права - это установленное и обеспеченное государством правило поведения людей по отношению друг к другу, указатель того, какие поступки люди должны или могут совершать, а какие - нет, а также иные юридические правила, определяющие общие организационные основы и принципы регулирования человеческого поведения.

1. Норма права. Регулирующая роль норм права выражается как в том, что лицо, орган, организация действуют в соответствии с их предписаниями или требуют от других субъектов соответствующего поведения, так и в том, что нарушение их требований вызывает применение мер воздействия на правонарушителя. Если в первом случае норма выступает как масштаб, мера поведения, образец определенных отношений, то во втором - это средства оценки того или иного поступка в качестве правомерного либо неправомерного, основа для привлечения правонарушителя к юридической ответственности. Кроме того, правовая норма - это предостережение потенциальным правонарушителям, что в случае ее нарушения будут применены меры государственного воздействия.
     2. Юридическая норма - это правило общего характера. Она рассчитана не на какой-либо конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств и тем самым на определенную категорию общественных отношений (правила заключения гражданско-правового договора, процедура разрешения хозяйственного спора, порядок приема на работу и т.д.). В ней даются общие, типичные варианты поведения людей, которые наиболее полно и последовательно отвечают интересам социальных слоев, осуществляющих руководство в обществе.

Общий характер правовой нормы означает:

во-первых, что она рассчитана на свое осуществление всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой, что она не прекращает свое действие после однократного применения, а действует постоянно и непрерывно. Например, под действие норм Уголовного кодекса подпадают как все уже совершенные преступления определенного вида, так и возможные в будущем деяния, соответствующие признакам той или иной нормы;

во-вторых, общий характер нормы характеризуется персональной неконкретностью адресатов - она распространяет свое действие не на индивидуально-определенных, а на любых лиц, которые вступают или могут вступать в правоотношения на ее основе, адресована, как правило, кругу лиц, определяемых общими признаками (граждане, депутаты парламента, пенсионеры, фирмы и т.д.). Именно в силу этих свойств правовая норма выступает единым масштабом, мерой человеческого поведения.

В отличие от нормы права так называемый индивидуальный правовой акт (например, решение арбитражного суда по конкретному делу, договор дарения), основываясь на норме, разрешает тот или иной конкретный случай, имеет разовое значение, касается индивидуально-определенных лиц или иных субъектов права. Так, если установленный трудовым законодательством общий порядок приема на работу представляет собой норму, то приказ директора предприятия о приеме на работу гражданина есть индивидуальный акт.

2. Структура нормы права.

Внутреннее строение правовых норм, их деление на составные части и связь этих частей между собой составляют их структуру. Эта проблема пока еще не нашла единообразного разрешения в юридической науке.

гипотезу - указание на условия, при наличии которых норма должна осуществляться;

диспозицию - определение самого правила поведения (юридической обязанности либо правомочия);

санкцию - меры принуждения, применяемые при нарушении предписаний диспозиции.

 

3. Виды правовых норм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое задание  к теме:

Определите, какие  элементы нормы права (гипотеза, диспозиция, санкция) находятся в ст. 60

Конституции РФ: «Гражданин РФ может самостоятельно  осуществлять в полном объеме  свои

права и  обязанности с 18 лет»

Гипотеза – это структурный элемент нормы права, указывающий на жизненные условия, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации се диспозиции.

Диспозиция – структурный элемент юридической нормы, в котором определяются права и обязанности субъектов права, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения.

Санкция – структурный элемент, предусматривающий последствия нарушения правовой нормы, определяющий вид и меру юридической ответственности для нарушителя ее предписаний.

 

 

Охарактеризуйте  данную норму:

А) Императивная или диапозитивная

Б) Регулятивная или охранительная

В) Обязывающая, запрещающая , управоночинающая  (ответ обосновать)

Г) Импичмент

Пониманию правовой нормы, полному представлению о ее на­значении и регулятивных возможностях служит уяснение при­надлежности той или другой нормы к определенной разновиднос­ти. При этом главным делением юридических норм признается деление их на регулятивные и охранительные. В известной сте­пени это деление условно, так как каждая норма, воздействуя на волю и сознание человека, регулирует его поведение. Поэтому лучше, если регулятивные нормы называть правоустановительными, поскольку в них содержатся предписания, предоставляю­щие участникам общественных отношений права и возлагающие на них обязанности. Тем самым их поведение регулируется как бы напрямую. Охранительные нормы устанавливают и регламен­тируют меры юридической ответственности и другие принуди­тельные меры защиты субъективных прав. Здесь регулирование поведения людей осуществляется как бы косвенно. И в зави­симости от характера и отраслевой принадлежности предусмотренной санкции охранительные нормы классифицируются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административные и дисциплинарные. Именно нормы перечисленных отраслей пра­ва специализируются в основном на охране общественных отно­шений.

Регулятивные нормы делят на обязывающие, запрещающие и управомочивающие. Вообще-то едва ли не каждая норма может быть сформулирована в любом из этих качеств. А некоторые нормы органично соединяют в себе разные свойства. Например, возбудить уголовное дело - это и право и обязанность следователя при определенных условиях. Вместе с тем в одних нормах на пер­вый план выдвигается именно обязанность лица, в других - его право, в третьих акцент делается на запрете определенного пове­дения.

Обязывающие и запрещающие нормы являются, как правило, императивными, т.е. не допускающими никаких отступлений. Управомочивающие нормы чаще всего относятся к категории диспозитивных, т.е. допускающих поведение адресата норм по согла­шению с партнером. По тем же основаниям выделяют нормы фа­культативные, позволяющие при определенных условиях отсту­пать от главного варианта поведения, избирая второстепенный (за­пасной). Норма будет называться рекомендательной, если из ряда вариантов поведения рекомендуют один - предпочтительный. Если норма формулирует правило, условия его действия и сан­кцию с исчерпывающей полнотой, не допуская каких-либо вари­антов или дальнейшей конкретизации в ходе реализации, то ее можно назвать абсолютно определенной.

Напротив, относительно определенные нормы не содержат всех указаний и допускают возможность вариантов с учетом кон­кретных обстоятельств. Такие нормы, в свою очередь, подразде­ляются на ситуационные и альтернативные. Первые допускают возможность усмотрения адресата норм в зависимости от ситуа­ции, а вторые - предоставляют возможность выбора из обозна­ченных в нормативном акте вариантов. Есть нормы основные(ис­ходные) и нормы производные (детализирующие); нормы посто­янные и временные. В особую группу выделяются нормы поощ­рительные. Это те нормы, которые стимулируют поведение людей поощрительными мерами (санкциями). Таковые находят даже в уголовном праве.

Среди регулятивных и охранительных норм выделяют так на­зываемые специализированные, к которым относятся нормы де­финитивные (содержащие признаки или определения государственно-правовых институтов,нормы-принципы, оперативные (направленные на отмену актов, их распространение на новые отношения и т.п.), коллизионные (позволяющие решать дело в случае противоречий норм)

 

1.  Каким может быть соотношение нормы права и  статьи нормативного правового акта: (в)

а) в одной статье содержится одна норма права;

б) в одной статье содержится несколько норм;

в) одна норма права расположена в нескольких статьях;

г) все ответы правильные.

2. Какой из вариантов ответа соответствует  структуре регулятивной нормы права: (в)

а) гипотеза, диспозиция, санкция;

б) диспозиция, санкция;

в) гипотеза, диспозиция;

г) гипотеза, санкция.

3. По методу регулирования (форме  предписания) нормы права делятся (а)

а)  на императивные, диспозитивные;

б) регулятивные, охранительные;

в) обязывающие, запрещенные;

г) бланкетные, отсылочные.


Список использованных источников

 

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)(ред. от 22.07.2008, с изм. от 24.07.2008).

3. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)(ред. от 22.07.2008).

4. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)(ред. от 30.06.2008).

5. Алексеев С.С. Общая теория права и государства. – М.: Норма, 2003. 616 с.

6. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Омега–Л, 2005. 608 с.

7. Гатин А.М. Теория государства и права. – СПб.: Питер, 2005. 208 с.

8. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права. – М.: Эксмо, 2005. 832 с.

9. Комаров С.А., Мальков А.В. Теория государства и права. – М.: Норма, 2001. 448 с.

10. Лазарев. В.В., Липень С.В. Теория государства и права. – М.: Юристь, 2001. Т.1. 620 с.

11. Малько А.В. Теория государства и права. – М.: КноРус, 2006. 400 с.

12. Марченко М.Н. Теория государства и права. – М.: ТК Велби, Проспект, 2004. 648 с.

13. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юристь, 2005. 541 с.

14. Теория государства и права. Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, 2005. 688 с.

 

2

 



Информация о работе Теория государства и права