Теория государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 07:44, контрольная работа

Краткое описание

Форма государственного правления - способ формирования институтов высшей государственной власти, определяющий их полномочия, структуру, принципы взаимоотношений между собой и степень участия населения в их создании.
Форма правления показывает:
Как создаются высшие органы власти в государстве;
Структуру высших государственных органов;
Какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами;
Как строиться взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами страны;
В какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.
Существуют две основные формы правления — монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

Оглавление

1. Дайте подробную характеристику такой формы государства как форма правления. Приведите примеры современных государств, имеющих различные формы правления. Проанализируйте изменения формы правления в России. Каким образом форма правления закреплена в современном российском законодательстве? (обязательны ссылки на статьи нормативно-правовых актов)
2. Причины и условия возникновения государства и права. Теории происхождения государства и права. Происхождение Древнерусского государства.
3. Раскройте понятие, признаки, стадии, виды правотворчества. Дайте анализ проблем правотворчества в Российской Федерации.
4. Приведите примеры видов гипотез правовых норм, используя 4-5 критериев классификации (с обязательными ссылками на статьи нормативно-правовых актов).

Файлы: 1 файл

тгп.docx

— 81.08 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Дайте подробную характеристику такой формы государства как форма правления. Приведите примеры современных государств, имеющих различные формы правления. Проанализируйте изменения формы правления в России. Каким образом форма правления закреплена в современном российском законодательстве? (обязательны ссылки на статьи нормативно-правовых актов)
  2. Причины и условия возникновения государства и права. Теории происхождения государства и права. Происхождение Древнерусского государства.
  3. Раскройте понятие, признаки, стадии, виды правотворчества. Дайте анализ проблем правотворчества в Российской Федерации.
  4. Приведите примеры видов гипотез правовых норм, используя 4-5 критериев классификации (с обязательными ссылками на статьи нормативно-правовых актов).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Задание 1 

     Форма государственного правления -   способ формирования институтов высшей государственной власти, определяющий их полномочия, структуру, принципы взаимоотношений между собой и степень участия населения в их создании.

     Форма правления показывает:

    • Как создаются высшие органы власти в государстве;
    • Структуру высших государственных органов;
    • Какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами;
    • Как строиться взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами страны;
    • В какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

     Существуют  две основные формы правления  — монархия и республика. Их верховные  органы отличаются друг от друга и  по порядку образования, и по составу, и по компетенции. 
 
 
 
 
 
 
 

     

       

     

     

       
 
 
 
 
 

     Монархия.

     Монархия - форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства - монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

     Во  главе государства находится  монарх, который пользуется своей  властью по наследству, хотя возможны варианты, когда началу той или иной монархической династии кладут выборы (дом Романовых в России). Монарх приобретает власть по принципу крови, наследуя ее по собственному праву. Монарх не несет никакой юридический ответственности за свои политические действия. В руках монарха сосредоточена вся полнота верховной государственной власти, монарх выступает источником всякого права только с его волеизъявления те или иные постановления могут приобретать силу закона. Монарх находится во главе исполнительной власти, от его имени творится правосудие, ему принадлежит право помилования. На международной арене, в отношениях с другими государствами, монарх единолично представляет свое государство. Он пользуется титулом князя, герцога, короля, царя, императора и получает значительное содержание из государственной казны, а также имеет право на особую охрану.

     Абсолютная  монархия.

     Абсолютная  монархия представляет собой разновидность  монархической формы правления, характеризующуюся юридическим  и фактическим сосредоточением  всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха, никем и нечем неограниченная.

     Основным  признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных  органов, ограничивающих компетенцию  монарха. Он сам издает законы, может  непосредственно руководить административной деятельностью или назначать  для этого правительство, вершит высший суд. Никаких ограничений  его власти нет, по крайней мере, юридических, хотя политические, морально-этические, религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутствуют. Подданные изначально юридически бесправные, поскольку монарх не наделил их какими-то правами.

     К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или  полный упадок сословно представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его  непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого  бюрократического аппарата. Власть в  центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и  увольняться монархом.

     Для абсолютной монархии характерен авторитарный политический режим, а государственный режим именуется абсолютизмом.

     В настоящее время в мире сохраняются такие абсолютные монархии как: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар. В последние десятилетия в некоторых из этих стран были проведены реформы, но и они пока не изменили абсолютного характера монархий.

     Особую  разновидность абсолютной монархии представляет абсолютная теократическая монархия - особая форма организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии. Примером такой монархии является Ватикан, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов. Однако абсолютные монархии, зародившиеся в рабовладельческих обществах, постепенно эволюционировали в конституционные.

     Конституционная (ограниченная) монархия.

     Конституционные монархии характерны для буржуазного общества. Они являются такой формой правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом – парламентом. В период своего зарождения и на протяжении многих веков парламенты выражали интересы "третьего сословия". Ограниченная власть монарха фиксировалась в конституции, которую принимал парламент и не был вправе изменить монарх. Конституционная монархия имела две разновидности: дуалистическую и парламентарную.

     Сейчас  конституционная монархия существует в Англии, Дании, Испании, Норвегии, Швеции, Японии и д.р.

     Дуалистическая  монархия - первоначальная форма ограниченной или конституционной монархии. Здесь мы наблюдаем уже возникающее или довольно развитое разделение властей, во всяком случае, отделение законодательной власти от исполнительной. Законодательная власть принадлежит парламенту, который избирается подданными или определенной частью их, если избирательное право цензовое. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой. Однако разделение властей при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного вето, то есть без его утверждения закон в силу не вступит. Кроме того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, а главное, может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной.

     Подобная  форма правления существовала в  кайзеровской Германии с 1871 по 1918 гг.

     Парламентарная  монархия существует обычно в высокоразвитых государствах, где переход от аграрного строя к индустриальному сопровождался преимущественно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к новым условиям. Это Япония, Нидерланды, Швеция, Бельгия, Канада, Австралия и др. Здесь мы наблюдаем развитое разделение властей при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью, демократический или, по крайней мере, либеральный политический режим. Монарх при данной форме правления "царствует, но не правит". Правом вето в отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно ему принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства.

     Главный отличительный признак парламентарной монархии - политическая ответственность  правительства перед парламентом  за свою деятельность. Если парламент  выразит правительству недоверие  или откажет в доверии, правительство  должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом. При условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство, действует государственный режим, именуемый парламентарным, или парламентаризм. Из развивающихся стран к числу парламентарных монархий можно отнести Малайзию, Таиланд, Непал, однако, учитывая реальное влияние монарха, здесь приходится констатировать наличие элементов дуалистического государственного режима. Современные парламентские монархии, отдавая дань политической традиции и поддерживая тем самым уважение граждан к государству, фактически мало отличаются от республик второй основной формой правления.

     Сословно  представительская монархия - характеризуется тем, что рядом с монархом - главой государства существует какой-нибудь совещательный представительный орган определенных классов или всего населения. К таким государствам можно отнести Россию до 1917 г., Польшу в XVII- XVIII столетиях.

     Республика.

     В отличие от монархии при республиканской  форме правления единственным источником власти по закону является народное большинство. Само происхождение термина республика (от лат. res publica- общественное дело) - это  такая форма правления, которая  характеризуется выборностью главы  государства, именуемого обычно президентом.

     Республика  как форма правления отличается следующими признаками:

  1. Выборностью органов государственной власти на определенный срок и их коллегиальным характером;
  2. Наличием выборного на определенный срок главы государства;
  3. Производным характером государственной власти, которая пользуется властными полномочиями не по собственному праву, а по поручению суверенного народа;
  4. Юридической ответственностью главы государства.

         По  историческим периодам своего существования  республики классифицируются:

      • на античные (государства - полисы - Афины, Рим и т.д.);
      • средневековые (феодальные), к числу которых относятся торгово-промышленные республики в Италии (Венеция, Флоренция), Нидерландах, России (Новгородская, Псковская);
      • буржуазные, когда республиканская форма правления достигает своего расцвета, становясь способом политической организации гражданского общества.

     Президентская республика.

     Достоинство президентской формы правления  заключается,  прежде всего, в том, что всенародно избранный президент  являет собой средоточие общенациональных устремлений, выступает символом нации, символом принадлежности граждан к  единому государству. Эта форма  дает полномочия одному лицу, которое  может осуществлять полномочия в  чрезвычайных обстоятельствах. Президентская  система правления обеспечивает большую степень политической стабильности.

           Глава государства  в президентской республике получает свои полномочия в результате избрания на определенный срок. Срок нахождения в должности в разных республиках различный: ст. II раздел 1 Конституции США 1788 года предусматривает срок полномочий президента 4 года. Ст. 85 Конституции Италии 1947 года предусматривает, что этот срок равен 7 годам, также как и во Франции.

           Здесь наиболее последовательно  проведен принцип разделения властей, а взаимоотношения между ветвями  власти стояться на базе принципа так  называемых сдержек и противовесов. Это проявляется в следующем.

           И законодательная, и исполнительная власть в президентской  республике получает свой мандат непосредственно  от народа. Главой исполнительной власти является избираемый народом президент, который совмещает эти функции  с функциями главы государства. Правительства как коллегиального органа обычно нет, министры каждый в отдельности подчинены президенту. Судьи, как и высшие должностные лица исполнительной власти, назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов, а из компетентности и моральных качеств.

Информация о работе Теория государства и права