Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 07:44, контрольная работа
Форма государственного правления - способ формирования институтов высшей государственной власти, определяющий их полномочия, структуру, принципы взаимоотношений между собой и степень участия населения в их создании.
Форма правления показывает:
Как создаются высшие органы власти в государстве;
Структуру высших государственных органов;
Какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами;
Как строиться взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами страны;
В какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.
Существуют две основные формы правления — монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.
1. Дайте подробную характеристику такой формы государства как форма правления. Приведите примеры современных государств, имеющих различные формы правления. Проанализируйте изменения формы правления в России. Каким образом форма правления закреплена в современном российском законодательстве? (обязательны ссылки на статьи нормативно-правовых актов)
2. Причины и условия возникновения государства и права. Теории происхождения государства и права. Происхождение Древнерусского государства.
3. Раскройте понятие, признаки, стадии, виды правотворчества. Дайте анализ проблем правотворчества в Российской Федерации.
4. Приведите примеры видов гипотез правовых норм, используя 4-5 критериев классификации (с обязательными ссылками на статьи нормативно-правовых актов).
Есть
еще одна совершенно нерешенная проблема.
Она заключается в том, что
во всех государственно-правовых сферах
идет перемещение власти от одной
структуры к другой и фактическая
компетенция органов редко
Встречаются в практике и социально недейственные законы, не достигающие своей цели по той причине, что сам законодатель в большинстве таких случаев, руководствуясь политическими мотивами, создает лишь иллюзию желания достигнуть законной цели или преследует эту цель вопреки своей воле.
Существуют еще и компромиссные законы, они возникают в зависимости от обстоятельств как результат незавершенной борьбы политических сил. Сторонникам закона удалось добиться его принятия, противникам – предотвратить оснащение закона действенными санкциями. Такие процессы можно часто наблюдать в сфере экономического законодательства.
Не исключено, что за частую правотворческий орган мало заботит эффективность издаваемых им законов, действия лиц, которым он адресует нормы. При анализе правотворческой практики создается впечатление, что посредством законодательного акта он часто лишь освобождает себя от политического бремени. Грубо говоря, нормотворческий орган не столько стремится к разрешению дела, сколько хочет «спихнуть» его, проявляя полное безразличие к тому, в какой степени принятый законодательный акт окажется эффективным.
В
связи с вопросами
Если проанализировать работу Федерального собрания России за последние годы, станет ясно: новых законов принимается меньше в сравнении с числом изменений и дополнений, вносимых в действующие законы. Напрашивается вывод, что законодатель пристально наблюдает за действием законов, тщательно регистрирует результаты наблюдения и вовремя вносит изменения в принятые ранее законы. Но этот вывод будет ошибочным. В действительности изменения законов происходит в подавляющем большинстве случаев так же неконтролируемо и спонтанно, как и принятие самих первоначальных законов. Внесение изменений в законы происходит на основе тех же проблемных импульсов, которые ранее вызвали к действию подлежащий изменению закон. Недостает обобщения практики, не учитывается критика со стороны лиц, на которых закон распространяет свое действие. Более внимательное и систематическое наблюдение за действием законов, связанное с предоставлением обратной информации от правоприменительных органов в учреждении, занимающееся подготовкой законодательства, не только повысило бы качество и эффективность законов, но одновременно и способствовало бы решению целого ряда сложных проблем, обременяющих сегодня законодателя. Обилие изменений, вносимых в законы, быстрая замена принятых норм затрудняют информирование тех, кому законы адресованы.
Основные
качества законодательства находятся
в тесной связи с продолжительностью
действия законов, с их надежностью.
Нормативный акт, который действует
лишь один день и затем подвергается
изменению, не может выполнять возложенные
на него функции, даже если он издан
легитимной правотворческой властью.
Из области правового
Требование пристального наблюдения за действиями законов, централизованной регистрации и использования результатов этого наблюдения привело бы в случае его осуществления не к более частым изменениям законов, а, напротив, к более стабильным законам. Кто не задумываясь принимает решения и действует, вынужден чаще менять свои решения и действия, чем тот, кто все обдумывает заранее и основательно. И в плане нормативной информации, и в плане юридической техники это только бы упростило, а не усложнило само правотворчество.
В этой связи мониторинг действующего законодательства становится не просто очередным модным новшеством, а велением времени, мерой, позволяющей установить устойчивую связь между законодательной деятельностью и её конечными результатами. Это позволит совершенствовать и развивать российское законодательство, сформировать адекватную концепцию законодательного обеспечения политики государства.
Всякая
деятельность бессмысленна, если она
не приносит желаемого эффекта. Поэтому
всегда актуален контроль за эффективностью
правовых актов и, соответственно, за эффективностью
правотворческой деятельности. Юридическая
и социальная эффективность не могут быть
отождествлены, но и не могут быть изолированы
друг от друга настолько, чтобы их критерии
не пересекались. Теория правотворчества
будет бесплодной, если не определить
критерии её эффективности.
Задание 4
Примеры видов гипотез правовых норм.
В зависимости от степени определенности гипотезы правовых норм делят на абсолютно-определенные и относительно-определенные. И если первые настолько точно указывают условия реализации нормы, что в каждом конкретном случае ее применения достаточно только констатировать их наличие, то вторые ориентируют правоприменительный орган на определение наличия или отсутствия этих условий в каждом конкретном случае. Так, например, в статье 311 Гражданского кодекса РФ, закрепляющей право кредитора не принимать исполнение обязательства по частям, условия вступления нормы в действие сформулированы слишком абстрактно, что делает гипотезу данной нормы относительно-определенной. Гипотеза же нормы, сформулированной в части 1 статьи 100 Конституции РФ (“Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно”), является абсолютно-определенной.
В
зависимости от числа условий
реализации нормы гипотезы принято
делить на простые (содержат лишь одно
условие реализации нормы), сложные
(для применения правовой нормы требуется
наличие нескольких условий) и альтернативные
(реализация правовой нормы ставится в
зависимость от наличия одного из нескольких
конкретных обстоятельств). Гипотеза нормы,
установленной частью 1 статьи 107 Конституции
РФ (“Принятый федеральный закон в течение
пяти дней направляется Президенту Российской
Федерации для подписания и обнародования”),
содержит лишь одно условие реализации
(принятие федерального закона) и поэтому
является простой. Гипотеза части 1 статьи
108 Уголовного кодекса РФ (“Убийство, совершенное
при превышении пределов необходимой
обороны, наказывается...”) содержит два
условия применения нормы и является сложной.
Альтернативная гипотеза представлена
в норме, содержащейся в части 1 статьи
303 Уголовного кодекса РФ: “Фальсификация
доказательств по гражданскому делу лицом,
участвующим в деле, или его представителем,
наказывается”.
Список используемой литературы:
Литература:
Нормативно-правовые акты: