Теория государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 07:44, контрольная работа

Краткое описание

Форма государственного правления - способ формирования институтов высшей государственной власти, определяющий их полномочия, структуру, принципы взаимоотношений между собой и степень участия населения в их создании.
Форма правления показывает:
Как создаются высшие органы власти в государстве;
Структуру высших государственных органов;
Какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами;
Как строиться взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами страны;
В какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.
Существуют две основные формы правления — монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

Оглавление

1. Дайте подробную характеристику такой формы государства как форма правления. Приведите примеры современных государств, имеющих различные формы правления. Проанализируйте изменения формы правления в России. Каким образом форма правления закреплена в современном российском законодательстве? (обязательны ссылки на статьи нормативно-правовых актов)
2. Причины и условия возникновения государства и права. Теории происхождения государства и права. Происхождение Древнерусского государства.
3. Раскройте понятие, признаки, стадии, виды правотворчества. Дайте анализ проблем правотворчества в Российской Федерации.
4. Приведите примеры видов гипотез правовых норм, используя 4-5 критериев классификации (с обязательными ссылками на статьи нормативно-правовых актов).

Файлы: 1 файл

тгп.docx

— 81.08 Кб (Скачать)

           Министров и других назначенных им должностных лиц  исполнительной власти президент может  смещать самостоятельно: нельзя заставлять его работать с теми, с кем он работать не может и не желает.

           Главный признак  данной формы правления – отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Парламент не может смещать  ее должностных лиц, если они не нарушили закон. Для своей деятельности они  не нуждаются в политическом доверии  парламента. Тем не менее, парламент и правительство вынуждены сотрудничать, так как ни одна из ветвей власти не может конституционным путем устранить другую (смещение парламентом должностных лиц исполнительной и судебной власти путем, так называемого, импичмента может иметь место лишь, если со стороны этих лиц допущены серьезные правонарушения).

           Сдержки и противовесы  проявляются в частности, в том, что президент может тормозить  законодательную деятельность парламента, налагая на принятые им законы отлагательное вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах парламента. В свою очередь верхняя палата парламента может воспрепятствовать назначению президентом должностных лиц, а кроме того, ратифицирует (и может отказать в этом) заключенные президентом международные договоры. Судебная власть контролирует конституционность актов и парламента, и президента, обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной, так и исполнительной властью.

           Государственный режим  при такой форме правления  – только дуалистический. В зависимости  от обстоятельств значение и роль конкретного парламента или президента могут быть сильнее или слабее, но качества государственного режима это не меняет.

           Президентская форма  правления не является безупречной. Во-первых, в отличии от парламентской формы правления, она таит в себе возможности трений во взаимоотношениях исполнительной и законодательной ветвей власти и провоцирования конституционного кризиса. Вероятность последнего особенно возрастает, если президент и парламентское большинство принадлежит к различным партиям или политическим течениям. Предположения, что президент всегда находится над партийной борьбой и политиканством лоббистов, могут не иметь под собой веских оснований. Иными словами, выбор между парламентской и президентской формами правления может означать выбор между единым, но нестабильным руководством и руководством стабильным, но чреватым конфликтом двух властей.

           Во-вторых, едва ли существует оптимальный способ избрания президента. Любой из них имеет свои сильные  и слабые стороны. На первое место  по значимости выходит метод президентских  выборов. Прямые выборы представляются наиболее простыми и демократическими. Но моделей прямых выборов тоже много, а выбор способов не всегда зависит  от президента. Президентская власть может оказаться в большой  зависимости от законодательной  ветви, от которой может зависеть многое, например процедура переизбрания президента на второй строк в чрезвычайно  усложненном порядке.

           Президентские республики распространены в Латинской Америке. Эта форма правления встречается  также в некоторых странах  Азии и Африки. Правда, зачастую в  этих странах власть главы государства  на деле выходит за конституционные  рамки. Латиноамериканские республики исследователями чаще назывались суперпрезидентские. В последние 15-20 лет ситуация стала меняться, во многих странах она приближается к конституционному эталону.

           В конкретике политической жизни той или иной страны, с  учетом того или иного соотношения  политических сил, сложившихся традиций или вводимых реформ, возможны смешанные  или промежуточные (между президентской  и парламентской республикой) формы  государственного правления.

     Парламентская республика.

     Парламентарные республики появились ранее других современных видов республик. Примером этому может служить Голландская республика, Английская ( в первый её период ), Французская в период конвента (1791-93 ) и др.

     В основу системы высших органов государственной власти парламентарной  республики формально положен принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет коллективную ответственность за свою политическую деятельность. В парламентарной республике, в отличие от президентской , правительство остается у власти до тех пор , пока оно располагает поддержкой парламентского большинства (в двухпалатных парламентах - большинства нижней палаты) . Утратив ее, оно либо уходит в отставку, что означает правительственный кризис, либо распускает парламент и назначает внеочередные парламентские выборы. В парламентарной республике правительство формируется только парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии или партийной коалиции.

       Формальным признаком парламентарной республики (Италия, ФРГ, Португалия, Греция, Ирландия, Исландия, Индия, Австрия и т.д.) является наличие должности премьер-министра (канцлера и т.д.), являющегося одновременно главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции.

     Президент парламентарной республики осуществляет чисто номинальные функции. Его политические действия могут быть реализованы только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них политическую ответственность. Это подкрепляется тем, что обычно президент в парламентских республиках всенародно не избирается (одно из немногих исключений - Болгария), чтобы он, пользуясь поддержкой народа, не мог себя противопоставить парламенту. Президент, как правило, не имеет права на проведение референдума, на введение чрезвычайного положения, на увольнение главы правительства, обычно не имеет права налагать вето на законы, принимаемые парламентом.

     Формально президент может быть верховным главнокомандующим, но на самом деле обычно эти полномочия осуществляет министр обороны, подчинённый главе правительства.

       Парламент в парламентских республиках  подвержен  жестокому  контролю со  стороны правительства. То есть мы можем наблюдать перегиб в системе сдержек и противоречий. Что в свою очередь может  привести к серьёзному правительственному кризису.  Поэтому парламентская республика является ненадёжной формой правления.

     При этом парламентарная форма правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создаёт справедливые условия человеческого бытия, основанного на началах правовой законности.  
 

     Изменение формы правления в России.

      Социальные  потрясения начала XX-го века вызвали ряд основополагающих документов, на базе которых Россия пошла по пути перехода от абсолютной монархии к конституционной монархии, создания парламентских учреждений, политических партий различной направленности, проведения выборов, провозглашения многих основных прав и свобод граждан.

      Первым  в этом ряду стоит царский Манифест от 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка". Царь даровал населению "незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов".

      Манифестом  провозглашалось: "Установить как  незыблемое правило, чтобы никакой  закон не мог воспринять силу без  одобрения Государственной думы и, чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей". Таким образом, из совещательного органа, как устанавливалось Законом от 6 августа 1905 г., Дума становилась законодательным органом. Но не единственным. Созданному еще в 1810 г. Государственному совету, одновременно с Думой получившему законосовещательные функции, также было дано право участия в законодательстве.

      Учреждение  законодательных органов и предоставление Думе права контролировать производный  от царя исполнительный аппарат можно  считать первыми шагами по пути введения конституционной монархии в России.

      После Февральской революции 1917 г. происходит изменение формы правления в России, далее принимается ряд актов, имевших принципиальное значение для формирования новой государственной системы России, а наряду с этим в процессе революционных преобразований создаются и имеют ощутимое влияние новые органы, претендующие на руководящие позиции в государстве.

      25 февраля 1917 г. царь издал указы о "перерыве в занятиях" Государственного совета и Государственной думы с планируемым сроком возобновления их деятельности не позднее апреля 1917 г. После начала 27 февраля 1917 г. вооруженного восстания в Петрограде собрался Совет старейшин Государственной Думы, предложивший избрать особый комитет. Далее состоялось "частное совещание" Госдумы, утвердившее этот комитет с названием "Комитет Государственной думы для водворения порядка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами". Этот орган в дальнейшем именовался Временным комитетом Государственной Думы. Поскольку в тот же день было провозглашено создание Временного исполнительного комитета Совета рабочих депутатов, а вечером началось первое заседание Совета рабочих депутатов, исследователи полагают, что в стране началось оформление двоевластия.

      Председатель  Совета министров в тот же день послал царю телеграмму с прошением  об отставке. Временный комитет сначала  назначил 28 февраля комиссаров в  министерства и государственные  учреждения "из состава членов Государственной  думы". А 1 марта на заседании Временного комитета был одобрен состав будущего правительства. 2 марта 1917 г. Николай II по предложению Временного комитета Госдумы отрекся от престола. Однако поскольку это было сделано в пользу брата Михаила Александровича, форма правления в России (монархическое государство) не изменилась.

      За  месяцы, отведенные ему историей, Временное  правительство приняло немало актов, направленных на утверждение в России демократического строя и политических свобод.

      Безусловно, важнейшее значение имеет постановление  от 1 сентября 1917г., носящее форму манифеста, которым Временное правительство объявляет, что "государственный порядок, которым управляется Российское государство, есть порядок республиканский, и провозглашает Российскую республику". Таким образом, именно с 1 сентября 1917 г. Россия обрела республиканскую форму правления.

      Как уже отмечалось, в стране параллельно  формировалась власть Советов рабочих  и солдатских и Советов крестьянских депутатов. В зависимости от степени  влияния в них тех или иных партий одни Советы были союзниками Временного правительства, другие решительно выступали  против него. Естественно, двоевластие  когда-то должно было кончиться. Как  известно, в октябре 1917 г. Временное правительство было свергнуто, II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, большинство делегатов, которого составляли большевики, провозгласил установление Советской власти. Начался новый период в российской истории.

      Особой  формой правления является советская  республика. В России в 1917 г. Советы создавались повсеместно (как в городе, так и на селе). После Октябрьской революции советы, созданные ранее, стали брать власть в свои руки и к середине января 1918 г. господствовали на территории практически всей России.

      Поначалу  обретение Советами власти происходило  даже вопреки намерениям их руководства (эсеров и меньшевиков). Никаких планов сделать Советы альтернативной формой государства у создателей Петроградского совета не было. Их целью было поддержать новое правительство снизу и "добровольно  передать власть буржуазии". Та сила, которая стала складываться в  противовес Временному правительству  и которую впоследствии возглавили большевики, была выражением массового  стихийного движения.

      Эсеры и меньшевики, став во главе Петроградского совета, и не предполагали, что под  ними поднимается неведомая теориям  государственность крестьянской России, для которой монархия стала обузой, а правительство кадетов - недоразумением. Этому движению надо было только дать язык, простую оболочку идеологии. И  критическим событием в этом были "Апрельские тезисы" В.И.Ленина.

      Книга Ленина "Государство и революция", которую в курсе исторического  материализма представляли как главный  его труд по вопросу государственности, на деле посвящена тактической проблеме слома государственного механизма (который, кстати, в России был уже  практически сломан усилиями самого Временного правительства). Апрельские тезисы имели более глубокое значение: в них ставился вопрос о выборе типа государственности.

      В них сказано, что Россия после  Февраля пошла не по пути Запада - без явных решений политиков  и лидеров. "Не парламентская республика - возвращение к ней от Советов  рабочих депутатов было бы шагом  назад - а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов  по всей стране, снизу доверху" - так  оценивал положение В.И.Ленин.

Информация о работе Теория государства и права