Теория государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 07:44, контрольная работа

Краткое описание

Форма государственного правления - способ формирования институтов высшей государственной власти, определяющий их полномочия, структуру, принципы взаимоотношений между собой и степень участия населения в их создании.
Форма правления показывает:
Как создаются высшие органы власти в государстве;
Структуру высших государственных органов;
Какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами;
Как строиться взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами страны;
В какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.
Существуют две основные формы правления — монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

Оглавление

1. Дайте подробную характеристику такой формы государства как форма правления. Приведите примеры современных государств, имеющих различные формы правления. Проанализируйте изменения формы правления в России. Каким образом форма правления закреплена в современном российском законодательстве? (обязательны ссылки на статьи нормативно-правовых актов)
2. Причины и условия возникновения государства и права. Теории происхождения государства и права. Происхождение Древнерусского государства.
3. Раскройте понятие, признаки, стадии, виды правотворчества. Дайте анализ проблем правотворчества в Российской Федерации.
4. Приведите примеры видов гипотез правовых норм, используя 4-5 критериев классификации (с обязательными ссылками на статьи нормативно-правовых актов).

Файлы: 1 файл

тгп.docx

— 81.08 Кб (Скачать)

    Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством:

    • Сбор дани дружинниками;
    • Расширение подвластных королю (феодалу) территорий;
    • Огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);
    • Иные формы насилия.
  1. Ирригациональная теория -  государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их вод (ирригация).
  1. Экономическая теория - государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

    Основоположники: К. Маркс и Ф. Энгельс.

Происхождение Древнерусского государства.

     История славян уходит в глубину времен, и первые сведения о них зафиксированы  в древнейших письменных источниках. «Сия земля по известию Геродота была необозримою равниною, гладкой и  безлесной, только между Тавридою и  днепровским устьем находились леса». Все они с привязкой к определенной территории фиксируют славян лишь с  середины I тысячелетия н. э. (чаще всего  с VI века), то есть тогда, когда они  выступают на исторической арене  Европы как многочисленная этническая общность.

     Места проживания древних славян, получившие название «прародины», определяются неоднозначно. Предки протославян в результате своего культурного сближения дали славянство. Этот процесс прослеживается до н. э. с III тысячелетия до I.

     Праславянский период начинается с конца I тысячелетия  до н.э. Устанавливается культурная, а также и языковая общность. Значительная часть праславян была включена в орбиту скифского влияния. В VI—VII вв. завершается период праславянской истории. Расселение славян на обширнейших пространствах, их активное взаимодействие с иными народами привели к культурной дифференциации славянского мира и членению единого языка на отдельные славянские языки.

     В VIII—IX вв. наступает период собственно славянской истории, формирование союзов, образование государств. Происходит складывание современных славянских народов.

     Таким образом, важнейшим историческим фактом является наличие в I тысячелетии  н.э. на территории Восточной Европы славян.

     Согласно  «Повести временных лет» (начало XII века), создание мощного русского государства  на территории Восточной Европы началось с севера. За 859г. в летописи есть сообщение, что племена славян на юге платили дань хазарам, а на севере славяне и угро - финны платили дань варягам.

     Летопись  сообщает, что в 862 году новгородцы изгнали  варягов за море, но среди разноязыких  племен, да и в самом Новгороде  — мира не было и пришлось пригласить князя, «...который бы владел и судил  по праву. И пошли за море к варягам,  и пригласили трех братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус —  на Белоозере, а Трувор — в Изборске».

     После смерти братьев Рюрик стал княжить  один, а своим дружинникам раздал Полоцк, Ростов, Белоозеро. Когда умер Рюрик (879 г.), воевода Олег вместе с малолетним сыном Рюрика Игорем подняли народы по торговому пути «из варяг в греки» на большой поход к югу. В походе участвовали скандинавы, северные славяне и угро-финны; в 882 году они захватили Киев. Так произошло объединение северных и южных земель, образовалось государство с центром в Киеве.

     «Древнерусское  государство сложилось в результате объединения славянских земель –  полян, древлян, дреговичей, ильменских славян, радимичей, вятичей и других».

     Задание 3

     Понятие, признаки, стадии, виды правотворчества.

     Правотворчество есть форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Это процесс  создания и развития действующего права  как единой и внутренне согласованной системы общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения, имеющая официальное значение, деятельность по установлению правового регулирования. Главное для правотворчества — выработка и утверждение новых правовых норм. В этом, прежде всего и состоит назначение данной формы государственной деятельности. Другие проявления правотворчества (отмена и изменение действующих норм, распространение их действия, совершенствование их редакции) выполняют вспомогательные функции и служат для образования развернутой, четко выраженной и внутренне согласованной системы юридических норм.

     По  своей сущности правотворчество  есть возведение государственной воли в закон, в имеющие общеобязательное значение юридические предписания. На современном этапе развития правотворчество  проявляется в первую очередь  как принятие правового акта непосредственно  населением страны путем референдума  либо как издание актов, содержащих правовые нормы, государственными и иными управомоченными органами. В некоторых странах одной из форм правотворчества является издание судебного прецедента.

     Признаки  правотворчества:

  1. Сознательно - волевой характер;
  2. Объективно - исторический характер.

         Признаки  правотворчества отражают сочетание  субъективного и объективного факторов в правотворчестве. Право создается  людьми, наделенными волей и сознанием, имеющими определенный жизненный опыт, правосознание, культурный уровень. На правотворчество влияют личные и  групповые интересы, задачи, потребности  законодателя. Существует мощный политический институт лоббирования выгодных с позиций  отдельных социальных групп нормативных  актов.

         Несмотря  на влияние субъективных факторов, право не создается законодателем  произвольно, исключительно по собственному усмотрению.

         Право отражает объективные закономерности общественных отношений. В нормах права  находят выражение потребности  общества на определенном историческом этапе. Попытки волюнтаристски, произвольно  устанавливать нормы права ведут  к негативным последствиям. В лучшем случае это будет просто недействующее  право, например закон о ветеранах. В худшем - реальный вред общественным отношениям.

         Стадии  правотворчества:

    1. Предварительное оформление государственной воли (подготовка проекта). Начинается с принятия решения о подготовки проекта.
    2. Предварительные работы, предшествующие составлению текста проекта.
    3. Подготовка первоначального текста проекта.
    4. Предварительное обсуждение проекта. Оно обычно осуществляется с привлечением большого круга заинтересованных органов, организаций, общественности. После учета замечаний и предложений проект окончательно отрабатывается и редактируется.
    5. Возведение государственной воли в закон (деятельность правотворческого органа, по рассмотрению и принятию правового акта).
    6. Внесение рассмотрения проекта в повестку дня заседания. Затем следует обсуждение и официальное приятие проекта. Заключительной стадией правотворческого процесса является официальное опубликование принятого нормативного акта в особых, предусмотренных законом печатных органах (специальные издания, газеты).

      Виды  правотворчества:

    1. Принятие нормативных правовых актов уполномоченными органами государства;
    2. Непосредственное правотворчество народа путем всенародного волеизъявления на референдуме;
    3. Санкционирование государственными органами обычаев;
    4. Создание судебного прецедента.
 

     Анализ  проблем правотворчества в Российской Федерации.

     Российское  законодательство страдает проблемами, в нем много разночтений, несогласованностей, юридических коллизий на разных уровнях  и в разных формах. Основные причины  такого положения заключаются в  непоследовательности и бессистемности правовой политики, отсутствии четко  обозначенных приоритетов. Это, в свою очередь, проявляется в импульсивности законодательства, бессистемности законотворческих работ.

     С качеством законотворчества, подготовкой  нормативных актов связан принцип  профессионализма правотворчества. К такого рода деятельности должны привлекаться специалисты, обладающими глубокими правовыми знаниями и опытом в моделировании законопроектов, - юристы, политологи, социологи, другие специалисты. Законодатели, к сожалению, не всегда имеют такие знания. Это также пагубно сказывается на возможности эффективного контроля правотворческих инициатив, исходящих от исполнительной власти, иных субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, а также становится причиной принятия законов, преследующих латентные цели. Независимая научная экспертиза, указание размеров и источников финансирования разработки законопроекта, сведения об их авторах позволили бы избежать многих ошибок при осуществлении правотворческой деятельности.

     Независимо  от усилий науки, законодатель обязан и сам предпринимать определенные меры, чтобы исключить собственные  ошибки не через продолжительное  время после издания акта, а  еще во время правотворческого процесса. Он обязан институционализировать наблюдение за действием законов, чтобы вовремя  подготовить их корректировку. Для  подготовки этой институционализации  наука может предложить методологический и фактологический материал, но она  не в силах заменить саму институционализацию. Отсюда вывод: правотворческим органам  следовало бы, прежде всего (даже прежде чем заниматься подготовкой нормативных  правовых актов) начать вести наблюдение за действием существующих законов (или же за отсутствием такового действия). Дать информацию об эффективности  законов, об их влиянии на волю и  сознание людей – значит, во многом предопределить успех будущих правовых актов. В большой степени это имеет место или точнее, должно иметь место в области управленческих решений, нормы которых правительство и ведомства сами издают и сами исполняют или следят за их исполнением.

     При анализе вопроса о социальной действенности закона предполагается выяснение, прежде всего того, соблюдаются  ли его нормы теми ответственными лицами, которым адресован этот закон. При этом очевидно, что причины  неэффективности закона часто следует  искать в нем самом: закон не может  достичь преследуемой цели из-за своей  ложной установки. Уже в этой взаимосвязи  целесообразно не терять из виду тот  факт, что сознательное или несознательное несоблюдение закона лицами, которым  он адресован, является лишь одной из многих причин того, что закон не достигает своей цели.

     Определенные  противоречия, и даже нарушения можно  усмотреть, к примеру, в следующей  ситуации. Как известно нотариальная деятельность осуществляется на платной  основе. Нотариусам оплачивается совершение нотариальных действий. В соответствии со ст. 333.38 Налогового кодекса РФ (части второй) существует целый перечень лиц, которые от уплаты пошлины за совершение некоторых нотариальных действий освобождаются полностью или частично. Многие нотариусы с такой постановкой вопроса не согласны, ведь в соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право за вознаграждение за труд, и поэтому требуют оплаты от лиц, которые от этой оплаты освобождены Налоговым кодексом РФ. Возникает правовая делема: либо нарушаются права нотариусов, либо права лиц к ним обратившихся.

     Полнокровные  исследования статистической повторяемости  нарушений закона имеются лишь в  уголовном праве, хотя этот вопрос представляет интерес и для других отраслей права.

     При исследовании условий и причин фактического бездействия норм закона следует  проводить различие между индивидуально  технологическим, социально-психологическим  и государственно-организационным  факторами. Эта классификация имеет  прагматическую ценность, так как  позволяет творцу права лучше видеть, какие условия он должен закрепить нормативно, чтобы его воля нашла воплощение в поведении адресатов закона.

     В интересах фактической действенности  права общественная система должна давать некий простор для «нормальных» инстинктов, для «естественного эгоизма». Нельзя предъявлять чрезмерно высокие  требования к индивидуумам, требуя от них отдачи, никак и ничем  её не компенсируя.

     Нормативный акт становится эффективным тогда, когда становится прогнозируемым коллективное поведение в определенной ситуации. Если у места производства строительных работ на автотрассе установлено  ограничение скорости до 60 км в час, то целые колонны машин проезжают  мимо со скоростью 100 км в час, и тот, кто хочет придерживаться предписанной нормы, сразу же получит неодобрительные световые и звуковые сигналы со стороны водителей машин, следующих за ним. Таким образом, группа адресатов установленного запрета может стихийно развивать «антинормы», обязательность которых в соответствующей ситуации окажется сильнее, чем официальные предписания. Коллективный деликт, как правило, пересиливает силу государственных запретов, поскольку наказание возможно всегда еще лишь выборочно.

Информация о работе Теория государства и права