Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:20, курсовая работа
Актуальность исследования определяется, прежде всего, непосредственной связью, по крайней мере, с двумя крупнейшими проблемами современного общества, социальную значимость которых следует оценивать как непреходящую. С одной стороны, речь идёт о проблеме молодёжи в той части, которая касается состояния нравственного здоровья молодых людей, их приверженности истинным ценностям, и в первую очередь ценностям права, законности. Общеизвестно, что любое общество именно с молодёжью связывает свою судьбу, долгосрочные перспективы развития, надежды на самые высокие достижения во всех областях или же, напротив, если нравственное здоровье молодёжи существенно подорвано, - умножение трудноразрешимых проблем, новые проблемы и поражения.
Введение
Глава 1. Понятие и общая характеристика молодежной преступности 4
1.1. Понятие молодежной преступности 4
1.2. Криминологическая характеристика молодежной преступности 11
Глава 2. Факторы, влияющие на состояние молодежной преступности 21
2.1. Особенности детерминации преступного поведения молодежи 21
2.2. Личность молодого преступника 41
Глава 3. Профилактика преступности молодёжи 51
3.1. Анализ современного состояния профилактики 51
3.2. Содержание профилактики преступности молодёжи 59
3.3. Опыт профилактики молодежной преступности за рубежом 67
Заключение 72
Список нормативных правовых актов и литературы 75
Низкий уровень материальной обеспеченности семьи часто стимулирует формирование у детей «психологии изгоев общества, аутсайдеров, а она в свою очередь предопределяет негативное отношение к труду и учебе, неуважение к закону и базовым ценностям общества, выступает как один из субъективных факторов криминализации сознания и как следствие - отклоняющегося и, в конечном счете, преступного поведения».39
Здесь важно еще раз подчеркнуть: недопустимо представлять, что материальное неблагополучие автоматически и неизбежно приводит к указанным результатам. Но хорошо известно (в том числе и неспециалистам) и многократно доказано исследованиями, что малообеспеченная семья крайне ослаблена для выполнения полноценной воспитательной функции, что здесь особенно часты «сбои» в формировании нравственного здоровья молодых людей.
В связи с этим нетрудно сделать долгосрочные криминологические прогнозы. В настоящее время в России насчитывается 42 млн. семей, из них 22 млн., или 56%, имеют в своем составе несовершеннолетних детей. Приблизительно 22 млн. семей, т.е. почти каждая вторая - за чертой бедности. У 80,3 % семей, имеющих 3-х и более детей, среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума. Из них в крайней бедности, нищете живут 51,3 % полных и 58,4 % многодетных семей. В них среднедушевые доходы в два и более раза ниже уровня бедности.40
Б) Условия семейного
воспитания несовершеннолетних существенно
ухудшаются в связи с интенсивно
развивающимся процессом
Проследим с исторических позиций состояние семейного воспитания несовершеннолетних. «Расчеты, проведенные по данным 1977 года, свидетельствуют, что более 11 млн. несовершеннолетних воспитывались в этот период одним родителем (15% от несовершеннолетнего населения бывшего СССР)».41
По данным 1989 года, таких семей в Российской Федерации было 5,3 млн. против 4,6 в 1979 году; в них воспитывалось около 4,5 млн. детей - 11% всех детей в возрасте до 18 лет»42. В настоящее время в России проживает 5,2 млн. неполных семей. 98% из них - семьи без отца. В неполной семье воспитывается каждый седьмой ребенок.
Этот процесс представляется особенно тревожным, если учесть, что в последние годы в стране распадался почти каждый второй брак.
Совершенно понятно, что сам по себе факт воспитания ребенка в неполной семье не может и не должен рассматриваться как фатально неизбежное криминогенное обстоятельство. Все зависит, прежде всего, от условий жизни семьи, позволяющих или не позволяющих компенсировать отсутствие одного из родителей, от нравственной атмосферы в семье и многого другого.
Однако многократно и безоговорочно доказано, что в массе своей неполные семьи значительно чаще, чем нормальные по своей структуре семьи, оказываются «территорией криминогенного риска. На отсутствие в семье одного из двух ее основных членов – отца или матери – как на обстоятельство, откладывающее серьезный след в сознании и характере не только детей, но и взрослых, имеющее важное значение для воспитания нравственно полноценной личности, – указывал А.Б. Сахаров еще в 1961 году в известной монографии, положившей начало фундаментальным криминологическим исследованиям и публикациям в послевоенный период в нашей стране.43 По данным проведенного им исследования, более половины несовершеннолетних, осужденных за разбой, не имели одного из родителей, причем 90% таких ребят не имели отца. По делам о хулиганстве, рассмотренным в четырех судах г. Москвы, 70% осужденных в возрасте до 25 лет не имели одного или обоих родителей.
В) Как уже подчеркивалось, одним из важнейших ключевых моментов является нравственная атмосфера в семье. «Речь идет, во-первых, о наличии или отсутствии внутри семьи источников антиобщественных, аморальных влияний и, во-вторых, об общей системе нравственной ориентации, о системе ценностей, проявляющейся в повседневном поведении родителей»44.
Криминогенная роль этих факторов также достаточно полно и всесторонне исследована в нашей криминологической литературе, а результаты анализа в качестве общеизвестных и устоявшихся положений вошли в учебники по криминологии.
Нравственная обстановка в семье в решающей степени определяется характером взаимоотношений между членами семьи, но прежде всего – отношениями взрослой ее части и детей. И хуже всего, когда ребенок ощущает себя чужим и беспомощным в семейном окружении, тем более, когда понимает, что это окружение просто враждебно ему.
Очень важные и интересные данные и выводы из них опубликованы в ряде работ Ю.М. Антоняна. Автор справедливо подчеркивает, что ключевую роль в формировании личности преступника играют социально-психологические и психологические факторы и в первую очередь – психологическое отчуждение ребенка родителями, т.е. их эмоциональное отношение к нему, принятие ребенка или его отвергание.45
Проведенное Ю.М. Антоняном исследование личности и поведения убийц показало, что среди них желанным ребенком в семье считают себя 58% опрошенных, в то время как в контрольной группе (законопослушных граждан) таковыми считают себя 82%. В рамках другого исследования зафиксировано, что около 80% убийц испытывали дефицит тепла в детстве, прежде всего – со стороны матерей.46
Отвергаемые семьей подросток ощущают себя ненужными и не принятыми, и этим закладывается основа их дезадаптации в будущем.
Но, пожалуй, крайней стадией семейного неблагополучия, перечеркивающей саму возможность нормального нравственного формирования личности ребенка, подростка в семейной среде, является прямая агрессивность родителей по отношению к ребенку. Между тем, явление это в последние годы стало особенно распространенным: по статистическим данным в 57% семей дети становятся жертвами агрессии, а в 17% агрессивность проявляется в грубой форме.
Г) Наконец, следует сказать несколько слов о педагогической позиции семьи и криминологических аспектах деформации этого элемента семейного воспитания.
Исследования показали, что в семьях, из которых вышли подростки-правонарушители, в том числе и преступники, как правило, отсутствовал родительский контроль над учебой и поведением детей. Родители здесь оказались чаще всего неподготовленными к надлежащему выполнению функций воспитания, формирования у детей чувства ответственности за свои поступки. «Педагогическая методика» сводилась к крайностям: от потакания любым прихотям до оскорблений, побоев, жестоких скандалов, полного игнорирования.
Характерно, что все
эти и подобные дефекты воспитательно-
Возможны ситуации, когда родители оказывали на детей прямое и активное разлагающее воздействие, вовлекая их в пьянство, потребление наркотиков, в проституцию и совершение преступлений.
Молодежь, то есть люди, имеющие право создавать свою собственную семью и в значительной своей части фактически создавшие ее, имеющие собственных детей. Казалось бы, анализ семейного неблагополучия, относящийся к периоду, когда молодые люди сами были детьми, не слишком актуален. Но именно современная ситуация реформируемого общества, как никогда, убедительно опровергает эту (и без того неприемлемую) мысль. «При современных условиях и принципах организации ни один из общественных или государственных институтов, ответственных вместе с семьей за воспитание несовершеннолетних, не в состоянии реально и надежно восполнить все то, что «недополучают дети и подростки для своего нравственного развития в родительской семье».47
Прямым продолжением темы семейного неблагополучия следует считать тему безнадзорности детей и подростков. Термин «безнадзорность» мы предлагаем в данном случае использовать как условное понятие инструментального характера, охватывающее все те случаи, когда дети оказываются вне сферы надлежащего и позитивного социального контроля и социальной помощи, независимо от наличия или отсутствия у них семьи (включая сиротство, беспризорность и т.д.). С.Н. Рябухин по этому поводу пишет: «Среди наиболее острых социальных проблем российского общества - беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних. В настоящее время ни одна официальная служба не располагает точными данными о количестве беспризорных в России. Специалисты же считают, что в каждом крупном городе России насчитывается от 20 до 45 тысяч беспризорных детей и подростков.
Ежегодно увеличивается количество исков о лишении родительских прав, удовлетворенных судами. Возросло число родителей, для которых установлено ограничение в правах в отношении своих детей. Несовершеннолетние, чьи родители лишены родительских прав, длительное время (порой несколько лет) вынуждены проживать в крайне неблагополучной семейной обстановке, так как вопрос об их жизнеустройстве решается органами опеки и попечительства крайне медленно. Лишенные родительского попечения, эти дети наиболее склонны к бродяжничеству, подвергаясь опасности стать жертвами насилия и преступлений, вступить в преступную деятельность.
Постоянно растут масштабы
социального сиротства
Массовый характер приобретают попрошайничество, нищенство, безнадзорность детей. По данным социологических обследований 2-4 млн. детей вовлечены в эти процессы. Почти в 6,5 раз увеличилось количество уголовных дел, возбуждаемых по фактам торговли несовершеннолетними детьми и по фактам сексуальных домогательств к детям»48.
Связь между безнадзорностью (беспризорностью, бродяжничеством) подростков и их противоправным поведением доказана материалами многих научных исследований (Ю.М. Антонян, М.М. Бабаев, А.И. Долгова, В.Д. Ермаков, Г.М. Миньковский и др.). Согласно вычислениям Г.И. Забрянского49 коэффициент корреляции между бродяжничеством несовершеннолетних и криминальной пораженностью последних равняется 0,76. Это чрезвычайно высокий показатель. Несколько меньшая, но тоже весьма значимая теснота связи с оставлением детей без попечения родителей (0,50). Только 10% из общего числа этих детей стали сиротами вследствие смерти или инвалидности родителей, остальные – это так называемые «социальные» сироты, т.е. сироты при живых и здоровых родителях. Около 3-х миллионов детей – это безнадзорные дети: дети улиц, подвалов, чердаков. Последняя цифра особенно тревожна. Речь идет о детях, которые значительную часть времени или даже все время проводят на улице, живут на улице и на образ жизни которых улица оказывает основополагающее влияние. Можно сказать иначе: беспризорность превратилась в образ жизни таких людей. Выходцы именно из этого контингента чаще всего становятся в дальнейшем преступниками, носителями опасной «социальной инфекции», способной распространяться и умножать число тех, кто уже никогда не будет способен стать настоящим гражданином и достойным членом нашего общества.
Школьная и трудовая незанятость справедливо рассматривается криминологами как один из самых остро актуальных криминогенных факторов.
Сошлемся еще раз на расчеты, проделанные Г.И. Забрянским.50 Теснота связи (коэффициент корреляции) криминальной пораженности несовершеннолетних с интересующими нас социальными факторами такова: с отсевом из ПТУ – 0,71; с безработицей – 0,51; с отсевом из школы – 0,45. Понятно, насколько значительна величина этих показателей.51
Теперь обратимся к статистике, характеризующей масштабы отчуждения молодежи от учебы и работы.
По состоянию на 1 января 2008 г. в России не обучались 68159 детей и подростков в возрасте от 7 до 15 лет. 6,4% от них не имели даже начального общего образования; 27,4% покинули образовательные учреждения, не получив основного общего образования; 7,4% никогда не учились.52
Не лучше обстоит дело и с вовлечением не занятых учебой подростков в трудовую деятельность. В 2007 году в России 30% состава населения в возрасте 15–19 лет не работали и не учились. В последние годы удельный вес указанной группы вырос примерно на 2%53.
Заметная часть подростков, которые не работают и не учатся, в силу различных причин не имеют необходимой материальной поддержки со стороны родительской семьи. Отсутствие постоянного источника дохода (а попросту говоря, – средств к существованию) чаще всего создает тот уровень напряжения, который предопределяет психологическую готовность к совершению преступления.
Справедливо подчеркивает Г.И. Забрянский: «Незанятость может быть как продолжением жизненных осложнений подростков, так и их началом... Выброшенный из сферы социально-правовой защиты подросток ищет эмоциональную поддержку и находит ее среди попавших в такое же незащищенное положение. Единство судьбы объединяет и заставляет искать в качестве компенсации нелегальные способы самоутверждения и защиты».54
Понятно, что ближайшие и – самое главное – отдаленные негативные «плоды» подростковой незанятости оказываются тем более значительными, чем более продолжительным будет ее период. В русле темы исследования особенно значимыми для нас будут именно отдельные результаты данного явления, причем не только на индивидуальном уровне, но и в социальных масштабах. «Последствия сложного вхождения во взрослую жизнь значительной части населения могут проявиться в дальнейшем в виде долгосрочных и широкомасштабных политических, экономических и социальных проблем».55 В числе последних, безусловно, важнейшее место принадлежит криминологическим проблемам.
К условиям, способствующим преступному поведению подростков, относятся и недостатки в деятельности органов, на которые возложена борьба с преступностью несовершеннолетних. В настоящее время наблюдается фактическое бездействие общественно-государственных структур, призванных осуществлять воспитательную и профилактическую работу с подростками. Повсеместно отсутствуют комиссии по делам несовершеннолетних, прекратили существование многие общественные организации, ведущие профилактическую работу с детьми и подростками. Существенные недостатки имеются в деятельности правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел. Во многом такой ситуации способствует то, что разрабатываемые программы по работе с молодежью в целях профилактики преступности носят голословный характер и в большинстве своем не исполняются. Так, городская программа «Молодежь и молодежная политика в городе Бердске на 2008 - 2009 годы» должна создавать условия и возможности для самостоятельного решения молодым человеком собственных проблем на основе свободного выбора, личной ответственности за принятые решения и представлять социальные гарантии со стороны государственных органов для тех категорий молодежи, которые не способны в силу разных причин решать свои проблемы самостоятельно. Следовательно, задачами программы являются: формирование у молодежи активной жизненной позиции, системы нравственных идеалов и общечеловеческих ценностей: создание системы психолого-педагогической и юридической помощи молодежи; содействие в создании и становлении детских и молодежных организаций, других общественных организаций, способствующих у молодежи активной жизненной позиции; создание молодежных центров по адаптации при кризисной смене образа жизни; создание специализированных молодежных служб на базе неправительственных организаций; проведение социологических исследований по проблемам молодежи; поддержка государственными органами социально-значимых молодежных инициатив проектов. На сегодняшний день ни одна из данных задач в полном объеме выполнена не была: система психолого-педагогической и юридической помощи молодежи в г. Бердске до сих пор не создана; ни одна новая молодежная организация на территории г. Берпдска за 2008 – 2009 г.г. не создана; новые молодежные центры по адаптации при кризисной смене образа жизни также не появились.
Информация о работе Особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними