Особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования определяется, прежде всего, непосредственной связью, по крайней мере, с двумя крупнейшими проблемами современного общества, социальную значимость которых следует оценивать как непреходящую. С одной стороны, речь идёт о проблеме молодёжи в той части, которая касается состояния нравственного здоровья молодых людей, их приверженности истинным ценностям, и в первую очередь ценностям права, законности. Общеизвестно, что любое общество именно с молодёжью связывает свою судьбу, долгосрочные перспективы развития, надежды на самые высокие достижения во всех областях или же, напротив, если нравственное здоровье молодёжи существенно подорвано, - умножение трудноразрешимых проблем, новые проблемы и поражения.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие и общая характеристика молодежной преступности 4
1.1. Понятие молодежной преступности 4
1.2. Криминологическая характеристика молодежной преступности 11
Глава 2. Факторы, влияющие на состояние молодежной преступности 21
2.1. Особенности детерминации преступного поведения молодежи 21
2.2. Личность молодого преступника 41
Глава 3. Профилактика преступности молодёжи 51
3.1. Анализ современного состояния профилактики 51
3.2. Содержание профилактики преступности молодёжи 59
3.3. Опыт профилактики молодежной преступности за рубежом 67
Заключение 72
Список нормативных правовых актов и литературы 75

Файлы: 1 файл

Криминологические аспекты молодежной преступности.doc

— 476.00 Кб (Скачать)

Итак, для личности молодежного преступника характерны такие качества: искаженное представление о подлинной сущности и значении таких важнейших нравственных понятий, как смелость, трусость, верность, предательство, дружба, измена, героизм, мужество, скромность; ошибки в оценках отдельных лиц, явлений, событий, неумение оценить человека в совокупности всех его свойств и качеств; предпочтение внешним проявлениям человека без учета его подлинных мотивов и целей; эмоциональная неуравновешенность, неустойчивость, повышенная возбудимость, резкая смена настроений; обостренное отношение к окружающему, ко всему новому, незнакомому при отсутствии необходимых знаний и опыта; повышенная физическая активность, инициативность, избыток сил и энергии, обусловленные подъемом жизнедеятельности; стремление к самостоятельности, самовыражению и самоутверждению «любой ценой»; неприятие «чужих советов», педагогических сентенций старших и иных форм воспитательного воздействия; желание показать и доказать свою «зрелость», стремление к лидерству; внушаемость, излишняя доверчивость, склонность к подражательству, конформизм.

Подведем итог написания  второй главы.

Причины и условия  преступности молодежи, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Они, прежде всего, зависят от конкретных исторических условий жизни общества, от содержания и направленности его институтов, от сущности и способов решения основных противоречий. В качестве основных причин молодежной преступности можно выделить экономические причины (низкий уровень доходов, безработица и т.п.), однако эта причина определяет не столько уровень преступности, сколько ее характер – с ростом реальных доходов, снижением неравенства в доходах и уровня безработицы происходит замещение насильственных преступлений корыстными; неблагополучное непосредственное окружением; рост употребления наркотиков и алкоголизм.

Для личности молодежного  преступника характерны такие качества: искаженное представление о подлинной сущности и значении таких важнейших нравственных понятий, как смелость, трусость, верность, предательство, дружба, измена, героизм, мужество, скромность; ошибки в оценках отдельных лиц, явлений, событий, неумение оценить человека в совокупности всех его свойств и качеств; предпочтение внешним проявлениям человека без учета его подлинных мотивов и целей; эмоциональная неуравновешенность, неустойчивость, повышенная возбудимость, резкая смена настроений; обостренное отношение к окружающему, ко всему новому, незнакомому при отсутствии необходимых знаний и опыта; повышенная физическая активность, инициативность, избыток сил и энергии, обусловленные подъемом жизнедеятельности; стремление к самостоятельности, самовыражению и самоутверждению «любой ценой»; неприятие «чужих советов», педагогических сентенций старших и иных форм воспитательного воздействия; желание показать и доказать свою «зрелость», стремление к лидерству; внушаемость, излишняя доверчивость, склонность к подражательству, конформизм.

В основе формирования и  существования молодежных преступных группировок лежит целый комплекс социально-психологических причин. Многие из этих причин, как правило, самими членами этих группировок либо не осознаются, либо осознаются, но не полностью, то есть данные причины лежат за пределами рационального осмысления самими молодыми людьми. Молодежная групповая преступность говорит о повышенной общественной опасности молодежных преступных группировок.

 

Глава 3. Профилактика   преступности молодёжи

3.1. Анализ  современного состояния профилактики

преступности  молодежи

Профилактика представляет собой меры по выявлению, устранению, нейтрализации, замещению (компенсации) причин и условий преступлений82. Объектами мер воздействия профилактики является молодежь, находящаяся в социально опасном положении вследствие безнадзорности, беспризорности, нахождения в обстановке, не соответствующей требованиям воспитания или содержания, а также вследствие совершения правонарушений или антиобщественных действий. Субъектами этой системы являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы и учреждения социальной защиты населения, образования, по делам молодежи, здравоохранения, внутренних дел, опеки и попечительства и службы занятости. Правовое обеспечение предупреждения правонарушений и преступлений молодежи органами внутренних дел имеет огромное значение, поскольку во многом именно в правовых актах определяются основные направления предупреждения, формы и методы его осуществления, цели, задачи и функции субъектов предупреждения, их права и обязанности. Прежде всего, деятельность ОВД по предупреждению правонарушений несовершеннолетними регулируется Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями «О милиции»83. В соответствии со ст.ст.2, 10 данного закона на милицию наряду с другими обязанностями возложены обязанности по предотвращению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению обстоятельств, способствующих их совершению, а также обязанности по принятию мер к устранению данных обстоятельств.

Указом Президента РФ от 12 февраля 1993 г. «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации»84 утверждено Положение о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации. Этим положением на местную милицию, как и на милицию в целом, также возложены профилактические обязанности, в частности, обязанности по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений. Указанным положением подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних включены в состав милиции общественной безопасности. В приложении № 2 к Указу Президента РФ от 12 февраля 1993 г. дается критерий определения численности инспекторов по делам несовершеннолетних в милиции общественной безопасности, исходя из расчета 1 инспектор на 4–5 тыс. несовершеннолетних.

Реализуя  положения, закрепленные в ст. 4 Конвенции  ООН «О правах ребенка» и ст. 62 Руководящих принципов, в Российской Федерации был принят Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в котором были определены новые подходы в решении проблемы предупреждения правонарушений и преступлений несовершеннолетних с учетом международно-правовых документов. В частности, существовавшая до принятия этого закона система предупреждения правонарушений и преступлений несовершеннолетних подверглась серьезной реконструкции. «В настоящее время новая система имеет, прежде всего, защитно-охранную направленность, которая представлена комплексом мер медико-психологической, социально-психологической, правовой, педагогической помощи и поддержки семье, детям, несовершеннолетним» - отмечает Л.М.  Прозументов85. Учитывая требование Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних86, о специализации полиции и создании специальных подразделений по делам несовершеннолетних, в Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»87 определены основные права и обязанности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Кроме того, Приказом Министерства внутренних дел РФ № 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы» подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел»88, закрепленные в законе права и обязанности были детализированы.

Комиссии  по делам несовершеннолетних (далее - КДН), образуемые органами местного самоуправления, являются одним из основных институтов, обеспечивающих защиту прав и интересов несовершеннолетних. Основная задача КДН – предупреждение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий этой возрастной группы населения. Эта задача должна достигаться путем организации контроля за условиями воспитания, обучения, содержания молодежи, применения мер воздействия в отношении молодежи и их законных представителей.

Необходимо  отметить, что сами комиссии не имеют  прямых полномочий в борьбе с правонарушениями и свои функции они выполняют, прежде всего, посредством осуществления  координации с другими организациями, занимающимися «неблагополучными» подростками, которые были поставлены на учет комиссией по делам несовершеннолетних.

Вторым  элементом системы органов профилактики молодежной преступности являются органы социальной защиты – это территориальные центры социальной помощи, психолого-педагогической помощи, центры экстренной психологической помощи (телефоны доверия). Главная особенность этих органов заключается в том, что они в большей степени нацелены на проведение индивидуальной содержательной профилактической работы с безнадзорными и беспризорными, с теми, кто оказался в трудной жизненной ситуации.

Следующим элементом профилактики являются учреждения образования и органы управления образованием. К компетенции этих институтов относится: введение и реализация методик, направленных на формирование законопослушного поведения; проведение комплексных психолого-медико-педагогичес-ких обследований для определения необходимых форм обучения и воспитания; выявление детей, пропускающих занятия, и помощь по получению образования; помощь семьям в воспитании и обучении детей; организация отдыха и досуга несовершеннолетних.

Особенную роль среди учреждений образования  в деле индивидуальной профилактики безнадзорности и правонарушений среди молодежи имеют специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов. В открытые учебно-воспитательные учреждения принимаются дети по постановлениям КДН в целях проведения их психолого-медико-педагогической реабилитации (фактически перевоспитания). В учреждения же закрытого типа, имеющие более строгий режим, принимаются несовершеннолетние, которые за совершение общественно-опасных деяний были освобождены от наказания в порядке ст. 92 УК РФ, или не достигли возраста уголовной ответственности, либо в силу отставания в психическом развитии не могли в полной мере сознавать общественную опасность своих действий (бездействий) и руководить ими. В учреждениях закрытого типа также проводится психолого-медико-педагогическая реабилитация.

Деятельность  шестого элемента системы профилактики - органов управления и учреждений здравоохранения, - в последнее время становится все более существенной. В условиях неуклонного роста психических отклонений, алкоголизации и наркотизации, социальная роль оказания психиатрической и наркологической помощи, осуществления лечебно-восстановительного лечения существенно возрастают.

Седьмым элементом профилактики преступности несовершеннолетних являются органы и  учреждения внутренних дел.

Вспомогательными  элементами профилактики преступности молодежи являются органы опеки и попечительства и органы служб занятости. Эти элементы профилактики названы вспомогательными, так как их деятельность в профилактике носит преимущественно распорядительно-контрольный характер, не связанный с содержательной работой с молодежью и (или) его семьями таких лиц.

В систему профилактики преступности несовершеннолетних также входит и прокуратура РФ, которая выполняет, во-первых, осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод молодежи, а во-вторых, координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с молодежной преступностью.

Как уже говорилось выше, главным нормативным актом, регулирующим деятельность по профилактике преступности несовершеннолетних является Федеральный  Закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об  основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Применение этого закона на практике обеспечивается принятием на федеральном, региональном и местном уровне специальных программ. Практически во всех субъектах РФ разработаны и приняты такие программы. Так, например, в Новгороде и Новгородской области местные власти рассматривают борьбу с молодежной преступностью в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности. На реализацию этих целей направлен целый ряд нормативных актов и документов. Администрацией г. Новгорода и Новгородской области ежегодно принимаются Постановления Администрации города Новгорода "О 
проведении операции Подросток», Программы об усилении борьбы с преступностью несовершеннолетних в Новгородской области89. В Новосибирской области планом  мероприятий по развитию системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Новосибирской области на 2005-2009 годы в НСО предусмотрен ряд мер по профилактике преступности молодежи90.

Как правило, в таких  программах выделяются следующие основные направления профилактики преступности молодежи: формирование эффективной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и оказание им правовой помощи; выявление и пресечение фактов жестокого обращения с несовершеннолетними, сексуального и иного насилия в отношении них, оказание всех видов помощи несовершеннолетним пострадавшим; выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в преступную и антиобщественную деятельность; проведение мероприятий по выявлению несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства, спиртные напитки, иные одурманивающие вещества, и оказание им медицинской и реабилитационной помощи; выявление детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и оказание им всех видов помощи; выявление подростков - правонарушителей, групп несовершеннолетних негативной направленности, принятие мер по предупреждению их противоправного поведения и оказанию им социальной поддержки и реабилитации; осуществление мероприятий, направленных на возвращение в учебные заведения для продолжения учебы детей, необоснованно их покинувших; выявление неблагополучных семей, фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних родителями или иными лицами, на которых возложены эти обязанности, принятие по данным фактам мер в соответствии с законом; выявление причин и условий, способствующих отклоняющемуся поведению несовершеннолетних, подготовку и реализацию предложений по устранению этих причин и условий; принятие мер по обеспечению прав и социальных гарантий, предоставляемых государством семье и несовершеннолетним,оказанию помощи детям из малообеспеченных семей и семей из группы "риска".

Информация о работе Особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними