Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:20, курсовая работа
Актуальность исследования определяется, прежде всего, непосредственной связью, по крайней мере, с двумя крупнейшими проблемами современного общества, социальную значимость которых следует оценивать как непреходящую. С одной стороны, речь идёт о проблеме молодёжи в той части, которая касается состояния нравственного здоровья молодых людей, их приверженности истинным ценностям, и в первую очередь ценностям права, законности. Общеизвестно, что любое общество именно с молодёжью связывает свою судьбу, долгосрочные перспективы развития, надежды на самые высокие достижения во всех областях или же, напротив, если нравственное здоровье молодёжи существенно подорвано, - умножение трудноразрешимых проблем, новые проблемы и поражения.
Введение
Глава 1. Понятие и общая характеристика молодежной преступности 4
1.1. Понятие молодежной преступности 4
1.2. Криминологическая характеристика молодежной преступности 11
Глава 2. Факторы, влияющие на состояние молодежной преступности 21
2.1. Особенности детерминации преступного поведения молодежи 21
2.2. Личность молодого преступника 41
Глава 3. Профилактика преступности молодёжи 51
3.1. Анализ современного состояния профилактики 51
3.2. Содержание профилактики преступности молодёжи 59
3.3. Опыт профилактики молодежной преступности за рубежом 67
Заключение 72
Список нормативных правовых актов и литературы 75
Введение
Актуальность исследования определяется, прежде всего, непосредственной связью, по крайней мере, с двумя крупнейшими проблемами современного общества, социальную значимость которых следует оценивать как непреходящую. С одной стороны, речь идёт о проблеме молодёжи в той части, которая касается состояния нравственного здоровья молодых людей, их приверженности истинным ценностям, и в первую очередь ценностям права, законности. Общеизвестно, что любое общество именно с молодёжью связывает свою судьбу, долгосрочные перспективы развития, надежды на самые высокие достижения во всех областях или же, напротив, если нравственное здоровье молодёжи существенно подорвано, - умножение трудноразрешимых проблем, новые проблемы и поражения. Поэтому всегда и всюду молодёжь была, контрапунктом социальной политики. Воспитание подрастающего поколения, способность государства и его институтов удержать молодёжь от конфликта с законом, разумно организовать систему криминологической защиты общества от преступности и самой молодёжи - от различного рода криминогенных воздействий, - всё это относится к числу важнейших критериев зрелости общества, мудрости его власти, стабильности и надёжности, перспектив развития страны.
Важность исследования подчёркивается тем, что объектом анализа стали проблемы молодёжной преступности, возникшие в период и в условиях реформирования экономики и общественных отношений в России, когда сложившаяся в прежнее время система предупреждения преступлений молодых людей оказалась практически разрушенной. Проблема становится тем актуальнее, чем более глубоким и масштабным оказывается процесс реформации, который переживает государство, и чем больше негативные последствия этих процессов сказываются на функционировании традиционных социальных институтов, ответственных за подрастающее поколение.
С другой стороны, избранная тема прямо связана с анализом криминологической ситуации в целом, с общей картиной процессов преступности в стране. Молодёжная преступность относится к числу наиболее масштабных и опасных криминальных феноменов. Она занимает значительную часть объёма преступности в целом, отличается в большинстве случаев наивысшей интенсивностью роста, негативными структурными изменениями. Молодёжная преступность в решающей степени определяет на долгие годы вперёд тенденции преступности во всей её массе и по большинству конкретных видов преступлений. Чаще всего именно молодые люди совершают наиболее тяжкие и опасные преступления. Из их числа и с их участием формируются наиболее организованные, обладающие криминальным опытом, вооружённые преступные группы, осуществляющие самые дерзкие посягательства.
Молодёжная преступность, как и вся преступность, относится к числу хронических, вечных социальных болезней общества, и потому, видимо, никогда не перестанут быть актуальными попытки найти средства для минимизации и самой молодёжной преступности, и её широкомасштабных общественно-значимых последствий.
Такова, на наш взгляд, социальная потребность в исследовании и решении комплекса вопросов, составляющих содержание избранной темы работы.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие при реализации преступной деятельности молодежью.
Предмет исследования – молодежная преступность.
Цель работы заключается в анализе проблем молодежной преступности, выявлении наиболее эффективных методов и средств предупреждения молодежной преступности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
1. Раскрыть понятие молодежной преступности.
2. Рассмотреть криминологическую характеристику молодежной преступности.
3. Выявить тенденции развития в РФ молодежной преступности.
4. Изучить особенности детерминации преступного поведения молодежи.
5. Охарактеризовать личность молодого преступника.
6. Проанализировать тенденции развития групповой молодежной преступности.
7. Рассмотреть современное состояние профилактики преступности молодежи.
8. Охарактеризовать содержание профилактики преступности молодёжи
Методы исследования. В работе применен общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно-научные методы: исторический, технико-юридический, лингвистический, сравнительно-правовой.
Нормативной базой исследования являются Конституция Российской Федерации1, уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство.
Эмпирическую основу работы составили опубликованные в научной литературе и периодической печати статистические данные, относящиеся к рассматриваемой теме, практика судов общей юрисдикции.
Теоретической основой исследования послужили труды таких ученых как: Ю.М. Антоняна, А.И. Гурова, А.И. Долговой, В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского, Э.Ф. Побегайло, В.Е. Эминова, Н.П. Яблокова и других ученых.
Новизна проведенного исследования определяется:
- авторской характеристикой молодёжной преступности и ее особенностей;
- выявленными факторами,
оказывающими влияние на
- разработанными мерами
по борьбе с молодёжной
Положения, выносимые на защиту.
1. Выделение и анализ
особенностей молодёжной
2. Знание таких особенностей молодёжной преступности, как высокая агрессивность, жестокость, отсутствие криминальных навыков, стремление к чёткому определению территории преступной деятельности молодёжных группировок, позволяет определить направление в деятельности по раскрытию и расследованию, совершённых ими преступлений
3. Выявление социальных, психологических и иных факторов, оказывающих влияние на состояние и динамику развития молодёжной преступности имеют не только криминологическое, но также и криминалистическое значение, поскольку позволяют в каждом конкретном случае определить механизм преступного поведения отдельного молодого человека и молодежной групп-пировки. Благодаря знанию данного механизма следователь может определять в своей деятельности ключевые действия, которые способствуют эффективности решения, стоящих перед расследованием задач.
4. По результатам исследования молодежной преступности предложены меры по борьбе с данной преступностью.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных нормативных правовых актов и литературы, приложений.
Во введение обосновывается актуальность темы, определены цель, задачи, объект, предмет проведения научного исследования.
В главе первой «Понятие и общая характеристика молодежной преступности» раскрывается понятие молодежной преступности, представляется криминологическая характеристика молодежной преступности, прослеживаются тенденции развития в РФ молодежной преступности.
Во второй главе «Факторы, влияющие на состояние молодежной преступности» выявляются особенности детерминации преступного поведения молодежи, характеризуется личность молодого преступника, анализируются тенденции развития групповой молодежной преступности.
В главе третьей «Профилактика преступности молодёжи» проводится анализ современного состояния профилактики преступности молодежи, определяется содержание профилактики преступности молодёжи, изучаются уголовно-правовые методы предупреждения молодежной преступности.
В заключении сформулированы выводы и предложения по совершенствованию законодательства о предупреждении молодежной преступности.
Преступность среди молодежи всегда вызывает повышенный интерес и тревогу. Это вполне обоснованно, поскольку молодое поколение является естественным резервом социального развития, а нарушение уголовного законодательства свидетельствует о существенных недостатках условий, обеспечивающих успешную социализацию молодежи, ее интеграцию в общественную и экономическую жизнь страны.
Молодежная преступность – специфический, но весьма точный индикатор состояния и тенденций развития мотивационных и ценностных структур поведения значительных социальных групп, показатель их реакции на социально экономические трансформации. Распространенность преступлений среди лиц молодежной возрастной группы, их качественные характеристики с определенными коррективами могут расцениваться как прогностические для всей преступности.
Одним из основных критериев отграничения молодежной преступности от иных проявлений преступности является возраст лиц, которые оказываются вовлеченными в преступную деятельность. На данный критерий указывает упоминание в ее названии того, что она «молодежная». Но при этом само определение возраста в конкретном количестве лет жизни, как это имеет место в случае использования термина «несовершеннолетний», сталкивается с некоторыми трудностями. В социологической, психологической и криминологической литературе нет единообразного понимания того, что такое молодежь и какими временными границами определяется данный возраст. Так, к молодежи одни исследователи относят лиц не старше 25 лет2, другие отодвигают этот временной порог до 30 лет3, «а в общественном мнении вообще бытует слишком расширительное понимание молодости (до 40 лет), когда к нему относят и «молодого ученого» за тридцать, и «молодого поэта» за сорок, и даже «молодого режиссера» за пятьдесят»4. Сложность при определении возраста состоит в том, что следует принимать за основу в определении того, что именуют «молодежным возрастом», «юностью». Это могут быть происходящие в организме физиологические изменения (к примеру - половое созревание), процессы психического развития, адаптация к жизни в обществе. Единого мнения здесь нет.
О том, что такое юность, а, следовательно, кто относится к молодежи, пытались постичь давно. Как отмечает социолог С.И. Левикова: «Молодежь - это одновременно и не дети... но также и не взрослые»5. Молодость - это смена социального статуса ребенка на социальный статус взрослого, которая не бывает одномоментной, а всегда предполагает достаточно длительный временной период. В этот период происходит привыкание к взрослому образу жизни, который состоит из ответственного подхода к планированию своей деятельности, самостоятельности суждений и взглядов.
В настоящее время в основном преодолено стремление установить непосредственную зависимость между молодостью и физиологическими процессами, которые переживает человек. Безусловно, что такая зависимость существует, но она не настолько непосредственна, чтобы только ее одну брать за основу выделения молодости как периода человеческой жизни. Несомненно, имеются иные процессы, которые с большим основанием могут претендовать на то, чтобы быть основой определения возрастного периода, именуемого «молодостью». Как отмечает Саймон Фрис «понятие «молодежь» описывает аспекты социальной позиции людей, которые влияют на их биологический возраст».6 Понимая это, многие ученые склонны считать, что молодость определяется процессом социализации, который переживает всякая личность в один из ранних периодов своей жизни. Так, отмечают, что «в качестве основного критерия выделения молодежи как социальной общности обычно избирается период первичной социализации»7. О том, что такое социализация, И.С. Кон пишет: «Слово «социализация» обозначает совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества».8
Изначально социализация была предметом исследования социологии. В ней она рассматривалась как сложный процесс, включающий в себя «и образование, и воспитание, и сверх того всю совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий, оказывающих влияние на становление личности, на процесс ассимиляции индивидов в социальные группы».9 В настоящее время уже стало аксиомой то, что «социализация - достаточно широкий процесс, который включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения».10 В последующем она попала в сферу интересов социальной психологии. Здесь она определяется как «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны... процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду».11 Существо социализации состоит в том, что «это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта».12
Однако следует отметить, что процесс социализации является непрерывным и не ограничивается каким-либо возрастом. Более того, «процесс социализации не прекращается и в зрелом возрасте».13 Причем данный взгляд на продолжительность социализации, не ограничивающий этот процесс рамками детства, отрочества и юности, получил широкое распространение в науке сравнительно недавно.14 До этого распространенным было мнение о том, что данный процесс протекает лишь на ранних этапах жизни человека.
Информация о работе Особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними