Особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования определяется, прежде всего, непосредственной связью, по крайней мере, с двумя крупнейшими проблемами современного общества, социальную значимость которых следует оценивать как непреходящую. С одной стороны, речь идёт о проблеме молодёжи в той части, которая касается состояния нравственного здоровья молодых людей, их приверженности истинным ценностям, и в первую очередь ценностям права, законности. Общеизвестно, что любое общество именно с молодёжью связывает свою судьбу, долгосрочные перспективы развития, надежды на самые высокие достижения во всех областях или же, напротив, если нравственное здоровье молодёжи существенно подорвано, - умножение трудноразрешимых проблем, новые проблемы и поражения.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие и общая характеристика молодежной преступности 4
1.1. Понятие молодежной преступности 4
1.2. Криминологическая характеристика молодежной преступности 11
Глава 2. Факторы, влияющие на состояние молодежной преступности 21
2.1. Особенности детерминации преступного поведения молодежи 21
2.2. Личность молодого преступника 41
Глава 3. Профилактика преступности молодёжи 51
3.1. Анализ современного состояния профилактики 51
3.2. Содержание профилактики преступности молодёжи 59
3.3. Опыт профилактики молодежной преступности за рубежом 67
Заключение 72
Список нормативных правовых актов и литературы 75

Файлы: 1 файл

Криминологические аспекты молодежной преступности.doc

— 476.00 Кб (Скачать)

Социальная политика семьи с несовершеннолетними неблагополучными детьми является неотъемлемой составной частью социальной политики города.  Согласно Программам социальной политики семьи с несовершеннолетними детьми основными целями социальной политики семьи с несовершеннолетними в субъектах РФ являются:

1. Обеспечение условий  для выполнения семьей важнейших ее функций.

2. Обеспечение условий  для совмещения трудовой деятельности  и семейных обязанностей с личными интересами человека.

3. Создание благоприятных  условий для рождения и воспитания  детей, охраны материнства и  детства.

Также в регионах принимается много документов и нормативных актов о защите прав семьи, детей, молодежи. Например, в Магаданской области был принят Закон магаданской области о «О социальной поддержке студенческих семей с детьми»91. В соответствии с данным Законом установлена ежемесячная денежная компенсация малообеспеченным студенческим семьям, имеющим детей, в сумме двух минимальных размеров оплаты труда одному из родителей.

Особое внимание уделяется  в программах по профилактике молодежной преступности борьбе с наркотиками, которые потребляются молодежью. По результатам проведения Всероссийским научно-исследовательским институтом МВД России в рамках федеральной целевой программы "Молодежь России (2001-2005 годы)" комплексного социолого-криминологического исследования установлено следующее. В последние годы распространение наркотиков и наркопреступности приобрело угрожающие масштабы. Если в 1985 году в стране имелось всего 4 региона, в которых, по экспертным оценкам, насчитывалось не менее 10 тысяч потребителей наркотиков, то в 2002 году таких регионов стало более 30. В настоящее время в России нет ни одного города, где бы не было зарегистрировано лиц, потребляющих наркотики. К тому же отмечается тенденция наркотизации сельского населения.

По данным медицинской  статистики, количество больных наркоманией, состоящих под диспансерным наблюдением, на конец 2001 года составило 317,2 тысячи человек, в 2002 году этот показатель увеличился на 1,8 % и достиг 323 тысячи человек; на 01.01.2003 года - более 350 тысяч больных с диагнозом "наркомания". Хотя среди потребителей основную группу по-прежнему составляют лица в возрасте 18-41 лет (80%), к потреблению наркотических средств активно привлекаются дети и подростки. Особую озабоченность вызывает рост показателей заболеваемости и смертности по нозологическим формам социальной этиологии (туберкулез, заболевания, передаваемые половым путем, ВИЧ/СПИД), распространение социальных девиаций, угрожающих генофонду нации - наркомании, токсикомании, алкоголизма. На сегодняшний день формирование здорового образа жизни, профилактика асоциальных явлений в молодежной среде и правовая защита молодежи являются приоритетными направлениями государственной молодежной политики, важнейшим фактором обеспечения безопасности Российской Федерации.

Анализ законодательной  и правоприменительной деятельности по профилактике преступности молодежи, по нашему мнению, позволяет прийти к выводу о том, что практически ни одна программа в этом направлении не выполнена в полном объеме. Однако вместо того, чтобы проанализировать и оценить причины такого результата и предпринять меры к доведению дела до конца, законодатели и практики разрабатывают все новые и новые программы  и иные правовые документы, при этом не неся ответственности за невыполненную работу и потраченные деньги. Новые же программы  требуют новых вложений, а гарантии результата - никакой. Представляется, что пока будет продолжаться такая «гонка» без обязательств и ответственности, реального изменения в сфере защиты прав и законных интересов молодежи, а, следовательно, и в сфере предупреждения преступности  молодежи ожидать не приходится.

На наш взгляд, комплексное исследование молодежной  преступности на региональном уровне, основанное на сборе и обработке нетрадиционной, криминологически значимой информации, расширяет возможности субъектов профилактики  в подготовке конкретных, научно-обоснованных предложений по созданию программ по профилактике с преступностью молодежи в различные инстанции, что способствует адекватному реагированию со стороны органов власти и управления.

3.2. Содержание профилактики преступности молодёжи

 

Содержание профилактики составляет реализация на уровне региона - общесоциальных, экономических, организационных мер, осуществляемых местными органами власти. В ряде мест, где уровень преступности учащихся значительно ниже, чем по другим регионам, существенную роль сыграли координационные советы, создаваемые в каждой области из представителей правоохранительных органов, общественных организаций и системы образования, которые обеспечивали планомерность и комплексность используемых мер, направленных на устранение условий жизни и воспитания, способствующих возникновению и формированию криминальных групп несовершеннолетних. Это не только глобальные социальные меры, направленные на стабилизацию политической, экономической, социальной обстановке в стране, без разрешения которой о коренном переломе в борьбе с современной преступностью не может быть и речи. Это - сфера политики и деятельности политиков и власти в целом. Важно воссоздать низший уровень профилактической работы, непосредственно учебные заведения и должностные лица на местах. Она должна включать как общие меры, так и специально целенаправленные психолого-педагогические, специально-криминологические меры предупреждения групповых и индивидуальных преступлений несовершеннолетних.

Общие меры включают повышение качества всего учебного процесса, совершенствование его организации, методического уровня. Это - четкое выполнение учебного плана, предупреждение пропусков занятий без уважительных причин и прогулов, обеспечение повседневной занятости  учащихся после занятий, проведение культурных мероприятий (“праздничных огоньков”, дискотек, концертов, походов, межшкольных спортивных соревнований и т.д.).

Общие меры включают также меры воспитательные. Сюда относится не только “повышение воспитывающей роли обучения”, но и гуманизация межличностных отношений педагогов с учащимися. Это весьма важная и острая проблема, поскольку по официальным данным Министерства образования 46 процентов учителей даже не скрывают, что пользуются авторитарными методами без учета  Конвенции о правах ребенка. Таким образом, уровень дидактогении в нашей стране, при таком проценте авторитарных учителей высок. И это несмотря на то, что в отечественной педагогике говорилось, что подросток, учащийся не только объект, но субъект воспитания, что главным инструментом воспитания является коллектив учащихся92. Одним из инструментов воспитательного процесса должны стать стихийно возрождаемые общественные организации подростков и молодежи (спортклубы, драмкружки, активизация органов ученического самоуправления, проведение ученических конференций и др.).

Конечно, эти общие  и воспитательные меры не принесут результатов, если не будут подкреплены соответствующими социальными и экономическими мерами, связанными с социальной защитой личности, гарантирующими права на труд, отдых, социальное обеспечение.

К специальным психолого-педагогическим мерам относятся:

- психодиагностические: изучение поступающего на учебу контингента и выявление лиц с повышенным криминальным риском (трудных и педагогически запущенных учащихся, состоящих на учете в ОППН и КДН, а также имеющих судимости, прибывших из спецшкол или колоний), выявление их дружеских связей внутри школы (училища) и за ее пределами.

- психокоррекционные: систематическая правовоспитательная работа с этими учащимися с использованием индивидуальных и коллективных форм работы, наблюдения за их межличностными отношениями;

- психопрофилактические: использование широкого диапазона мер ранней профилактики групповых правонарушений со стороны подростков, “вытесненных” из неблагополучных семей, а также из учебных групп; обеспечение систематического контроля за их поведением внутри школы, училища и за их пределами.

К специальным криминологическим мерам относятся:

- выявление асоциальных, криминогенных и криминальных групп, установление их внутриучилищных и внешних связей;

- выявление роли каждого члена группы и разработка мер его отрыва от группы;

- выявление фактических  и потенциальных лидеров и разработка мер по пресечению их лидерской деятельности в подобных группах;

- разработка тактики работы с асоциальными и криминогенными группами подростков.

Принципы профилактической работы должны быть следующие. Успех названных мер зависит от высокого уровня правовой и психолого-педагогической компетентности лиц, занимающихся профилактикой преступности несовершеннолетних, глубокого знания и соблюдения основных принципов профилактической работы. Прежде всего, каждый участник профилактической работы должен четко представлять себе особенности подростковой преступности и особенности ее профилактики. Принцип компетентности запрещает делать “все за всех”, предполагает полное использование администрацией учебного заведения и его коллективом предоставленных им прав и полномочий, прежде, чем обратиться в правоохранительные органы за помощью. Вместе с тем, едва ли сможет мастер производственного обучения, классный руководитель выявить характер криминальной группы, ее структуру, лидеров, дифференцировать роли каждого, если они не владеют азами психологии и такими психологическими методами, как психологическое наблюдение, методика интервьюирования, обобщение независимых характеристик, метод самооценок, различные тестовые методики (например, “Дом, дерево, человек”, “Моя семья”, “Семейный праздник”, различные проективные тесты), метод незаконченных предложений и др.

В профилактике групповой  преступности несовершеннолетних важно  соблюдать требования принципа взаимодействиявсех сил, ведущих борьбу с преступностью несовершеннолетних.

Взаимодействие заключается:

- в своевременном обмене информацией между участниками профилактической работы о появлении криминогенным и криминальных личностей и групп;

- совместной разработке планов по переориентации, разобщению и пресечению деятельности криминальных групп;

- обеспечении совместного постоянного контроля за функционированием таких групп;

- умелом использовании преимуществ каждой из взаимодействующих сторон.

Так, члены педагогического коллектива школы, училища, ВУЗа повседневно “видят” своих учащихся, могут более глубоко выявить их связи и отношения в школе и ином учебном заведении, а органы милиции - использовать свои властные полномочия по воздействию на такие группы вне учебного времени.

Большое значение для  предупреждения групповой преступности несовершеннолетних играет устранение  причин и условий, способствующих совершению преступлений и появления криминальных групп.

В основе предупреждения преступности несовершеннолетних лежат  основополагающие принципы, характерные для концепции предупреждения преступности в целом.  Однако, наряду с этим, в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные отличием несовершеннолетних от других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений.

В предупреждении преступности несовершеннолетних участвует  множество субъектов. Они представляют собой единую систему, связанную общностью целей и задач. Особое место в этой системе отводится органам внутренних дел, представляющих подсистему профилактики отклоняющегося поведения. Органы внутренних дел выполняют основной объем работы в области предупреждения преступлений несовершеннолетних, непосредственно занимаются исправлением и перевоспитанием несовершеннолетних, совершивших преступления. Кроме того, предупредительная деятельность органов внутренних дел предполагает обязательное включение в нее других субъектов.

Органы внутренних дел занимаются предупреждением  преступности несовершеннолетних как на общем, так и на индивидуальном уровне. Работа проводится в основном по следующим направлениям:

  1. Ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних.
  2. Воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности.
  3. Непосредственное воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений.
  4. Воздействие на группы с антиобщественной направленностью,  способные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию.

Предупредительная деятельность, организованная с учетом этих направлений, должна обеспечивать всестороннее профилактическое воздействие  на несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, на микросреду и социальные условия, в которых они находятся.

В процессе предупреждения преступности несовершеннолетних органы внутренних дел должны направлять свои усилия на выявление причин, условий, способствующих преступлениям, а также на их устранение, ограничение и нейтрализацию.

Информация о работе Особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними