Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:20, курсовая работа
Актуальность исследования определяется, прежде всего, непосредственной связью, по крайней мере, с двумя крупнейшими проблемами современного общества, социальную значимость которых следует оценивать как непреходящую. С одной стороны, речь идёт о проблеме молодёжи в той части, которая касается состояния нравственного здоровья молодых людей, их приверженности истинным ценностям, и в первую очередь ценностям права, законности. Общеизвестно, что любое общество именно с молодёжью связывает свою судьбу, долгосрочные перспективы развития, надежды на самые высокие достижения во всех областях или же, напротив, если нравственное здоровье молодёжи существенно подорвано, - умножение трудноразрешимых проблем, новые проблемы и поражения.
Введение
Глава 1. Понятие и общая характеристика молодежной преступности 4
1.1. Понятие молодежной преступности 4
1.2. Криминологическая характеристика молодежной преступности 11
Глава 2. Факторы, влияющие на состояние молодежной преступности 21
2.1. Особенности детерминации преступного поведения молодежи 21
2.2. Личность молодого преступника 41
Глава 3. Профилактика преступности молодёжи 51
3.1. Анализ современного состояния профилактики 51
3.2. Содержание профилактики преступности молодёжи 59
3.3. Опыт профилактики молодежной преступности за рубежом 67
Заключение 72
Список нормативных правовых актов и литературы 75
В этих целях органы внутренних дел организуют взаимодействие с государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, участвующими в предупредительной деятельности, проводят комплексные операции, рейды, целевые проверки и другие мероприятия.
Личность несовершеннолетнего преступника формируется не сразу. Это весьма сложный процесс, охватывающий деформацию эмоционального, волевого и интеллектуального мира подростка.
Предупреждение преступных деяний диктует необходимость подробного изучения всех отрицательных свойств личности несовершеннолетнего, которые в определенных условиях могут детерминировать преступное поведение. Важно также знать о наличии или отсутствии аномалий в состоянии здоровья несовершеннолетнего, признаков, свидетельствующих о его психической неполноценности.
Вопросы могут
быть решены в полном объеме при
психолого-педагогической диагностике
личности несовершеннолетнего
Различные методы и приемы воздействия на сознание, чувства и волю несовершеннолетнего, способного к совершению преступлений, могут быть использованы двояким образом: непосредственно или через иных лиц, участвующих в предупредительной деятельности. Основными организационно-тактическими формами применения методов и приемов индивидуального воздействия на несовершеннолетних являются беседы, проводимые сотрудниками органов внутренних дел, вовлечение их в социально полезные занятия трудового, общественного, спортивного, культурного и иного характера.
В процессе предупреждения преступлений несовершеннолетних необходимо оказывать воздействие и на их семьи, поскольку во многих случаях антиобщественное поведение подростка связано с семейным неблагополучием. Для успешной профилактической работы в семье несовершеннолетнего, способного к совершению преступлений, необходимо изучить такую семью во всех аспектах. Важно также владеть методами, разработанными специалистами в области психологии и психиатрии, использовать сведения из других областей знаний и опыт органов внутренних дел в индивидуальной профилактической работе. Так, например, анализ работы ОПДН УВД по Железнодорожному району г. Новосибирска с семьями, находящимися в социально-опасном положении показал, что на учете в ОПДН УВД по Железнодорожному району г. Новосибирска на 1.01.2009 года состоит 362 неблагополучных родителей, выявлено и поставлено на учёт в истекшем году 307 родителей. Всего в течение года профилактическая работа проводилась с 669 родителями.
Из числа состоящих на учёте родителей: - несовершеннолетних родителей - 2 человека; - переселенцев, беженцев -19; - родителей-наркоманов- 21, в том числе поставлено на учёт в истекшем году - 14 человек; - родителей-алкоголиков -112, в том числе 59 человек поставлены в 2006 году; - ранее судимых родителей и родителей, имеющих судимость - 47, в том числе поставлено в 2006 году - 12 человек; - неполных семей – 239; -многодетных семей (от трех и более детей) - 19
В неблагополучных семьях воспитываются 476 детей, в том числе в возрасте до 14 лет - 221 человек, от 14 до 18 лет - 193 человека. Дети по роду занятий: - учащихся школ – 254, -учащихся профессиональных учебных заведений - 161 - учащиеся ВУЗов - 6 человек, - не занятых общественно-полезным трудом и учёбой - 23 человека
Сотрудниками ОПДН УВД по Железнодорожному району г. Новосибирска с целью оздоровления обстановки в неблагополучных семьях, оказания материальной, социальной и психологической помощи в государственные органы и учреждения направлено 803 предложения, оказана помощь: материальная - 117 родителям, психологическая - 541 родителю.
В 2008 году подразделением по делам несовершеннолетних выявлены 74 факта жестокого обращения с детьми, из них с помощью работников здравоохранения- 3, работников учебных и воспитательных учреждений - 4, по сообщениям граждан - 6. По выявленным фактам возбуждены 7 уголовных дел, в т.ч. 5 эпизодов переквалифицированы на другие статьи УК РФ.
Сотрудниками подразделения по делам несовершеннолетних проводилась работа по выявлению фактов вовлечения несовершеннолетних детей в попрошайничество, в результате проведённых мероприятий выявлено 29 эпизодов. В 2008 году подготовлено 62 материала на лишение родительских прав. В 2008 году были изъяты из семей 17 детей, из них 5 человек помещены в больницы, 2 человека в детский дом, остальные дети направлены в приюты города. В КДНиЗП города, области направлено 76 представлений на родителей, уклоняющихся от воспитания детей.
Для предупреждения преступности несовершеннолетних большое значение имеет выявление взрослых лиц, вовлекающих подростков в преступную деятельность. Главное - своевременность. Это позволяет быстро предотвратить готовящееся преступление или пресечь преступную деятельность.
Итак, профилактика преступлений возможна посредством реализации на уровне региона - общесоциальных, экономических, организационных мер, осуществляемых местными органами власти. Также важно воссоздать низший уровень профилактической работы, непосредственно учебные заведения и должностные лица на местах. Она должна включать как общие меры, так и специально целенаправленные психолого-педагогические, специально-криминологические меры предупреждения групповых и индивидуальных преступлений лиц, относящихся к группе молодежи.
При осуществлении профилактики молодежной преступности необходимо учитывать международные правовые акты, регламентирующие вопросы борьбы с преступностью несовершеннолетних, а также зарубежный опыт.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации на территории России действуют общепризнанные принципы и нормы международного права. Это положение в полной мере относится к нормам международного права, регулирующим отношения в сфере предупреждения противоправного поведения несовершеннолетних. Наиболее важными из них являются:
1. Конвенция ООН о правах ребенка93 (принята Генеральной Ассамблеей ООН 5 декабря 1989 г., ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г.).
Конвенция признает ребенка носителем всех общечеловеческих прав с момента его рождения и неотъемлемость этих прав приобретает силу нормы международного права. Впервые на межгосударственном уровне озвучены такие гуманистические понятия, как право ребенка на жизнь и право ребенка на родителей.
К ведению правоохранительных органов государств – участников Конвенции отнесены вопросы предупреждения всех форм насилия в отношении детей, сексуальной эксплуатации, употребления наркотиков, нарушения их личных прав при отправлении правосудия (ст. 32–40).
2. Всемирная декларация
об обеспечении выживания,
Декларация и План определяют принципы образованности и грамотности, регулируют положение детей, находящихся в особо трудных условиях, т.е. сирот и инвалидов, формулируют принципы спасения детей во время вооруженных конфликтов, планируют снижение уровня нищеты, защиту от всех форм эксплуатации и применения наркотиков и рассматривают вопросы зашиты окружающей среды применительно к охране детства (п. 7 ст. 20).
3. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»)95 разработаны на Межрегиональном подготовительном совещании к VII Конгрессу ООН, состоявшемуся в г. Пекине (КНР) в мае 1984 г., в связи с чем и получили название «Пекинские».
«Пекинские правила» – основополагающие нормы-принципы, принятые ООН, касающиеся минимальных стандартных (т.е. общих для всех государств – участников ООН) правил отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Они регулируют процессуальную форму судебного разбирательства, определяют систему мер воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя, ориентируют на устранение причин и условий совершения преступления, ставят своей целью его исправление и перевоспитание.
В плане наиболее эффективного предупреждения преступности несовершеннолетних обращается внимание на специальную подготовку сотрудников полицейских органов, а в крупных городах признается целесообразность создания специальных подразделений полиции по борьбе с преступностью подростков (п. 12.1).
4. Руководящие принципы
ООН для предупреждения
Зарубежный опыт профилактики несовершеннолетних интересен с той точки зрения, что возможно применить в РФ наиболее удачно проявившие себя при апробации меры профилактики. Так, нтересен опыт профилактики молодежной преступности в германии. В Германии с 2002 г. создаются Отделы по превентивным мерам профилактики преступлений, которые работают с потенциальными нарушителями закона, каковыми нередко оказывается несовершеннолетняя молодежь. По утверждению немецких правоохранительных органов "этот отдел - очень важное звено в работе с молодежью, так как зачастую оказывается, что подросток даже не знает, что нарушает закон. К тому же молодые люди доверяют полиции, поэтому нам несколько легче, чем остальным общаться с ними"97.
Отдел разработал проект ролевых игр для подростков, основная задача которого - донести до ребенка информацию о его правах и обязанностях, о том, какое наказание он может получить за тот или иной вид преступления. В управлении убеждены, что если подросток хоть раз в игровой форме увидит, как "устроено" преступление от его исполнения до наказания, в реальной жизни он неоднократно задумается, прежде чем нарушить закон.
Участниками игры становятся старшеклассники района. Обычно работа проходит по следующей схеме. В управление звонят из школы и сообщают, что было совершено то или иное нарушение закона. Полицейский выезжает в класс и проводит 3-дневные ролевые игры. В ходе такой игры создается детальный "проект" преступления. В финале дело доходит до суда, который ведёт настоящий судья в участковом суде. В игре учувствуют 20-25 человек (один школьный класс). В 1-й день они 3-4 часа говорят о правах подростков и наиболее частых совершаемых ими преступлениях, а затем - о разных формах наказания за эти преступления. Тематика выбирается в соответствии с проблемой, по которой пришлось вызывать полицию. На 2-й день полицейский просит их написать проект какого-либо преступления (какого именно, ребята выбирают сами). Все школьники делятся на несколько групп: жертвы, преступники, свидетели, адвокаты. На 3-й день они встречаются перед участковым судом. И дело проигрывается полностью вплоть до вынесения приговора.
Самое типичное преступление здесь - грабёж. Вот пример конкретного дела, по которому была проведена ролевая игра с 10-классниками одной из школ Neukolln'а98. Две девушки и парень гуляют по парку и собираются пойти на дискотеку. На встречу им попадаются двое агрессивных парней, которые затевают с ними словесную ссору, затем избивают всех троих, грабят и убегают. Жертвы обращаются в полицию, полиция находит преступников, происходит суд.
В Германии считают, что результаты такого непосредственного просвещения налицо. Косвенно об этом свидетельствует и то, что многие из участвовавших в проекте позже приходят со своими вопросами на правовые консультации в так называемый Дом прав молодых людей - правовую консультацию при полицейском управлении. Естественно, у такой "антикриминальной инъекции" не может быть 100-процентной гарантии. Но помимо прочего в ходе проведения проекта полиция знакомится с так называемой трудной молодежью, и даже если после него подросток совершает преступление, полиция уже знает, с кем имеет дело, а это, безусловно, помогает в расследовании...
Удачный опыт Германии, на наш, взгляд, может быть применен в полной мере в РФ.
Итак, профилактика молодежной преступности может достигаться путем реализации на уровне региона - общесоциальных, экономических, организационных мер, осуществляемых местными органами власти. К таким мерам относится: создание эффективного уровня профилактической работы непосредственно в учебных заведениях и должностными лицами на местах; изучение всех отрицательных свойств личности молодежного преступника, которые в определенных условиях могут детерминировать преступное поведение в специально созданных психолого-педагогических центрах.
В заключение проведенного исследования сформулируем ряд обобщающих выводов.
Молодежная преступность – специфический, но весьма точный индикатор состояния и тенденций развития мотивационных и ценностных структур поведения значительных социальных групп, показатель их реакции на социально экономические трансформации. Распространенность преступлений среди лиц молодежной возрастной группы, их качественные характеристики с определенными коррективами могут расцениваться как прогностические для всей преступности. Одним из основных критериев отграничения молодежной преступности от иных проявлений преступности является возраст лиц, которые оказываются вовлеченными в преступную деятельность. В социологической, психологической и криминологической литературе нет единообразного понимания того, что такое молодежь и какими временными границами определяется данный возраст. На наш взгляд, следует согласиться с таким критерием молодежной преступности как возраст - с 14 лет до 30 лет.
Информация о работе Особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними