Особенности работы турфирмы в условиях города-курорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:41, дипломная работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является изучить организацию обслуживания туристов на современном курорте на примере турфирмы г. Сочи ООО «Гала-Тур».
В задачи исследования входит:
- определить сущность курортов и курортного обслуживания;
- изучить методы регулирования туризма;
- выявить особенности развития индустрии туризма.

Оглавление

Введение. 3
Глава 1. Основные проблемы организации и управления туристской сферой. 6
1.1. Туризм как социально-экономическое явление. 6
1.2. Особенности развития индустрии туризма в России. 14
1.3 Формы и методы регулирования развития туризма. 32
Глава 2. Организация туризма в Сочи на примере туристской фирмы «Гала-Тур». 42
2.1. Организация деятельности туристской фирмы «Гала-Тур». 42
2.2. Формы взаимодействия туристской фирмы ООО «Гала-Тур» с клиентами. 54
Глава 3. Разработка механизмов совершенствования организации обслуживания клиентов туристской фирмы ООО «Гала-Тур». 63
3.1. Обоснование путей и направлений развития новых форм организации дополнительных сервисных услуг туристской фирмы ООО «Гала-Тур». 63
3.2. Разработка собственного фирменного стиля обслуживания в турфирме «Гала-Тур». 70
3.3. Предложение новых технологий по обеспечению качественного послепродажного обслуживания клиентов фирмы. 74
Заключение 80
Список используемой литературы. 83

Файлы: 1 файл

диплом б-с.doc

— 562.50 Кб (Скачать)

 

Развитию туризма был нанесен существенный урон из-за ситуации, сложившейся в России вследствие экономического кризиса 1998 г. Это способствовало переключению отечественных турфирм на разработку туристского продукта для внутреннего и въездного туризма и перераспределению сегментов спроса. Такое положение сыграло позитивную роль в динамике въездного туризма — в 2004 г. он возрос на 12,8% по сравнению с 2003 г.

Анализ динамики развития предприятий туризма показывает, что происходит сокращение числа мест размещения (таблица 1.4.). Так, общее число санаториев и учреждений отдыха сократилось на 33% и на 41% койко-мест в 2005 году по сравнению с 1998 годом. Сокращение в структуре средств размещения затронуло и туристические базы, общее количество которых за период с 1998 по 2005 год сократилось на 50%, уменьшение койко-мест произошло в среднем в 6 раз.

Все это свидетельствует о том, что многие учреждения туризма и отдыха в период рыночных преобразований не смогли адаптироваться и прекратили свое существование.

Таблица 1.4.

Динамика развития предприятий туризма и отдыха в России за 1998-2005 гг.[13]

Предприятия туризма и отдыха

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Санатории и учреждения отдыха, ед.

7431

6492

6101

5810

5582

5327

4525

4976

Тыс. мест

1299

963

896

853

807

771

732

772

Туристические базы, ед.

493

381

371

391

460

454

185

200

Тыс. мест

255

106

94

90

92

88

50

42

Дома и пансионаты отдыха, ед.

542

481

427

394

405

377

372

396

Тыс. мест

172

132

114

103

105

97

92

90

Базы отдыха, ед.

2969

2390

2245

2098

1903

1821

1542

1960

Тыс. мест

387

300

275

260

226

220

203

245

 

Нестабильное развитие туризма требует глубоких исследований. Негативными последствиями развития туризма в последнее десятилетие является утечка валюты за рубеж. После резкого возрастания числа ежегодных выездов из России отрицательное сальдо платежного баланса по статье «Поездки» достигло в 1999 г. 3,7 млрд. долл. США, в 2000 г. - 5,1 млрд. долл., в 2002 г. - 7,3 млрд. долл. Между тем в 2003 г. отрицательное сальдо составило 1,8 млрд. долл. США, что связано с увеличением числа иностранных туристов. Ежегодные темпы роста экспорта услуг по статье «Поездки» платежного баланса за аналогичный период составили 18,1%[14].Тем не менее необходимо отметить такие негативные тенденции, как вывоз капитала за рубеж, низкий уровень отчислений в бюджет, низкий объем инвестиций в туристскую инфраструктуру.

Несмотря на наличие высокого туристского потенциала, место и роль российского туризма в мире незначительны. Однако наблюдается тенденция к увеличению доходов от выездного туризма. С 1995 года доля российского туризма в общемировых доходах от иностранного туризма возросла и составила в 2005 году 1,6% против 0,1% в 1995 г.

К позитивным сдвигам, происходящим в туризме России, можно отнести мероприятия, направленные на совершенствование управления отраслью. В стране начаты процессы, направленные на совершенствование структуры управления данной отраслью, а также на создание необходимой хозяйственно-правовой базы. Основным документом, регулирующим развитие туризма в стране, является «Федеральная программа развития туризма» (1995 г.). Принятие федерального Закона «Об основах туристской деятельности в РФ» от 04.10.1996 г. - момент, обеспечивающий ускорение в развитии туристической индустрии. В соответствии с данным Законом координацию деятельности туристских предприятий осуществляет Министерство экономики РФ. Указом Президента РФ «О реорганизации и развитии туризма в РФ» принята новая концепция развития туристской отрасли и создана Национальная Туристская Корпорация (НТК). Принятые законодательные акты признают туризм одной из приоритетных отраслей экономики РФ, определяют основные цели и направления государственного регулирования туристской деятельности. Постановление Правительства РФ «О лицензировании международной туристской деятельности» определяет основные требования к полноте и качеству туристских услуг. Сложная многоотраслевая структура связей в сфере туристских услуг обусловливает необходимость комплексного, разностороннего подхода в правовом регулировании. Создание эффективной системы права в сфере туристских услуг не может ограничиться принятием норм специального законодательства, необходимо также развитие и других отраслей права: таможенного, транспортного, налогового, инвестиционного и др. Серьезное препятствие для развития международных туристских связей и привлечения иностранных инвестиций оказывает несоответствие российского правового поля нормам международного права.

В настоящее время туризм можно подразделить:

      по функциональной направленности: познавательный, спортивно- оздоровительный, деловой и конгресс-туризм, курортный и лечебный, горнолыжный, экологический, шоп-туризм, религиозный, учебный, рекреационный, культурно-эстетический и др.;

      по месту проведения: внутренний и международный;

      по степени организованности: самодеятельный и организованный;

      по форме участия: индивидуальный, групповой, семейный;

      по возрасту: детский, юношеский, молодежный, зрелый, пенсионный;

      по продолжительности: однодневный, многодневный, транзитный;

      по используемым средствам передвижения: автомобильный, железнодорожный, авиационный, водный, велосипедный, конный, комбинированный;

      по способу передвижения: пешеходный, с использованием традиционных транспортных средств, с использованием экзотических видов транспорта;

      по сезонности: активный туристский сезон, межсезон, несезон.

Подобная классификация сферы туристских услуг обусловила необходимость выбора направлений его развития в рыночной экономике[15]: В числе приоритетных направлений выделяют[16]:

      формирование курортной зоны;

      приведение курортной зоны к нормативным экологическим параметрам;

      создание инфраструктуры туристского обслуживания населения;

      развитие материально-технической базы туристской деятельности;

      повышение квалификации обслуживающего персонала.

Исследование проблем отдыха зачастую сопряжено с термином «рекреация». Это понятие охватывает весь круг представлений о различных формах отдыха и аналогично понятию «туризм». Таким образом, в данном исследовании термины «туризм» и «рекреация» будут употребляться как синонимы. Надо отметить, что в научной литературе существует и другая трактовка, учитывающая различия этих понятий: «Не всякий турист - рекреант. Рекреант в узком смысле - отдыхающий, восстанавливающий силы на  лоне природы»[17].

Развитие рекреации в каждый исторический период было связано с политической и экономической обстановкой в стране. Это относится как к потребностям населения, с учетом платежеспособного спроса, так и к реальной рекреационной деятельности населения, видам и формам ее организации и управления. Для туристов важным является потребительная стоимость. По данным различных литературных источников существует классификация потребительных стоимостей[18]:

      потребительные стоимости, не являющиеся продуктами человеческого труда, т.е. природный потенциал - территории с благоприятными климатическими условиями для отдыха, для «пляжного» туризма и т.п.;

      потребительные стоимости, являющиеся продуктами человеческого труда, затраченного в прошлом и не принимающего товарной формы, во всяком случае для туриста (историко-культурные ценности);

      потребительные стоимости, которыми пользуется турист, главным образом, бесплатно, хотя они предполагают систематические затраты живого и овеществленного труда (строительство и эксплуатация автомобильных дорог, объекты индустрии развлечений и т.п.);

      потребительные стоимости, выступающие как товары или платные услуги.

Длительное время туризм носил в целом социальную направленность, и лишь в сфере организованного туризма частично выполнял и коммерческие функции.

В настоящее время ситуация коренным образом изменилась - лишь небольшая часть рекреационных услуг осталась социально-ориентированной и финансируемой за счет ведомственных средств.

Рисунок 1.1. Организация средств размещения рекреантов в России:

 

Снижение уровня жизни при постоянном повышении цен на туристические поездки вынудило большинство россиян отказаться от совершения туристических путешествий. По оценкам социологов, около 8% работающего населения может претендовать на товары и услуги высокого качества (в том числе и туристские)[19].

За последние годы коренным образом изменилась география мест отдыха. Сократилось число приморских районов, которыми пользовались жители страны, т.к. значительная часть курортов оказалась в странах ближнего зарубежья. Разрыв традиционных связей создал новые формальности въезда и пребывания. Недоступными стали курортные и горноспортивные центры Северного Кавказа, что связано с нестабильной политической обстановкой в этом регионе. Геополитические преобразования, сопровождающиеся кризисными явлениями, значительно подорвали материальную базу сферы туризма. Проблемы развития материальной базы туризма (средств размещения, ее инфраструктуры) влияют на снижение потенциала. Значительное несоответствие материальной базы потенциалу естественных туристских ресурсов и туристским стандартам, используемым в мировой практике, является препятствием для роста туристских потоков. В первую очередь это касается обновления и расширения гостиничной базы. Гостиничное хозяйство страны характеризуется высокой степенью морального и физического износа (более 80%), узким ассортиментом предоставляемых услуг, отсутствием сектора отелей среднего класса, предоставляющих достаточно высокий уровень обслуживания при низких ценах и рассчитанных на массового туриста. С другой стороны, следует отметить, что изменились и требования к качеству туристских услуг. Сейчас не пользуется популярностью комплексное обслуживание по путевкам, наблюдается естественная тенденция к свободному выбору услуг. В связи с этим многие учреждения комплексного обслуживания работают как туристические гостиницы.

Экологическая чистота, нетронутость природной среды ложатся в основу мотивации туристской поездки. В этих условиях перед сферой туризма встает задача смягчения действия неблагоприятных факторов и максимального использования ресурсов развития отрасли. С одной стороны - при низком уровне денежных ресурсов перераспределить их в сторону увеличения доли расходов на туристские услуги с учетом современных тенденций: переход от пассивного отдыха к активному, специализация и индивидуализация спроса, экспансия въездного туризма, интенсификация туристского отдыха, экологизация сознания потребителя. С другой стороны — переориентировать российских потребителей зарубежных туристских продуктов на внутренний туристский рынок, создать атмосферу безопасности и политической стабильности для иностранных туристов. Осуществление этого зависит от следующих факторов[20].

 наличия в России достопримечательностей мирового класса;

 богатой истории и культуры страны;

 постоянного и устойчивого роста спроса на путешествия во всем мире;

 относительно высокого уровня рентабельности в сфере туризма;

 возможности привлечения средне- и долгосрочных инвестиций в развитие сервисной инфраструктуры.

Потенциал российского туризма используется не полностью: реальное использование оценивается от 5% до 10%[21]. По данным зарубежных экспертов, Россия могла бы принимать в год 70-80 млн. иностранных туристов, тогда как в 2005 году Россия приняла 7,4 млн. туристов (таблица 1).

Таким образом, к  преимуществам развития туризма следует отнести: общее оздоровление экономики и значительные поступления в бюджет (полное использование имеющегося потенциала, по расчетам экспертов, позволит получить до 25 млрд. долл. США в год)[22], мультипликативный эффект для экономики, генерацию рабочих мест и занятости.

В ближайшем будущем можно прогнозировать следующие направления развития индустрии туризма:

      создание новых и развитие существующих туристских услуг и рынков, учитывающих состояние туристских (природных, культурных и исторических) ресурсов в странах пребывания туристов;

      широкое вовлечение государства в планирование и развитие туристской деятельности, обеспечение ее безопасности;

      рост благосостояния населения;

      при инвестировании капитала следует принимать во внимание вопросы защиты окружающей среды;

      применение концепции маркетинга; организация адресной информации по предлагаемым услугам.

 

Информация о работе Особенности работы турфирмы в условиях города-курорта