Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 21:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в комплексном и системном изучении теоретических, законодательных и правоприменительных проблем уголовной ответственности за преступления, связанные с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, и разработке на этой основе предложений по совершенствованию уголовного законодательства и практики его применения.
Содержание указанной цели определило постановку следующих задач:
- проанализировать историю становления и развития отечественного и зарубежного уголовного законодательства об ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
- провести системно-структурный анализ состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..
3
1.




1.1.


1.2.
История становления и развития отечественного и зарубежного уголовного законодательства об ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств………………………………………………………………………

Становление и развитие российского уголовного законодательства об ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ……………………………………...
Уголовно-правовое регулирование борьбы с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств по законодательству стран СНГ……………………………………………….



7



7


15
2.


2.1.

2.2.

2.3.
Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ….………………..

Объективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ….………………………………….
Субъективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ….………………………………….
Общественно опасные последствия и состояние опьянения как признаки дифференцирующие уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ………………………………………………………………………

29


29

41



53
3.



3.1.


3.2.
Проблемы квалификации нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и практика назначения наказаний за данное преступление……………………………………...

Проблемы квалификации нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в правоприменительной практике……………………………………………………………………..
Практика назначения наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия в отношении лиц, совершивших нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств…………...


59



59


68
Заключение ……………………………………………………………………..
76
Список источников и литературы…………………………………………...
85

Файлы: 1 файл

Диплом ст. 264 УК. 2015..doc

— 557.00 Кб (Скачать)

Квалифицирующим (ч. 2 ст. 281 УК КР) признается то же деяние, повлекшее смерть потерпевшего или причинение тяжкого вреда его здоровью. Данное деяние наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Особо квалифицирующим (ч. 3 ст. 281 УК КР) является деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее гибель нескольких лиц. За такое деяние предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от семи до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет34.

УК Грузии предусматривает ответственность за «Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации автомобильного, трамвайного, троллейбусного, тракторного или иного механического транспорта лицом, управляющим этим транспортным средством, повлекшее причинение менее тяжкого или тяжкого вреда здоровью» (ч. 1 ст. 276). Диспозиция анализируемой нормы отличается от ч. 1 ст. 264 УК РФ более детальной регламентацией средства совершения преступления. Данное деяние наказывается штрафом, или ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать должности или заниматься деятельностью на срок до трех лет или без такового. Дальнейшая дифференциация осуществляется в зависимости от наступивших последствий и состояния виновного. В ч. 2 ст. 276 УК Грузии предусмотрена ответственность за то же деяние, совершенное в состоянии опьянения, что наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать должности или заниматься деятельностью на срок до трех лет или без такового. Данное наказание является более суровым по сравнению с ч. 2 ст. 264 УК РФ.

Согласно ч. 3 ст. 276 УК Грузии деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью, наказывается штрафом или ограничением свободы на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать должности или заниматься деятельностью на срок до трех лет. В ч. 4 анализируемой нормы предусмотрена ответственность за то же деяние, совершенное в состоянии опьянения, что наказывается лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать должности или заниматься деятельностью на срок до трех лет.

Дифференциация наказания в зависимости от последствий указана в ч. 5 ст. 276 УК Грузии, предусматривающей ответственность за деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее смерть человека, что наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать должности или заниматься деятельностью на срок до трех лет. То же деяние (ч. 6), совершенное в состоянии опьянения, наказывается лишением свободы на срок до девяти лет с лишением права занимать должности или заниматься деятельностью на срок до трех лет. Согласно ч. 7 ст. 276 УК Грузии деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее смерть двух или более человек, наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет с лишением права занимать должности или заниматься деятельностью на срок до трех лет. В ч. 8 ст. 276 УК Грузии предусмотрена ответственность за то же деяние, совершенное в состоянии опьянения, что наказывается лишением свободы на срок от четырех до двенадцати лет с лишением права занимать должности или заниматься деятельностью на срок до трех лет35.

Представляется, что отечественный законодатель, формулируя редакцию ст. 264 УК РФ, учел законодательную конструкцию ст. 276 УК Грузии, выделив совершение рассматриваемого состава преступления в состоянии опьянения в зависимости от последствий в качестве квалифицирующего и особо квалифицирующего признака.

Уголовный кодекс Республики Узбекистан (далее – УК РУ) предусматривает ответственность за «Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств» (ст. 266 УК РУ). Согласно диспозиции ч. 1 ст. 266 УК РУ «Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортного средства лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее средней тяжести или тяжкое телесное повреждение», наказывается штрафом до пятидесяти минимальных размеров заработной платы или исправительными работами до трех лет. Квалифицирующим (ч. 2) признается то же деяние, повлекшее смерть человека, что наказывается лишением свободы до семи лет с лишением определенного права. Особо квалифицирующим (ч. 3) является то же деяние, повлекшее: а) человеческие жертвы; б) катастрофу; в) иные тяжкие последствия, – наказывается лишением свободы до десяти лет с лишением определенного права36.

В данной норме законодатель Республики Узбекистан, в отличие от ст. 264 УК РФ, расширил последствия совершенного деяния указанием на катастрофу и иные тяжкие последствия.

Резюмируя изложенное, можно сделать следующие выводы:

1. В соответствии с законодательством подавляющего большинства стран СНГ (Узбекистана, Грузии, Кыргызстана, Таджикистана, Азербайджана, Молдовы, Республики Беларусь, Казахстана и др.) уголовная ответственность наступает не только за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью или смерти потерпевшему, но и за аналогичное деяние, повлекшее причинение вреда здоровью средней тяжести.

2. Законодательство некоторых стран СНГ (Молдовы, Азербайджана, Республики Беларусь и др.) содержит уголовно-правовые нормы об ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. При этом, чаще всего, указанное состояние субъекта выступает в качестве квалифицирующего признака и предусмотрено в квалифицированных составах преступлений.

3. Законодательство ряда стран  СНГ, наряду с составом нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, содержит состав оставление места дорожно-транспортного происшествия (Молдова, Казахстан, Азербайджан и др.).

4. В подавляющем большинстве  случаев  уголовное законодательство  стран СНГ в сравнении с  законодательством России  предусматривает  более строгие меры наказания  за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

5. Несмотря на множество различий в правовых нормах, устанавливающих уголовную ответственность за различные виды нарушений, которые обусловлены различными национальными особенностями, законодательное регулирование порядка наказания нарушителей имеет общие тенденции, что представляется закономерным. Размеры и виды наказаний законодательство определяет с учетом степени общественной опасности деяния для других участников движения, распространенности конкретного нарушения, отношения самого виновного к допущенному нарушению, повторности нарушения.

6. Детальное и глубокое изучение зарубежного опыта правового регулирования  уголовной ответственности за противоправные деяния в области дорожного движения, при условии адаптации данного опыта к российским реалиям, открывает перед отечественными законодателями достаточно широкие возможности по совершенствованию отечественного законодательства в этой сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ  И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ  СРЕДСТВ

 

2.1. Объективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

 

Анализ объективных признаков состава преступления предполагает, прежде всего, выявление и определение объекта преступления, под которым понимаются те общественные отношения, блага, ценности, которым причиняется или может быть причинен вред в результате преступного деяния и которые охраняются уголовным законом от этих посягательств.

Основной состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств), сконструирован следующим образом: «Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека».

Диспозиция данной статьи является бланкетной и подчеркивает ее специфику, которая заключается в том, что для правильного применения статьи необходимо обратиться к другим нормативным актам, раскрывающим понятие и признаки основных элементов данного уголовно-правового запрета. Речь в первую очередь идет о Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в ред. от 14.10.2014г.), Правилах дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (в ред. от 24.10.2014г.) и Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения от 23 октября 1993 г., утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (в ред. от 24.10.2014г.).

Кроме того, существуют правила (инструкции, наставления, указания) технической эксплуатации для отдельных видов транспортных средств, учитывающие их специфику, правила перевозки пассажиров и грузов на некоторых видах и типах транспортных средств, и т.д.

Правила устанавливают определенный порядок дорожного движения, иначе говоря, определяют сферу правового регулирования. Эта сфера охватывает общественные отношения, связанные только с дорожным движением, и не распространяется на другие виды движения (например, водное).

Под дорожным движением понимается сложная, социально техническая система, включающая пешеходов, водителей, пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам.

Исходя из места расположения ст. 264 в УК РФ, можно сказать, что родовым объектом нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств является общественная безопасность и общественный порядок. В качестве видового объекта анализируемого состава преступления является безопасность движения и эксплуатации любого вида транспорта.

По поводу непосредственного объекта преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств мнения учёных, хотя и различаются, но не существенно.

А.В. Наумов полагает, что непосредственным объектом преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств является безопасность дорожного движения37. Такого же мнения придерживается В.В. Лукьянов38.

В.И. Неверов считает, что «основным непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, выступает система отношений, складывающихся в области транспортной безопасности и обеспечивающих повышенную охрану жизни и здоровья людей при эксплуатации и перемещении механическими транспортными средствами пассажиров и (или) грузов (автотранспортная безопасность)39».

Красненкова Е.В., Гладких А.Ю. указывают, что непосредственный объект рассматриваемого преступления - состояние защищенности личности, общества и государства от угроз в связи с нарушениями правил безопасности движения, эксплуатации и пользования механическими транспортными средствами 40.

Согласно позиции В.И. Жулева, объектом являются общественные отношения, призванные обеспечить безопасность дорожного движения, т.е. жизнь и здоровье людей 41.

Мы также считаем, что  основным, непосредственным объектом преступных посягательств, предусмотренных ст. 264 УК РФ, выступает безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, как часть общественной безопасности. Согласно п. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (в ред. от 14.10.2014 № 307-ФЗ) «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения – это состояние данного процесса, отражающее степень защищённости его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Вместе с тем, при нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств возможно причинение вреда и иным правоохраняемым объектам - жизни и здоровью человека. Однако эти интересы выступают лишь в качестве дополнительного объекта, который не определяет и не может определить правовую природу данного преступления. В противном случае рассматриваемое дорожно-транспортное преступление следовало бы относить к преступлениям против жизни и здоровья.

 Предметом исследуемого преступления являются автомобили, трамваи или другие механические транспортные средства.

Понятие "другое механическое транспортное средство" частично раскрывается в примечании к ст. 264 УК. В нём говорится: «Под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства».

Содержание термина «механическое транспортное средство» раскрывается в п. 1.2. Правил дорожного движения Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. №1090 (в ред. от 24.10.2014г.). В указанном пункте говорится: «Механическое транспортное средство» - транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины42.

Иными самоходными машинами признаются любые дорожные строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик и т.п.).

Не являются предметами преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, механические транспортные средства, находящиеся в ведении Министерства обороны РФ (танки, ракетные и артиллеристские установки, боевые машины пехоты, бронетранспортеры, автомобили, мотоциклы и другие машины и механизмы, служащие средствами передвижения или несущие на себе вооружение, специальные устройства и приспособления). Указанные транспортные средства являются предметами преступлений против военной службы, в частности преступления, предусмотренного ст. 350 УК РФ «Нарушение правил вождения или эксплуатации машин».

Проблемным является вопрос, относятся ли к предмету преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, мопеды, велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Указанная проблема возникла в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 № 221 «О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090», на основании которого было изменено понятие «механического транспортного средств». Если в ранее действующей редакции Правил дорожного движения от 25.09. 2003г., в п. 1.2. прямо указывалось, что мопеды не относятся к механическому транспортному средству (при этом под мопедом, согласно тому же пункту 1.2., понималось «двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч.

Информация о работе Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации