Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 21:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в комплексном и системном изучении теоретических, законодательных и правоприменительных проблем уголовной ответственности за преступления, связанные с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, и разработке на этой основе предложений по совершенствованию уголовного законодательства и практики его применения.
Содержание указанной цели определило постановку следующих задач:
- проанализировать историю становления и развития отечественного и зарубежного уголовного законодательства об ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
- провести системно-структурный анализ состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..
3
1.




1.1.


1.2.
История становления и развития отечественного и зарубежного уголовного законодательства об ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств………………………………………………………………………

Становление и развитие российского уголовного законодательства об ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ……………………………………...
Уголовно-правовое регулирование борьбы с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств по законодательству стран СНГ……………………………………………….



7



7


15
2.


2.1.

2.2.

2.3.
Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ….………………..

Объективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ….………………………………….
Субъективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ….………………………………….
Общественно опасные последствия и состояние опьянения как признаки дифференцирующие уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ………………………………………………………………………

29


29

41



53
3.



3.1.


3.2.
Проблемы квалификации нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и практика назначения наказаний за данное преступление……………………………………...

Проблемы квалификации нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в правоприменительной практике……………………………………………………………………..
Практика назначения наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия в отношении лиц, совершивших нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств…………...


59



59


68
Заключение ……………………………………………………………………..
76
Список источников и литературы…………………………………………...
85

Файлы: 1 файл

Диплом ст. 264 УК. 2015..doc

— 557.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

К защите допускается

Зав. кафедрой___________________

                                (подпись)


 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ  РАБОТА

 

Тема: «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации»

 

 

 

 

 

 

 

Дипломник:

 

 

Научный руководитель: ------- --, доцент кафедры уголовного     права, уголовного процесса и криминологии

_________________________________

(подпись)

 

 

 

 

 

 

Новосибирск - 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 Введение…………………………………………………………………………..

3

1.

 

 

 

 

1.1.

 

 

1.2.

История становления и развития отечественного и зарубежного  уголовного законодательства об ответственности за  нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств………………………………………………………………………

 

Становление и развитие российского  уголовного законодательства об ответственности за  нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ……………………………………...

Уголовно-правовое регулирование борьбы с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств по законодательству стран СНГ……………………………………………….

 

 

 

7

 

 

 

7

 

 

15

2.

 

 

2.1.

 

2.2.

 

2.3.

Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ….………………..

 

Объективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ….………………………………….

Субъективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ….………………………………….

Общественно опасные последствия и состояние опьянения как признаки дифференцирующие уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ………………………………………………………………………

 

29

 

 

29

 

41

 

 

 

53

3.

 

 

 

3.1.

 

 

3.2.

Проблемы квалификации нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и практика назначения наказаний за данное преступление……………………………………...

 

Проблемы квалификации нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в правоприменительной практике……………………………………………………………………..

Практика назначения наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия в отношении лиц, совершивших нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств…………...

 

 

59

 

 

 

59

 

 

68

  Заключение ……………………………………………………………………..

76

  Список источников и литературы…………………………………………...

85


 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. В современный период проблема обеспечения безопасности дорожного движения является одной из первоочередных в уголовной политике России. Ежегодно в России погибает более 30 тыс. граждан, более 200 тыс. получают ранения, из которых более 10 тыс. становятся инвалидами1. Дорожно-транспортная аварийность наносит экономике России ущерб, который по оценкам экспертов составляет около 4 - 5% валового национального продукта. Число пострадавших на 10 тыс. транспортных средств в 3 - 5 раза выше аналогичных показателей европейских стран; число погибших на 100 тыс. населения - в 1,7 - 2 раза выше, чем в странах с высокой автомобилизацией; особенно неблагополучное положение с тяжестью последствий ДТП, которая в 3 - 10 раз выше, чем в развитых странах2.

Анализ статистики дорожно-транспортных происшествий показывает ежегодное увеличение тяжести их последствий и количества пострадавших. Среди них особую опасность представляют преступные нарушения Правил дорожного движения, влекущие причинение вреда здоровью и жизни граждан.

По статистическим данным ГИАЦ МВД России число зарегистрированных преступных нарушений Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств составило в 2010г. – 26307, в 2011г. – 27302 (+3,8%), в 2012г. – 29370 (+7,6%), в 2013г. – 28249 (-3,8%), в 2014г. – 28437 (+0,6%)3.

Интересы защиты общественных отношений в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств диктуют необходимость постоянного совершенствования уголовно-правовых мер борьбы с дорожно-транспортными преступлениями. Эффективность этой борьбы во многом зависит от адекватности законодательства реалиям социальной действительности, содержания нормативно-правовых актов, их соответствия нуждам практики.

Вместе с тем, реформирование уголовного законодательства в части обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств осуществляется не всегда последовательно, принимаемые законодательные решения порой ошибочны и труднообъяснимы с позиций логики и справедливости.

В процессе расследования нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств нередко приходится сталкиваться с многочисленными проблемами квалификации этих преступлений, связанными, в частности, с установлением причинной связи между нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств и наступившими общественно опасными последствиями, с отграничением анализируемого преступления от нарушения правил технической эксплуатации транспорта, техники безопасности при производстве различных видов работ (ремонтных, погрузочно-разгрузочных, сельскохозяйственных и т.п.).

Таким образом, широкая распространённость преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в сочетании с трудностями квалификации данного преступления и определяют актуальность темы исследования.

Цель исследования заключается в комплексном и системном изучении теоретических, законодательных и правоприменительных проблем уголовной ответственности за преступления, связанные с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, и разработке на этой основе предложений по совершенствованию уголовного законодательства и практики его применения.

 Содержание указанной цели определило постановку следующих задач:

- проанализировать историю становления и развития отечественного и зарубежного уголовного законодательства об ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;

- провести системно-структурный  анализ состава преступления, предусмотренного  ст. 264 УК РФ;

- проанализировать судебную практику применения уголовно-правовых норм об ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;

- проанализировать встречающиеся в правоприменительной практике проблемы квалификации нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, уделяя особое внимание проблеме отграничения указанного преступления от сходных составов;

- разработать предложения по совершенствованию уголовного законодательства, регламентирующего ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе уголовно-правовой борьбы с нарушениями правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Предметом исследования являются спорные вопросы квалификации преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, соответствующая уголовно-правовая норма об ответственности за данное преступление, её содержание, тенденции развития, практика применения.

Методологической основой исследования является диалектический метод познания общественных явлений и процессов, позволяющий рассматривать их в постоянном развитии и взаимосвязи. Для достижения поставленной цели использовались общенаучные и частнонаучные методы: анализ и синтез, дедукции и индукции, исторический, формально-логический, сравнительного правоведения,  статистический и др.

Теоретическая основа исследования. Большой вклад в теоретическую разработку вопросов уголовно-правовой борьбы с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств внесли такие ученые,  как А. И. Коробеев, В.И. Жулев, Н.В. Осадчий, А.П. Бохан,  Н.И. Исаев, А.В. Козун, А.Е. Линкевич, В.И. Неверов и др. Их работы оказали помощь в формировании общей концепции настоящего исследования и внесли серьезный вклад в теорию и практику борьбы с транспортными преступлениями.

Нормативную основу работы составили: Международная конвенция о дорожном движении вместе с Протоколом о дорожных знаках и сигналах, принятых на Конференции Объединенных Наций по дорожному и автомобильному транспорту в Женеве 19 сентября 1949 г., Конвенция о дорожном движении, принятая в Вене 8 ноября 1968 г. (с поправками 3 марта 1992 г.), Конституция РФ, Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», УК РФ и зарубежное уголовное законодательство, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Указ Президента РФ от 22 сентября 2006 года № 1042 «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 100 «О Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации 23 октября 1993 г. № 1090 (с последующими изменениями).

  Эмпирическую основу исследования составили материалы опубликованной судебной практики Верховного суда РФ  за 2010-2014гг. по рассматриваемой проблематике, а также 50 архивных уголовных дел о нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, рассмотренных районными судами г. Новосибирска и Новосибирской области в 2010-2014г.г.

Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования, содержанием и взаимосвязью исследуемых в работе проблем, логикой их рассмотрения. Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы.

 

 

 

 

1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

 

1.1. Становление и развитие российского уголовного законодательства об ответственности за  нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

 

Исторически первой нормой, противодействующей автотранспортным преступлениям уголовно-правовыми средствами, стала ст. 593в, которой УК РСФСР 1926 г. был дополнен в 1931г. Она предусматривала ответственность исключительно за нарушение правил движения, если это нарушение допущено работником транспорта и повлекло или могло повлечь повреждение или уничтожение подвижного состава, пути и путевых сооружений либо несчастные случаи с людьми или угрозу безопасности движения4.

Следует согласиться с учеными в том, что эта норма была сформулирована как формально-материальный состав преступления, т.е. по ней уголовная ответственность могла наступить даже без последствий, а лишь с созданием их угрозы. Это в определенной степени противоречит доктрине современного уголовного права, согласно которой данный состав преступления признается составом с реальным причинением вреда. Наряду с этим состав этого преступления имел еще одну специфику, а именно специального субъекта преступления. Последнее обстоятельство позволяло говорить о невозможности привлечь простого водителя, не являющегося работником транспортной организации, к ответственности. Данный пробел не позволял в полной мере соблюдать принцип законности и виновности, что опять вынуждало судебно-следственные органы прибегать к аналогии и привлекать виновных - частных водителей к ответственности за преступления против личности5.

Пленум Верховного Суда СССР в Постановлении «О квалификации преступлений, связанных с нарушением Правил движения на автотранспорте», принятом 15 сентября 1950 г. указал на то, что если виновный предвидел возможность наступления указанных в законе последствий и сознательно допускал их, то его действия следует квалифицировать как умышленное убийство или умышленное телесное повреждение. Если нарушение допущено по неосторожности и повлекло причинение потерпевшему по неосторожности смерти или телесных повреждений, то его действия образуют убийство или причинение телесных повреждений по неосторожности. Но эти правила распространялись по решению Пленума только на водителей, не являющихся работниками автотранспорта6.

Индивидуальный автотранспорт переживал с конца 1940-х гг. бурный рост, в связи с чем объективно возникла необходимость в соответствующем государственном реагировании, что и было осуществлено при перекодификации уголовного законодательства и привело к появлению соответствующих норм. В ст. 211 УК РСФСР 1960 г. предусматривалась ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения транспорта.

Применительно к данному составу преступления Верховный Суд СССР разъяснил, что лицо подлежит уголовной ответственности только в том случае, если перечисленные в ч. 1 ст. 211 УК РСФСР общественно опасные последствия вызваны нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. При этом нарушения, допущенные при погрузке или выгрузке груза, ремонта транспортного средства, производстве дорожных, сельскохозяйственных, строительных работ, дорожных, и других нетранспортных работ, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве определенных работ 7.

 В качестве общественно опасных  последствий рассматриваемого преступления (нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта лицами, управляющими транспортными средствами) уголовный закон называл телесные повреждения, а также имущественный ущерб, но только в случае, когда он был реальным; упущенная выгода таковым не считалась. Определение размера такого ущерба оставалось на усмотрение суда, однако единообразия в данном вопросе не наблюдалось. В литературе, анализирующей дела данной категории, указывалось, что в следственной и судебной практике ущерб на сумму 200–250 руб. считался существенным8. Однако Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР по делу Б. указала, что ущерб на сумму 327 руб. не является существенным9.

Информация о работе Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации