Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 21:33, дипломная работа
Цель исследования заключается в комплексном и системном изучении теоретических, законодательных и правоприменительных проблем уголовной ответственности за преступления, связанные с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, и разработке на этой основе предложений по совершенствованию уголовного законодательства и практики его применения.
Содержание указанной цели определило постановку следующих задач:
- проанализировать историю становления и развития отечественного и зарубежного уголовного законодательства об ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
- провести системно-структурный анализ состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ;
Введение…………………………………………………………………………..
3
1.
1.1.
1.2.
История становления и развития отечественного и зарубежного уголовного законодательства об ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств………………………………………………………………………
Становление и развитие российского уголовного законодательства об ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ……………………………………...
Уголовно-правовое регулирование борьбы с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств по законодательству стран СНГ……………………………………………….
7
7
15
2.
2.1.
2.2.
2.3.
Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ….………………..
Объективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ….………………………………….
Субъективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ….………………………………….
Общественно опасные последствия и состояние опьянения как признаки дифференцирующие уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ………………………………………………………………………
29
29
41
53
3.
3.1.
3.2.
Проблемы квалификации нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и практика назначения наказаний за данное преступление……………………………………...
Проблемы квалификации нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в правоприменительной практике……………………………………………………………………..
Практика назначения наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия в отношении лиц, совершивших нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств…………...
59
59
68
Заключение ……………………………………………………………………..
76
Список источников и литературы…………………………………………...
85
В главе 25 Модельного Уголовного кодекса «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта» предусмотрена ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 209). Диспозиция данной нормы указывает на: «нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба»27. В качестве квалифицирующих признаков (ч. 2) называется то же действие, повлекшее по неосторожности смерть человека. Особо квалифицирующим (ч. 3) признается деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.
Нормы Модельного кодекса явились теоретической основой для создания уголовного законодательства России и других стран СНГ, где предусмотрена ответственность за нарушение указанных правил. Однако уголовное законодательство стран СНГ имеет свою специфику, выражающую государственную идеологию в данной сфере деятельности.
В УК Украины предусмотрена ответственность за нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицом, управляющим транспортным средством, причинившее потерпевшему средней тяжести телесное повреждение (ч. 1 ст. 286). Данное деяние наказывается штрафом до ста не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, с лишением права управлять транспортными средствами на срок до трех лет либо без такового.
Содержание диспозиции ч. 1 ст. 286 УК Украины созвучно диспозиции ч. 1 ст. 264 УК РФ. Это касается, прежде всего, субъекта преступления. Им является лицо, управляющее автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством.
Отличие состоит, во-первых, в последствиях. Применительно к ч. 1 ст. 286 УК Украины речь идет о причинении потерпевшему средней тяжести телесного повреждения, а применительно к ч. 1. ст. 264 УК РФ – причинении по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека. Во-вторых, более суровой является и санкция ч. 1. ст. 264 УК РФ, что соответствует тяжести указанных последствий. Она предусматривает ограничение свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового. Квалифицирующим признаком (ч. 2 ст. 286 УК Украины) являются те же деяния, повлекшие смерть потерпевшего или причинение тяжкого телесного повреждения. В качестве санкции предусмотрено лишение свободы на срок от трех до восьми лет с лишением права управлять транспортными средствами на срок до трех лет либо без такового. Особо квалифицирующими (ч. 3 ст. 286 УК Украины) признаются деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие гибель нескольких лиц, что наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права управлять транспортными средствами на срок до трех лет28.
В УК Республики Беларусь предусмотрена система норм, обеспечивающих безопасность движения и эксплуатацию транспорта. В их числе следует выделить нормы, предусматривающие ответственность за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств (ст. 317) и управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования) – (ст. 317.1)29.
Диспозиция ч. 1 ст. 317 УК РБ предусматривает ответственность за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее по неосторожности причинение менее тяжкого телесного повреждения. При этом законодатель, в отличие от диспозиции ч. 1 ст. 264 УК РФ, не выделяет вид транспорта, а указывает на их последствие – причинение менее тяжкого телесного повреждения. Данные нормы объединяет неосторожная форма вины. В примечании к ст. 313 УК РБ законодательно закреплено, что под транспортным средством, указанным в статьях 214, 317–318 настоящего Кодекса, понимается механическое транспортное средство, предназначенное для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования, а также самоходная машина.
Учитывая негативные последствия и общественную опасность деяний, совершаемых в состоянии опьянения, законодатель Республики Беларусь предусмотрел самостоятельную ответственность за «Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)» – (ст. 317.1).
Объективная сторона данного состава преступления состоит в совершении одного из альтернативных деяний:
1) управление транспортным
2) передача управления
3) отказ от прохождения в
В качестве обязательного условия привлечения к уголовной ответственности за перечисленные действия законодатель указывает на необходимость административной преюдиции, то есть совершение указанных действий в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения.
Субъектом преступления по ч. 1 ст. 317.1 УК РБ выступает лицо, имеющее право на управление транспортным средством.
В ч. 2 ст. 317.1 законодатель предусматривает ответственность за те же действия, что и в ч. 1, но в качестве субъекта преступления называет лицо, не имеющее право управления транспортным средством.
Данные деяния наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев.
УК Республики Казахстан (далее – УК РК) в главе 12 «Транспортные преступления» предусматривает ответственность за «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами» (ст. 296 УК РК).
Диспозиция ч. 1 ст. 296 УК РК звучит следующим образом: «Нарушение лицом, управляющим автомобилем, троллейбусом, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека»30. В отличие от ч. 1 ст. 264 УК РФ в числе последствий называется причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, тогда как сопоставляемая норма указывает на причинение тяжкого вреда здоровью человека.
Созвучным с законодательством РФ по признакам основных и квалифицированных составов является Уголовный кодекс Республики Молдова (далее – УК РМ). В главе 12 УК РМ «Транспортные преступления» предусмотрена ответственность за «Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством» (ст. 264 УК) 31. В отличие от ст. 264 УК РФ речь идет о нарушении правил безопасности, что, по нашему мнению, шире нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств.
Впервые понятие безопасности было раскрыто в ныне утратившем силу Законе РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности». В нем под безопасностью понимается «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз», где жизненно важные интересы – это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
Согласно ч. 1 ст. 264 УК РМ «Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее по неосторожности причинение телесного повреждения средней тяжести или иного средней тяжести вреда здоровью либо имущественного ущерба в крупных размерах», помимо физического вреда (средней тяжести или иного средней тяжести вреда здоровью) в качестве последствий альтернативно называется имущественный ущерб в крупных размерах, что отражается и на санкции.
Данное деяние наказывается штрафом в размере до 300 условных единиц, или арестом на срок от 4 до 6 месяцев, или лишением свободы на срок до 3 лет с лишением или без лишения во всех случаях права управления транспортными средствами на срок до 2 лет.
Квалифицирующим (часть 2 ст. 264 УК РМ) признается то же действие, совершенное в состоянии опьянения, наказывается штрафом в размере от 300 до 600 условных единиц или лишением свободы на срок до 4 лет с лишением в обоих случаях права управления транспортными средствами на срок до 3 лет.
Согласно ч. 3 ст. 264 УК РМ, действие, предусмотренное частью первой, повлекшее: а) причинение тяжкого телесного повреждения или иного тяжкого вреда здоровью; b) смерть человека, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права управления транспортными средствами на срок до 4 лет.
В данной норме законодатель объединил физический вред в виде причинения тяжкого телесного повреждения или иного тяжкого вреда здоровью, а также смерть человека. Отечественный законодатель осуществил их дифференциацию, выделив последствие в виде причинение тяжкого вреда здоровью человека в ч. 1 и 2 ст. 264 УК, а смерть человека в ч. 3 и 4 ст. 264 УК РФ.
Согласно ч. 4 ст. 264 УК РМ действие, предусмотренное частью третьей, совершенное в состоянии опьянения, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права управления транспортными средствами на срок до 5 лет. В ч. 5 ст. 264 УК РМ указывается на то, что действие, предусмотренное частью первой, повлекшее смерть двух или более лиц, наказывается лишением свободы на срок от 6 до 12 лет с лишением права управления транспортными средствами на срок до 5 лет. Действие, предусмотренное частью пятой, совершенное в состоянии опьянения, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 15 лет с лишением права управления транспортными средствами на срок до 5 лет (ч. 6 ст. 264 УК РМ).
Уголовный кодекс Азербайджанской Республики (далее – УК РА) предусматривает ответственность за «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» (ст. 263 УК РА) и «Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, находящимся в состоянии опьянения или не имеющим права на управление транспортными средствами» (Статья 263-1 УК РА).
Диспозиция ч. 1 ст. 263 УК РА предусматривает ответственность за «нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение менее тяжкого или тяжкого вреда здоровью потерпевшего».
Квалифицирующим (часть 2 ст. 263 УК РА) признается то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, особо квалифицирующим (часть 3 ст. 263 УК РА) признается деяние, предусмотренное частью первой ст. 263 УК РА, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.
При этом наказания дифференцируются в зависимости от наступивших последствий. Применительно к ч. 1 ст. 263 УК РА предусмотрено ограничение свободы на срок до трех лет либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права управлять транспортным средством на тот же срок; в ч. 2 ст. 263 УК РА – лишение свободы на срок от двух до шести лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет; в ч. 3 ст. 263 – лишение свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до пяти лет.
Статья 263-1 УК РА предусматривает более строгую ответственность за аналогичные деяния, но совершённые лицом, находящимся в состоянии опьянения или не имеющим права на управление транспортными средствами. В частности, за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, находящимся в состоянии опьянения или не имеющим права на управление транспортными средствами, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц (ч. 4 ст.263-1 УК РА) предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права на управление транспортными средствами на срок до пяти лет32.
В отличие от российского уголовного законодательства УК РА содержит ст. 264 «Оставление места дорожно-транспортного происшествия», в которой предусматривается ответственность за «оставление места дорожно-транспортного происшествия лицом, управляющим транспортным средством и нарушившим правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, в случае наступления последствий, предусмотренных в статьях 263 или 263-1 настоящего Кодекса». Интересно примечание к этой статье: «Лицо, оставившее место дорожно-транспортного происшествия в связи с оказанием помощи потерпевшему, освобождается от привлечения к уголовной ответственности по настоящей статье». На наш взгляд, уголовно-правовой запрет, подобный ст. 264 УК РА, отвечает потребностям практики и должен быть сконструирован и в УК РФ.
В УК Республики Таджикистан содержится ст. 212 (Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, в которой законодатель дифференцирует уголовную ответственность в зависимости от тяжести наступивших последствий. Но, в отличие от российского законодательства, в ст. 212 УК РТ уголовная ответственность установлена с причинения по неосторожности вреда здоровью средней тяжести33.
В диспозиции ч. 1 ст. 281 Уголовного кодекса Кыргызской Республики речь идет о «Нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством, причинившее потерпевшему менее тяжкий вред здоровью», что наказывается штрафом в размере до ста минимальных месячных заработных плат либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.