Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 21:33, дипломная работа
Цель исследования заключается в комплексном и системном изучении теоретических, законодательных и правоприменительных проблем уголовной ответственности за преступления, связанные с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, и разработке на этой основе предложений по совершенствованию уголовного законодательства и практики его применения.
Содержание указанной цели определило постановку следующих задач:
- проанализировать историю становления и развития отечественного и зарубежного уголовного законодательства об ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
- провести системно-структурный анализ состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ;
Введение…………………………………………………………………………..
3
1.
1.1.
1.2.
История становления и развития отечественного и зарубежного уголовного законодательства об ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств………………………………………………………………………
Становление и развитие российского уголовного законодательства об ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ……………………………………...
Уголовно-правовое регулирование борьбы с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств по законодательству стран СНГ……………………………………………….
7
7
15
2.
2.1.
2.2.
2.3.
Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ….………………..
Объективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ….………………………………….
Субъективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ….………………………………….
Общественно опасные последствия и состояние опьянения как признаки дифференцирующие уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ………………………………………………………………………
29
29
41
53
3.
3.1.
3.2.
Проблемы квалификации нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и практика назначения наказаний за данное преступление……………………………………...
Проблемы квалификации нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в правоприменительной практике……………………………………………………………………..
Практика назначения наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия в отношении лиц, совершивших нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств…………...
59
59
68
Заключение ……………………………………………………………………..
76
Список источников и литературы…………………………………………...
85
8. В качестве признака, дифференцирующего уголовную ответственность по ст. 264 УК РФ, законодатель предусмотрел и состояние опьянения. При этом данный признак в качестве квалифицирующего обстоятельства был введён в части 2, 4 и 6 ст. 264 УК РФ относительно недавно – в 2009 году.
В целом подавляющее большинство ученых и практиков поддерживают усиление ответственности за анализируемое транспортное преступление, совершённое в состоянии опьянения. Позиция законодателя по поводу ужесточения ответственности в отношении лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, не вызывает никаких сомнений, поскольку водитель не только нарушает правила дорожного движения, но и ставит в опасность жизнь и здоровье иных участников дорожного движения. Примерно 30% дорожно-транспортных происшествий в нашей стране происходит из-за того, что водитель транспортного средства находился в состоянии алкогольного опьянения.
Федеральным законом от 31.12.2014 г. № 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения» УК РФ дополнен статьей 264.1. «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию».
В ней установлена уголовная ответственность за управление механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, если оно ранее подвергалось административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 УК РФ». Указанный Федеральный закон от 31.12.2014 г. № 528-ФЗ вступает в законную силу 01.07.2015г.
Нам представляется, что указанный закон недостаточно радикален. На наш взгляд, по примеру некоторых американских штатов и стран Западной Европы, следует ввести уголовную ответственность за управление механическим транспортным средством в состоянии средней или сильной степени опьянения, без административной преюдиции. Такая мера, безусловно, позволит более эффективно бороться и предупреждать дорожно-транспортные происшествия.
9. В соответствии с законодательством подавляющего большинства стран СНГ (Узбекистана, Грузии, Кыргызстана, Таджикистана, Азербайджана, Молдовы, Республики Беларусь, Казахстана и др.) уголовная ответственность наступает не только за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью или смерти потерпевшему, но и за аналогичное деяние, повлекшее причинение вреда здоровью средней тяжести. Подобным образом регламентируется уголовная ответственность и в большинстве стран дальнего зарубежья. На наш взгляд, такое решение является правильным и его можно использовать при конструировании соответствующего уголовно-правового запрета в отечественном законодательстве.
Таким образом, с целью повышения эффективности уголовно-правовой борьбы с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и совершенствования уголовного законодательства об ответственности за данное преступление, предлагаем:
1. Установить в ч. 1 ст. 264 УК РФ ответственность за причинение по неосторожности «средней тяжести вреда здоровью человека».
2. По примеру уголовного
Предлагается следующая редакция ст. 264.2 УК РФ:
Часть 1. Нарушение правил дорожного движения и (или) эксплуатации механических транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством в состоянии средней степени алкогольного опьянения или более сильного, а равно опьянения, вызванного употреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов либо иных психоактивных веществ,-
наказывается...
Часть 2. Деяние, предусмотренное ч. 1 настоящей
статьи, повлекшее по неосторожности причинение
средней тяжести вреда здоровью человека, -
наказывается...
Часть 3. Деяние, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, повлекшее по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека,-
наказывается...
Часть 4. Деяние, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека,-
наказывается...
Часть 5. Деяние, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -
наказывается...
3. Введение в УК РФ статьи 264.2 в предлагаемой редакции делает излишней ст. 264.1 УК РФ, которую следует отменить. В то же время статья 264.2 в предлагаемой редакции позволит разгрузить ст. 264 УК РФ, конструкция которой также изменится.
Предлагается следующая редакция статьи 264 УК РФ:
Часть 1. Нарушение правил дорожного движения и (или) эксплуатации механических транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством,-
наказывается...
Часть 2. Деяние, предусмотренное ч. 1 настоящей
статьи, повлекшее по неосторожности причинение
средней тяжести вреда здоровью человека, -
наказывается...
Часть 3. Деяние, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, повлекшее по неосторожности тяжкий вред здоровью человека,-
наказывается...
Часть 4. Деяние, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека,-
наказывается...
Часть 5. Деяние, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц,-
наказывается...
4. Исключить из статьи 264 УК РФ указание на различные виды механических транспортных средств, а ограничиться понятием «механическое транспортное средство». В то же время, на наш взгляд, не следует давать определение механического транспортного средства в примечании к ст. 264 УК РФ, а сформулировать примечание следующим образом: «Понятие механического транспортного средства определяется Правительством РФ в правилах дорожного движения».
5. Сконструировать примечание к ст. 264.2 УК РФ, в котором указать, что средняя и иные степени алкогольного опьянения утверждаются Правительством России.
6. Дополнить Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, утверждённые постановлением Правительства России от 26 июня 2008 г. № 475, положением о степенях алкогольного опьянения и их критериях. При этом указать, что состояние алкогольного опьянения средней степени имеет место, если химико-токсикологическое исследование установит концентрацию алкоголя в крови, равную от 1,5 до 2,5 промилле.
7. Внести коррективы в ст. 15 УК РФ «Категории преступлений», указав в части 4 данной статьи, что к тяжким преступлениям, помимо умышленных преступлений, относятся и неосторожные преступления, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы свыше пяти лет. Соответственно требуется изменить понятие преступления средней тяжести, изложенное в ч. 3 ст. 15 УК РФ. Предлагается следующая редакция ч. 3 ст. 264 УК РФ: «Преступлениями средней тяжести признаются умышленные или неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы».
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Международная конвенция о дорожном движении вместе с Протоколом о дорожных знаках и сигналах, принятых на Конференции Объединенных Наций по дорожному и автомобильному транспорту в Женеве 19 сентября 1949 г. // СПС «Консультант Плюс»
2. Конвенция о дорожном движении, принятая в Вене 8 ноября 1968 г. (с изм. от 28.09.2004) // СПС «Консультант Плюс»
3. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета, 25 декабря 1993 года.
4. О безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 14.10.2014) // Собрание законодательства РФ.- 11.12.1995.- № 50.- Ст. 4873.
5. О транспортной безопасности: Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 2007.- № 7.- Ст. 837.
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 31.12.2014 № 528-ФЗ // Собрание законодательства РФ.-2015.- № 1.(часть I).- Ст. 81.
7. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. (по состоянию на 1.03.2015г.). - Новосибирск: Норматика, 2015. - 191с.
8. Уголовный кодекс Украины – Харьков: ООО «Одисей», 2003.
9. Уголовный кодекс Республики Беларусь. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь. – Минск: Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь, 2007.
10. Уголовный кодекс Республики Казахстан. – Алматы: Норма-К, 2005.
11. УК Республики Молдова. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001.
12. Уголовный кодекс Азербайджанской республики.- СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003.
13. УК Республики Таджикистан. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001.
14. УК Кыргызской Республики. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001.
15. Уголовный кодекс Грузии.- СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2001.
16. Уголовный кодекс Республики Узбекистан. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2001.
17. О правилах дорожного движения: Пост. Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (в редакции от 22 марта 2014 г. № 221) // Российская газета от 2 апреля 2014 г. № 74.
18. Уголовный Кодекс РСФСР от 26.05.1922 г. (утратил силу)// СУ РСФСР.- 1922.- № 15.- Ст.153.
19. Уголовный Кодекс РСФСР от 22.11.1926 г. (утратил силу) // СУ РСФСР. -1926. - №80.- Ст.600.
20. Уголовный Кодекс РСФСР от 27.10.1960 г. (утратил силу) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1960. - № 40. - Ст. 591.
Материалы судебной практики
21. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. № 25 (ред. от 23.12.2010) // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2009. - № 2.
22. По делу о проверке конституционности статьи 265 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.А. Шевякова [Электронный ресурс]: Пост. Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2001 г. № 6-П // Российская газета. - 2001. - 15 июня.
23. Обзор судебной практики Верховного суда РФ за III квартал 2013г. // Бюллетень Верховного Суда РФ.- 2014.-№2.
24. Приговор Магарамкентского
районного суда (Республика Дагестан) по уголовному делу № 1-138/2012 г. / База данных
«Росправосудие» [Электронный ресурс]: http://rospravosudie.com/
25. Уголовное дело 1- 358/14. Архив Железнодорожного районного суда г.Новосибирска за 2014 г.
26. Уголовное дело 1-217/14. Архив Заельцовского районного суда г.Новосибирска за 2014г.
27. Уголовное дело 1-124 / 11. Архив Заельцовского районного суда г.Новосибирска за 2011г.
28. Уголовное дело 1-329/ 14. Архив Ленинского районного суда г.Новосибирска за 2014г.
29. Уголовное дело 1-43/14. Архив Кочковского районного суда Новосибирской области за 2014 г.
30. Уголовное дело 1-13/14. Архив Колыванского районного суда Новосибирской области за 2014 г.
31. Уголовное дело 1-115/13. Архив Колыванского районного суда Новосибирской области за 2013 г.
32. Уголовное дело 1-39/14. Архив Ленинского районного суда г.Новосибирска за 2014 г.
33. Уголовное дело 1-153/14. Архив Калининского районного суда г.Новосибирска за 2014 г.
Специальная литература
34. Алексеева Л.А. Проблемы квалификации по ст. 264 УК РФ «Нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» в судебной и следственной практике // Наука и практика.- 2010.- № 2.
35. Авдалян М.Э. Противодействие нарушению правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в судебной практике: исторический аспект // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. – 2014. - № 3. – С. 83-89.
36. Артемьев Н.С., Красковский Я.Э. Актуальные проблемы применения уголовно-правовых методов борьбы с дорожно-транспортными происшествиями // Человек: преступление и наказание.- 2013. - № 2.- С. 48-50.
37. Бадамшин И.Д., Козун А.В., Поезжалов В.Б. Законодательная конструкция уголовно-правовой санкции за нарушение правил дорожного движения и проблемы её совершенствования // Правовое государство: Теория и практика.- 2011.- № 23.- С. 33-36.
38. Бохан А.П. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: уголовно-правовой и криминологический аспекты. Ростов н/Д, 2013.
39. Бохан А.П., Иванов В.Д. О Понятии «Авомобиль» в статьях Особенной части УК РФ // Юристъ - Правоведъ.- 2013.- № 6 (61).- С. 83-85.
40. Братенков С.И., Широков В.А. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, неправомерное завладение автомобилем или транспортным средством: криминологический анализ и судебная практика // Российская юстиция. - М.: Юрист, 2008, № 9. - С. 62-64