Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:30, диссертация
Актуальность темы исследования. Среди глобальных проблем современности, от решения которых зависит дальнейшее развитие мирового сообщества в новом столетии, одной из самых острых и «кровоточащих» является проблема коррупции. Приобретшая в условиях глобализации новое качество, выражающееся, в частности, в ее транснациональных формах, коррупция является серьезнейшим противоречием глобализации, одним из вызовов мировому развитию. Генеральный секретарь ООН К.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Понятие коррупции 15
1.1. Краткий исторический экскурс в понятие коррупции и ее исследования 15
1.2. Понятие коррупции в социальных науках 22
1.3. Понятие коррупции в уголовном праве и криминологии 34
1.4. Понятие коррупции в международном праве 49
ГЛАВА II. Понятие и виды международного сотрудничества в борьбе с коррупцией 57
2.1. Коррупция как международное явление 57
2.2. Понятие международного сотрудничества в борьбе с коррупцией 69
2.3. Виды международного сотрудничества в борьбе с коррупцией 72
ГЛАВА III. Уголовно-правовые аспекты международного сотрудничества в борьбе с коррупцией 90
3.1. Международное уголовное законодательство в сфере борьбы с коррупцией 90
3.2. Проблемы имплементации международных антикоррупционных соглашений в российском уголовном законодательстве 126
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 169
БИБЛИОГРАФИЯ 178
Соглашаясь с основными положениями Конвенции, изложенными выше, и поддерживая лежащее в ее основе позитивное начало, необходимо в то же время высказать ряд замечаний.
Прежде всего, на наш взгляд, недостаточно проработан вопрос о контроле за выполнением государствами положений Конвенции и об ответственности за их нарушение. Глава VII Конвенции «Механизмы осуществления» содержит всего две статьи, посвященные Конференции государств-участников и секретариату (сугубо техническому органу). В полномочия Конференции действительно входит заслушивание информации государств-участников о выполнении Конвенции, однако данное полномочие не обеспечено какими-либо четкими обязательствами со стороны государств-участников. К тому же сомнительна эффективность ежегодного заслушивания стандартных отчетов официальных лиц о мерах борьбы с коррупцией. Какая-либо независимая оценка и контроль за проведением антикоррупционных мероприятий со стороны международного сообщества в Конвенции не предусматривается. В тексте говорится лишь о том, что «могут быть рассмотрены также материалы, полученные от соответствующих неправительственных организаций, надлежащим образом аккредитованных в соответствии с процедурами, которые будут определены решением Конференции Государств—участников». Отметим, что согласно п. 7 ст. 63 «Конференция Государств-участников, если она сочтет это необходимым, учреждает любой соответствующий механизм или орган для содействия эффективному осуществлению Конвенции». Данное положение, на наш взгляд, делает перспективы антикоррупционного мониторинга в рамках контроля за выполнением Конвенции весьма туманными. Учитывая количество государств-участников Конвенции, нахождение консенсуса по столь сложным вопросам в рамках ежегодной конференции, а главное, принятие эффективных решений представляется малореалистичным. Неясно, почему разработчики Конвенции не использовали опыт Совета Европы и ОЭСР, включивших в свои антикоррупционные конвенции подробные положения о контроле за их выполнением, предусматривавшие, в частности, создание специальных международных антикоррупционных структур.
Безусловно, существует
опасность того, что под предлогом
борьбы с коррупцией будет
осуществляться вмешательство
Спорными, на наш взгляд, являются и некоторые положения о криминализации коррупционных деяний. Особые замечания, как уже отмечалось ранее, вызывают положения ст. 20 («Незаконное обогащение»). Незаконное обогащение, в том виде, в котором оно сформулировано в Конвенции, невозможно криминализировать при условии соблюдения основополагающих принципов конституционного и уголовного права и процесса не только Российской Федерации, но и большинства государств континентальной системы права236. Необходимо признать, что данная норма является «гибкой», поскольку данное положение применяется при «условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы». Однако не вполне понятно, по какой причине столь спорное положение нашло закрепление в тексте Конвенции. На наш взгляд, более уместным было бы указание в Конвенции на возможность применения мер против незаконного обогащения в рамках гражданско-правовых процедур.
Несмотря на отмеченные спорные и неудачные положения, неизбежные в столь объемном международном документе, в целом Конвенцию ООН против коррупции в ее окончательном варианте следует охарактеризовать с самой положительной стороны. Принятие данной Конвенции знаменует собой принципиально новый этап в глобальном противодействии коррупции. Принятые ранее международные документы в данной сфере имели либо региональное (конвенции ОАГ и Совета Европы), либо иное, сугубо ограниченное применение (конвенция ОЭСР). С принятием Конвенции ООН мировое сообщество получило первый антикоррупционный документ глобального значения, способный стать эффективным инструментом международного сотрудничества в борьбе с коррупцией.
Подробное рассмотрение наиболее важных международных документов антикоррупционного характера позволяет сделать следующие выводы:
1. Международное уголовное
законодательство в сфере
2. Для национального
уголовного законодательства
3. Развитие международного
антикоррупционного
4. Особая озабоченность мирового сообщества проблемой транснациональной коррупции находит отражение во включении в конвенции норм о международном взяточничестве, а также в принятой ОЭСР в 1997 г. отдельной конвенции о борьбе с транснациональным подкупом.
5. Международные документы однозначно включают корыстные служебные злоупотребления в частном секторе в число коррупционных преступлений, требуя их криминализации и установления за их совершение эффективных и суровых санкций.
6. Понятие должностного
лица в международных
7. Нормы международных
Конвенций о криминализации
7. В международных
антикоррупционных документах
3.2. Проблемы
имплементации международных
Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г., закрепила положение о том, что международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. В действующей Конституции закреплен безусловный приоритет международных норм по отношению к российскому законодательству. В ч. 4 ст. 15 Основного Закона установлено: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются положения международного договора».
Реализация данного конституционного принципа в уголовном праве обладает значительной спецификой. Уголовный Кодекс РФ в ч. 2 ст.1 провозглашает, что он основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права. Между тем, первая часть данной статьи устанавливает, что «уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего кодекса». В качестве единственного основания уголовной ответственности в Кодексе предусматривается «совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом» (ст. 8 УК РФ). Таким образом, следуя тексту УК, регулирование вопросов уголовной ответственности – прерогатива исключительно УК РФ, а не иных актов, в том числе и международных договоров.
Вопрос об отнесении
международных договоров к
Ряд ученых, основываясь на положениях ч.4 ст. 15 Конституции РФ, утвердительно отвечают на поставленный вопрос (П.Н. Бирюков237, И.П. Блищенко238, Ю.М. Ткачевский239). С данной позицией с теми или иными оговорками солидаризируются В.П. Коняхин240 и Л.В. Иногамова-Хегай241.
Другие юристы дают категорически
отрицательный ответ, основываясь
на положениях УК РФ о полной кодификации
уголовно-правовых норм
(Т.А.Лесниевски-Костарева242, Н.А. Лопашенко243, Ю.И. Ляпунов244, Б.В. Яцеленко245).
Положения ст. 1 УК РФ не являются единственной аргументацией в защиту данной позиции. Приводятся и дополнительные доводы. Так, Н.Ф. Кузнецова пишет: «На самом деле, можно ли считать международные нормы о борьбе с преступностью составной частью российского законодательства? Ответ отрицательный. Нуждается в уточнении и положение о примате международного уголовного права над национальным. Во первых, договоры о международном уголовном праве должны вступить в законную силу. Во-вторых, без имплементации их во внутреннее законодательство они непосредственно применяться не будут. На них можно ссылаться в судебном, доктринальном толковании УК, можно считать достаточным поводом для изменения последнего. Однако их прямое, непосредственное и преимущественное действие нереально. Для правоприменительного использования вступивших в силу международно-правовых актов, содержащих предписания уголовно-правового характера требуется обязательная имплементация их норм в УК России. А это весьма сложный и противоречивый процесс»246. А.В. Наумов полагает, что «исходя из того, что нормы международных конвенций не имеют санкций, они могут быть реализованы только в случае, если нормы о соответствующих преступлениях стали нормами внутригосударственного уголовного права. И если это не сделано, то никто не может быть осужден за деяние, даже если оно и предусмотрено нормами международного права. В этом случае следует говорить о приоритете внутригосударственных уголовно-правовых норм по отношению к нормам международного права»247.
Определенного рода «компромиссный»
вариант представлен в работах
авторов, которые рассматривают
предписания международных
По нашему мнению, третья,
«компромиссная» позиция
Не подлежит сомнению, что международные договоры Российской Федерации являются источником российского уголовного права в «широком» смысле. З.А. Незнамова считает, что данные нормы, «подобно конституционным предписаниям, являются только «материальным источником», из которого нормы уголовного права черпают свое содержание». Соглашаясь с тем, что международные договоры, наряду с общепризнанными принципами международного права, выполняют в любом случае роль «материального» источника (об этом говорит и УК РФ в ч.2 ст.1), мы считаем несколько категоричным вывод того же автора о том, что «нормы международного права ввиду отсутствия у них санкций не имеют прямого действия на территории РФ»253. Отметим, что международные нормы, как и конституционные, могут блокировать применение уголовно-правовых норм, находящихся в противоречии с ними. Например, возможная ратификация протокола №6 к Европейской Конвенции о защите прав и свобод человека, запрещающего смертную казнь, по нашему мнению, заблокирует возможность ее применения, даже при условии сохранения данного вида наказания в УК РФ. Теоретически возможна и подобная «блокировка» норм Особенной части УК. В данном случае нельзя не усмотреть прямого действия международных уголовно-правовых норм.
Информация о работе Коррупция и международное сотрудничество в борьбе с ней