Контрабанда

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

Одной из основных функций таможенных органов является правоохранительная. Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ) в ст. 403 определяет ее как «борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресечение незаконного оборота через границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей…»

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БОРЬБЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С ОСОБО ОПАСНЫМИ ВИДАМИ КОНТРАБАНДЫ

6
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В БОРЬБЕ С ОСОБО ОПАСНЫМИ ВИДАМИ КОНТРАБАНДЫ

17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Контрабанда курсовая.DOC

— 146.50 Кб (Скачать)

      Так, в Постановлении Правительства  РФ от 21 августа 2004 года  
№ 429 «О федеральной таможенной службе» среди других полномочий  
в сфере таможенного дела ФТС наделена следующими: «…5.13. Осуществляет дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно–процессуальным законодательством Российской Федерации; 5.14. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно–розыскную деятельность»3.

      В общем положении о региональном таможенном управлении эти полномочия конкретизируются и расширяются. Помимо полномочий, делегированных ФТС, региональные таможенные управления осуществляют участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в борьбе с терроризмом, а также контроль деятельности должностных лиц РТУ и подчиненных таможенных органов при производстве по делам о контрабанде и иных преступлениях, при осуществлении ОРД.

      В Положении о таможне (приказ ФТС  РФ от 12.05.2005 № 7) эти полномочия сохраняются, добавлена лишь функция ведения оперативно–аналитического учета преступлений и административных правонарушений.

      И, наконец, таможенные посты непосредственно  ведут борьбу с контрабандой и  другими преступлениями в сфере  таможенного дела, участвуют в реализации системы мер, направленных на пресечение незаконного оборота товаров и предметов, прежде всего, ограниченных в свободном обороте.

      Работа  таможенных органов и их должностных  лиц по выявлению, пресечению и расследованию  преступлений по делам о контрабанде, ее особо опасных видов, предполагает наличие как минимум двух уровней.

      Первый  уровень представляет собой проведение обоих мероприятий в рамках осуществления таможенного контроля. Основной формой таможенного контроля, в результате которой могут быть обнаружены факты контрабанды, является таможенный досмотр. Следовательно, на первом уровне борьбу с особо опасными видами контрабанды ведут должностные лица досмотровых подразделений таможенных органов или подразделений, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль.

      При этом обнаружение и задержание контрабанды  наркотиков и оружия является результатом  добросовестно проведенного тщательного  досмотра перемещаемых товаров и  транспортных средств или внимательного  изучения документов, предоставленных участниками ВЭД для производства таможенного оформления.

      При выявлении факта контрабанды  наркотиков и оружия сотрудники, занимающиеся таможенным оформлением и таможенным контролем, приглашают, как правило, сотрудников специализированных подразделений по борьбе с контрабандой наркотиков или дознания, которые в дальнейшем сами оформляют изъятие этих веществ и предметов и проводят иные мероприятия по закреплению следов преступления. В случае, когда пригласить специалистов не представляется возможным, должностные лица таможенных органов, проводящие таможенное оформление и таможенный контроль, производят изъятие обнаруженных наркотических средств или психотропных веществ и оружия самостоятельно, о чем делается отметка в Акте таможенного досмотра. Впоследствии изъятые средства и предметы вместе с материалами передаются начальнику таможенного органа.

      Однако  достигнуть серьезных результатов  в борьбе с особо опасными видами контрабанды наркотиков, полагаясь  на систему общих мер таможенного  контроля, вряд ли возможно.

      Поэтому, второй уровень включает осуществление уже специальной деятельности, непосредственно направленной на пресечение незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и оружия. Сюда следует отнести патрулирование и проведение других специальных мероприятий и операций подразделениями таможенной охраны и СОБРа.

      Особая  роль в борьбе с контрабандой принадлежит  подразделениям дознания таможенных органов. На них ложится задача по закреплению  уголовно–процессуальными средствами следов преступления и возбуждения по факту выявленной контрабанды уголовного дела и проведения первоначальных следственных действий.

      Подразделения административных расследований также  принимают активное участие в  борьбе с незаконным перемещением через таможенную границу наркотических средств и психотропных веществ, некоторых видов оружия. Ими осуществляется производство по делам об административно–правовом нарушении таможенных правил, предметом которого являются указанные средства и вещества, в случаях, когда отсутствуют признаки состава преступления, либо когда субъектом нарушения таможенных правил выступает юридическое лицо.

      Кроме того, учитывая большой объем и  сложность решаемых задач по данной линии работы, в настоящее время  в ФТС РФ создана самостоятельная; служба специализированных подразделений по борьбе с контрабандой наркотиков с вертикальной структурой подчинения на всех уровнях системы таможенных органов РФ (см. приложение 8). На уровне ФТС в системе Главного управления по борьбе с контрабандой (ГУБК) в 1999 г. сформирована самостоятельная Служба по борьбе с контрабандой наркотиков (4–я Служба), имеющая в своем составе 3 отдела. На них возложена задача обеспечения руководства деятельностью таможенных органов Российской Федерации по вопросам выявления, предупреждения пресечения и раскрытия контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также сильнодействующих и ядовитых веществ и иных правонарушений в сфере таможенного дела, предметом которых являются вышеуказанные средства и вещества.

      Данная  Служба осуществляет непосредственное руководство деятельностью региональных таможенных управлений (РТУ), оперативных  таможен и таможен центрального подчинения в сфере борьбы с контрабандой наркотиков, оказывает методическую помощь нижестоящим звеньям, контролирует состояние оперативно–розыскной деятельности по данной линии работы.

      На  уровне региональных таможенных управлений организация и ведение борьбы с особо опасными видами контрабанды наркотиков возложена на оперативные таможни, в составе которых действуют: отдел по борьбе с контрабандой наркотиков (ОБКН), в задачу которых входит изучение и анализ криминогенной ситуации в регионе деятельности, методическое и оперативно–служебное руководство работой таможен региона по выявлению и пресечению контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, ведение региональной статистической базы данных по выявленным правонарушениям в данной сфере, координация деятельности различных таможенных органов региона и непосредственное участие в проведении сложных специальных операций по пресечению каналов незаконного перемещения наркотиков через таможенную границу Российской Федерации.

      В составе оперативных таможен  работают отделы дознания и оперативные  подразделения, занимающиеся оперативно–розыскной деятельностью. Но основной их задачей являются анализ оперативной обстановки на местах, методическое руководство работает на местах, в случае необходимости – оказание соответствующей практической помощи.

      Основная  нагрузка при осуществлении борьбы с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ ложится на следующий уровень – таможню. На направлениях наиболее вероятного перемещения контрабанды наркотиков через границы Российской Федерации в приграничных таможнях созданы специализированные отделы по борьбе с контрабандой наркотиков. В остальных таможнях в зависимости от значимости проблемы борьбы с контрабандой наркотиков в регионе и объема решаемых задач и в структуре оперативно–розыскных отделов созданы отделения (группы) по борьбе с контрабандой наркотиков или за данной линией работы закреплены отдельные сотрудники. Именно на сотрудников ОБКН таможен приходится основной объем работы по непосредственному выявлению и пресечению незаконного перемещения через таможенную границу РФ наркотических средств и психотропных веществ. Для этого используется весь спектр находящихся в их распоряжении сил, средств и методов по противодействию контрабанде наркотиков – от непосредственного участия в таможенном контроле, досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра пассажиров, до проведения конкретных оперативно–розыскных мероприятий, задержаний и изъятий наркотических средств и психотропных веществ.

      Отделы  дознания таможни, как уже отмечалось ранее, занимаются закреплением уголовно–процессуальными средствами следов контрабанды наркотиков и оружия, других преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности. Это следующий этап после выявления или пресечения факта контрабанды, его можно назвать производным. Но от этого значение его не уменьшается. Грамотное с точки зрения уголовного и уголовно–процессуального закона проведение в рамках дознания неотложных следственных действий – важный этап правоохранительной деятельности таможенных органов.

      На  таможенном посту нет специализированных подразделений, отвечающих за осуществление борьбы с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ. На отдельных приграничных постах, на которых выявляется большой объем контрабанды наркотиков, как правило, выделены отдельные сотрудники, отвечающие за проведение этой работы. Руководит борьбой с контрабандой наркотиков на посту непосредственно сам начальник поста или его заместитель по правоохранительной работе (где есть такие должности). Основной упор при этом делается на организацию и проведение более качественного досмотра товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, повышенное внимание к документам, представляемым отдельными категориями участниками ВЭД для таможенного оформления отдельных категорий товаров (как правило, лекарственных средств, продуктов химической промышленности и т.д.).

      Таким образом, на эти специализированные подразделения (сотрудников) ложится  задача выявлять основные каналы незаконного  перемещения через таможенную границу  РФ наркотических средств и психотропных веществ и способы, применяемые для их сокрытия, проводить конкретные задержания контрабанды наркотиков и первичное документирование, обрабатывать, анализировать имеющуюся информацию в данной области, осуществлять взаимодействие в целях борьбы с контрабандой с другими правоохранительными органами. В этих целях проводится широкий круг организационно–технических и оперативно–розыскных мероприятий, правом ведения которых обладают вышеуказанные подразделения.

      С учетом специфики работы таможенных постов, на них были созданы отделы административных расследований, в компетенцию которых входит выявление, пресечение фактов нарушения российского законодательства, в первую очередь таможенного, заведение и расследование дел об административных правонарушениях. Однако, в случае выявления признаков преступления, прежде всего, случаев особо опасных видов контрабанды, сотрудники этих подразделений активно включаются в работу по фиксированию следов преступления, привлечению к дальнейшим действиям сотрудников отделов дознания таможни.

      Рассмотрим  основные направления деятельности правоохранительных подразделений  по борьбе с особо опасными видами контрабанды на примере деятельности таможенных органов Южного таможенного  управления (ЮТУ):

      1. Организация и  проведение выборочного  таможенного контроля

      В рамках этого направления сотрудниками правоохранительных подразделений  ЮТУ определяются объекты таможенного  контроля, входящие в так называемую «группу риска». В рамках борьбы с контрабандой наркотиков сюда относятся  предприятия, учреждения и организации, занимающиеся фармацевтической деятельностью, а также имеющие регулярные поставки товаров из стран–производителей наркотиков (государства так называемых регионов «Золотого полумесяца», «Золотого треугольника», Колумбия, Нигерия и ряд других) либо в страны–получатели наркотиков (Голландия, страны Балканского региона и др.). Тщательной проверке подвергаются грузы, следующие транзитом из стран–производителей в страны–получатели наркотиков.

      Кроме того, пристальное внимание уделяется  отдельным катего-риям физических лиц, в отношении которых имеется информация о традиционном занятии контрабандой наркотиков (авиапассажиры из Таджикистана, Казахстана, и Нигерии, лица таджикской, казахской и цыганской национальности и ряд других). Особенно эффективно в этом направлении проводится работа по выявлению так называемых «глотателей» – лиц, использующих для перевозки наркотиков их внутриполостное сокрытие в своем организме.

      Пристальное внимание при проверке транспортных средств уделяется местам и полостям, традиционно используемым для оборудования тайников, а так же отдельным категориям товаров, которые по своим внешним признакам похожи на наркотические средства или психотропные вещества, либо могут маскировать собой места сокрытия таких средств и веществ (различные химикаты, ряд консервированных продуктов питания и т.п.).

      Анализ  баз данных «Балканский маршрут» свидетельствует о том, что в  большинстве случаев местами сокрытия могут быть двойные полости автомобилей (днища, крыши, стены); конструктивные части рамы тягачей и полуприцепов; ящики для инструментов; топливные баки; запасные колеса автомобилей; личные вещи водителей автомобилей, также в целях контрабанды наркотиков используется сам груз.

      С целью обнаружения контрабанды  оружия особое внимание в зоне деятельности ЮТУ уделяется приграничным с Грузией и Азербайджаном таможням, через которые традиционно идет поток контрабандного оружия.

Информация о работе Контрабанда