Контрабанда

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

Одной из основных функций таможенных органов является правоохранительная. Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ) в ст. 403 определяет ее как «борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресечение незаконного оборота через границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей…»

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БОРЬБЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С ОСОБО ОПАСНЫМИ ВИДАМИ КОНТРАБАНДЫ

6
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В БОРЬБЕ С ОСОБО ОПАСНЫМИ ВИДАМИ КОНТРАБАНДЫ

17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Контрабанда курсовая.DOC

— 146.50 Кб (Скачать)

      Информация  об объектах «группы риска» постоянно  обобщается на региональных и федеральных  уровнях и доводится до нижестоящих подразделений с помощью ориентировок и обзоров ГУБК и ЮТУ,  
ЮОТ (Южной оперативной таможни), их оперативно–розыскных подразделений.

      2. Применение специальных  технических средств  для поиска и  обнаружения, диагностики  и идентификации  ООВК

      Данное  положение закреплено в ст. 388 ТК РФ. Использование технических средств приводит к значительным снижениям трудозатрат и времени таможенного контроля пассажиро– и грузопотоков, позволяет обследовать труднодоступные места товаров и транспортных средств, содействует упрощению процедур таможенного оформления и таможенного контроля. Особое значение технические средства контроля приобретают в деле организации борьбы с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ и оружия.

      Для дистанционного обнаружения наркотиков в настоящее время созданы и проходят опытную эксплуатацию прибор «МО–2», основанный на дрейфспектрометрическом принципе анализа, макет портативного хроматографа «Эхо», позволяющий анализировать воздушную пробу (запах), содержащую до 10 видов различных наркотиков, аппарат «Преграда». Для выявления скрытых полостей в местах осуществления стационарного таможенного контроля используются рентгеновские сканирующие конвейерные установки «Хайскан», имеющиеся на вооружении таможенных органов России и способные контролировать объекты различного характера, веса и габаритов. С их помощью формируются изображения в прямом и обратном потоке рассеянных рентгеновских лучей, что позволяет обнаруживать слабо летучие вещества (например, пластиковую взрывчатку) и наркотики.

      Современные методы физико–химического анализа (рентгено-графии, хроматографии, спектроскопии, масс–спектрометрии и др.) и соответствующая аппаратура, используемые в аналитической практике, судебной и таможенной экспертизе, а также криминалистике и медицине, позволяют произвести точную и объективную идентификацию и количественную оценку индивидуальных наркотических средств и психотропных веществ. Для оперативного контроля наркотиков, проводимого «в полевых таможенных условиях», используются наркотесты «Политест», «Наркотест» и «Нарет–М».

      Кроме того, для проведения более качественного  досмотра, обнаружения тайников и  скрытых полостей используется обычная  досмотровая техника: наборы щупов  «Игла», досмотровых зеркал, эндоскопы  «Дека», осветительная аппаратура и  т.д.

      3. Применение служебно–розыскных  собак

      Данное  направление в последнее время  активно развивается в системе  таможенных органов Южного таможенного  управления. В таможенных органах  ЮТУ в целях обнаружения контрабандного перемещения наркотических средств, взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов, а также защиты сотрудников таможни и охраны объектов таможенной инфраструктуры содержатся и применяются служебные собаки. Служебные собаки являются вспомогательным средством в борьбе с контрабандой наркотических средств, взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов. Однако, служебные собаки не являются универсальным средством, дающим стопроцентную гарантию наличия, либо отсутствия наркотических средств. Поэтому для достижения максимального эффекта от их использования создается система профессионального подхода к подбору специалистов–кинологов и собак, их содержанию и сбережению, обучению и подготовке, обеспечению необходимыми материально–техническими средствами, а также повышению квалификации кинологов и обмену передовым опытом их деятельности. Принципы организации отражены в письме ЮОТ от 21.11.2000г. № 13–02/7584.

      4. Использование оперативно–розыскных  средств и методов 

      Данное  направление в настоящее время  находится в стадии становления  и развития и имеются большие  перспективы по его эффективному использованию в борьбе с контрабандой. Мы уже отмечали, что в рамках осуществления оперативно–розыскной деятельности таможенные органы ЮТУ наделены широким кругом полномочий, в том числе использовать конфиденциальные источники получения информации. По данным межведомственного социологического исследования, проведенного ВНИИ МВД РФ совместно с Управлением экономической контрразведки ФСБ РФ при содействии работников оперативных и аналитических подразделении ГТК РФ и ФПС РФ, сотрудники правоохранительных подразделений таможенных органов получают первичные сведения о переправляемых в Россию контрабандным путем наркотиках в 50% случаях от конфиденциальных источников4.

      В рамках осуществления оперативно–розыскной деятельности следует особое внимание обратить на использование такого метода, как контролируемая поставка.

      Она заключается в перемещении по территории РФ ввезенных товаров  с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно–розыскную деятельность. Согласно закону (ст. 435 ТК РФ) иные правоохранительные органы, осуществляющие оперативно–розыскную деятельность, могут проводить контролируемую поставку только по согласованию с таможенными органами. Порядок такого согласования определяются межведомственными соглашениями, т.е. соглашениями между федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (Федеральной таможенной службой) и другим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ОРД.

      Основой использования метода контролируемой поставки таможенными органами является также Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года (ст. 1), Федеральный закон РФ «Об оперативно–розыскной деятельности» (ст. 6) и Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» (ст. 36).

        
 
 
 
 
 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Завершая  рассмотрение вопросов, касающихся организации  борьбы таможенных органов России с  особо опасными видами контрабанды, следует отметить, что она (борьба) является важной составляющей частью правоохранительной деятельности таможенных органов.

      Ситуация  в современном мире такова, что  наркотики, оружие  
стали глобальными проблемами, угрожающими безопасности всего человечества. Именно по этой причине мировое сообщество так активно  
и достаточно результативно занимается созданием общего международного правового поля в борьбе  против особо опасных  
видов контрабанды.

      Российское  национальное законодательство также  ориентируется на выявление и  пресечение незаконного оборота  наркотических средств, психотропных веществ и оружия.

      Основными факторами, осложняющими обстановку, связанную  с проникновением наркотиков и оружия через таможенную границу России являются:

      – её географическое положение, близость к источникам культивирования и производства наркотиков;

      – геополитическое положение страны, активные миграционные процессы в рамках бывшего СССР;

      – социально–политическая нестабильность в России в целом, в отдельных её регионах; наличие «горячих» точек на южных рубежах страны;

      – осложняющаяся криминогенная ситуация, наличие хорошо организованных преступных группировок и бандформирований.

      В России создана система государственных  органов, ответственных за противодействие  незаконному обороту этих предметов  и веществ.

      Противодействие незаконному перемещению через таможенную границу РФ наркотических средств, психотропных веществ и оружия, является одной из важнейших функции таможенных органов России и осуществляется на всех уровнях системы этих органов, включая Федеральную таможенную службу Российской Федерации, региональные таможенные управления, оперативные таможни, таможни и таможенные посты.

      Для решения поставленных задач в  этой области таможенные органы РФ наделены широким кругом полномочий. который включает в себя:

      - использование различных методов и форм таможенного контроля за перемещением через таможенную границу РФ наркотических средств, психотропных веществ и оружия, в том числе контроль за соблюдением нетарифных ограничений, применение специально обученных собак и технических средств;

      - осуществление дознания по уголовным делам и производства по делам об административных правонарушениях; использование сил, средств и методов оперативно–розыскной деятельности;

      - широкое сотрудничество с другими правоохранительными органами РФ и международными организациями.

      Реализация  таможенными органами Российской Федерации  и их специализированными структурными подразделениями задач в области  противодействия особо опасным  видам контрабанды дает некоторые  результаты. В практической деятельности каждого таможенного органа имеются факты выявления, пресечения попыток контрабанды. Однако, следует признать, что меры, принимаемые таможенными органами на этом участке правоохранительной деятельности не позволяют поставить непреодолимый заслон потоку наркотиков и оружия. Причин здесь несколько. Есть пробелы в нормативно–правовом регулировании, организации работы, подборе и расстановке, профессиональной обстановке таможенных кадров. Постоянного внимания и совершенствования требует материально–техническое обеспечение организации таможенного контроля на всех этапах и в различных формах, в том числе и расширение кинологической службы, которая во многих таможенных органах организована формально и бездействует.

      Решение проблем, связанных с противодействием особо опасным видам контрабанды, зависит не только от таможенников–практиков. Они должны быть вооружены современными научно–методическими разработками, посвященными различным аспектам борьбы таможенных органов с особо опасными видами контрабанды, уметь и иметь возможность применять их на практике.

      Исходя  из этого, таможенная служба России в  комплексе основных задач по защите национальных экономических интересов  государства и регулирования  внешней торговли будет концентрировать  свою антиконтрабандную деятельность на развитие межведомственного взаимодействия, оперативных и технических возможностей подразделений таможенных органов, непосредственно осуществляющих борьбу с контрабандой, а также повышении качества и избирательности общей системы таможенного контроля.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
  1. Конвенция ООН о борьбе против незаконного  оборота наркотических средств  и психотропных веществ 1988 года.
  2. Конвенция ООН о психотропных веществах 1971 года.
  3. Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и странами СНГ // Собрание законодательства РФ, 1996 № 5
  4. Соглашение между правительством РФ и Управлением ООН по укреплению антинаркотического потенциала международных договоров РФ, М., 2000
  5. Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Москва, 8 июля 1994 года).
  6. Конвенция стран-участниц СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года.
  7. Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб стран-участниц СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1994 года.
  8. Конституция (основной закон) Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М., Юридическая литература, 1993, 63 с.
  9. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., ООО Изд-во АСТ, 2001 года, 128 с.
  10. Таможенный кодекс Российской Федерации. М., ДГУР «Ростаможинформ». 2003 года, 303 с.
  11. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М., Кодекс, 2004, 155 с.
  12. Федеральный закон Российской Федерации от 12 августа 1995 года №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»
  13. Федеральный закон Российской Федерации от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»
  14. Федеральный Закон Российской Федерации от 20 мая 1993 года № 4992-1 «Об оружии»
  15. Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4804-01 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»
  16. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июня 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах»
  17. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2003 года № 671 «Положение об изъятии или замене перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров при осуществлении контролируемой поставки»
  18. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 года «Об утверждении Положения о Национальном контрольном бюро Интерпола»
  19. Приказ ФТС РФ от 20 декабря 2004 года № 403 «О Целевой программе развития таможенной службы Российской Федерации на 2004-2008 годы»
  20. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. Под ред. д.ю.н. А.Н. Козырина. М., Кодекс, 2004, 1055 с.
  21. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации под общей ред. д.ю.н. проф. Ю.И. Скуратова, М., Юристъ, 2002, 808 с.
  22. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации под общей ред. д.ю.н. проф. В.М. Лебедева, М., Спарк, 2004, 1150 с.

Информация о работе Контрабанда