Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 18:30, курсовая работа
Одной из основных функций таможенных органов является правоохранительная. Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ) в ст. 403 определяет ее как «борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресечение незаконного оборота через границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей…»
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БОРЬБЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С ОСОБО ОПАСНЫМИ ВИДАМИ КОНТРАБАНДЫ
6
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В БОРЬБЕ С ОСОБО ОПАСНЫМИ ВИДАМИ КОНТРАБАНДЫ
17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация
об объектах «группы риска» постоянно
обобщается на региональных и федеральных
уровнях и доводится до нижестоящих
подразделений с помощью ориентировок
и обзоров ГУБК и ЮТУ,
ЮОТ (Южной оперативной таможни), их оперативно–розыскных
подразделений.
2. Применение специальных технических средств для поиска и обнаружения, диагностики и идентификации ООВК
Данное положение закреплено в ст. 388 ТК РФ. Использование технических средств приводит к значительным снижениям трудозатрат и времени таможенного контроля пассажиро– и грузопотоков, позволяет обследовать труднодоступные места товаров и транспортных средств, содействует упрощению процедур таможенного оформления и таможенного контроля. Особое значение технические средства контроля приобретают в деле организации борьбы с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ и оружия.
Для дистанционного обнаружения наркотиков в настоящее время созданы и проходят опытную эксплуатацию прибор «МО–2», основанный на дрейфспектрометрическом принципе анализа, макет портативного хроматографа «Эхо», позволяющий анализировать воздушную пробу (запах), содержащую до 10 видов различных наркотиков, аппарат «Преграда». Для выявления скрытых полостей в местах осуществления стационарного таможенного контроля используются рентгеновские сканирующие конвейерные установки «Хайскан», имеющиеся на вооружении таможенных органов России и способные контролировать объекты различного характера, веса и габаритов. С их помощью формируются изображения в прямом и обратном потоке рассеянных рентгеновских лучей, что позволяет обнаруживать слабо летучие вещества (например, пластиковую взрывчатку) и наркотики.
Современные методы физико–химического анализа (рентгено-графии, хроматографии, спектроскопии, масс–спектрометрии и др.) и соответствующая аппаратура, используемые в аналитической практике, судебной и таможенной экспертизе, а также криминалистике и медицине, позволяют произвести точную и объективную идентификацию и количественную оценку индивидуальных наркотических средств и психотропных веществ. Для оперативного контроля наркотиков, проводимого «в полевых таможенных условиях», используются наркотесты «Политест», «Наркотест» и «Нарет–М».
Кроме того, для проведения более качественного досмотра, обнаружения тайников и скрытых полостей используется обычная досмотровая техника: наборы щупов «Игла», досмотровых зеркал, эндоскопы «Дека», осветительная аппаратура и т.д.
3. Применение служебно–розыскных собак
Данное
направление в последнее время
активно развивается в системе
таможенных органов Южного таможенного
управления. В таможенных органах
ЮТУ в целях обнаружения
4.
Использование оперативно–
Данное направление в настоящее время находится в стадии становления и развития и имеются большие перспективы по его эффективному использованию в борьбе с контрабандой. Мы уже отмечали, что в рамках осуществления оперативно–розыскной деятельности таможенные органы ЮТУ наделены широким кругом полномочий, в том числе использовать конфиденциальные источники получения информации. По данным межведомственного социологического исследования, проведенного ВНИИ МВД РФ совместно с Управлением экономической контрразведки ФСБ РФ при содействии работников оперативных и аналитических подразделении ГТК РФ и ФПС РФ, сотрудники правоохранительных подразделений таможенных органов получают первичные сведения о переправляемых в Россию контрабандным путем наркотиках в 50% случаях от конфиденциальных источников4.
В
рамках осуществления оперативно–
Она заключается в перемещении по территории РФ ввезенных товаров с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно–розыскную деятельность. Согласно закону (ст. 435 ТК РФ) иные правоохранительные органы, осуществляющие оперативно–розыскную деятельность, могут проводить контролируемую поставку только по согласованию с таможенными органами. Порядок такого согласования определяются межведомственными соглашениями, т.е. соглашениями между федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (Федеральной таможенной службой) и другим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ОРД.
Основой использования метода контролируемой поставки таможенными органами является также Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года (ст. 1), Федеральный закон РФ «Об оперативно–розыскной деятельности» (ст. 6) и Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» (ст. 36).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершая рассмотрение вопросов, касающихся организации борьбы таможенных органов России с особо опасными видами контрабанды, следует отметить, что она (борьба) является важной составляющей частью правоохранительной деятельности таможенных органов.
Ситуация
в современном мире такова, что
наркотики, оружие
стали глобальными проблемами, угрожающими
безопасности всего человечества. Именно
по этой причине мировое сообщество так
активно
и достаточно результативно занимается
созданием общего международного правового
поля в борьбе против особо опасных
видов контрабанды.
Российское национальное законодательство также ориентируется на выявление и пресечение незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и оружия.
Основными факторами, осложняющими обстановку, связанную с проникновением наркотиков и оружия через таможенную границу России являются:
– её географическое положение, близость к источникам культивирования и производства наркотиков;
– геополитическое положение страны, активные миграционные процессы в рамках бывшего СССР;
– социально–политическая нестабильность в России в целом, в отдельных её регионах; наличие «горячих» точек на южных рубежах страны;
– осложняющаяся криминогенная ситуация, наличие хорошо организованных преступных группировок и бандформирований.
В
России создана система
Противодействие незаконному перемещению через таможенную границу РФ наркотических средств, психотропных веществ и оружия, является одной из важнейших функции таможенных органов России и осуществляется на всех уровнях системы этих органов, включая Федеральную таможенную службу Российской Федерации, региональные таможенные управления, оперативные таможни, таможни и таможенные посты.
Для решения поставленных задач в этой области таможенные органы РФ наделены широким кругом полномочий. который включает в себя:
- использование различных методов и форм таможенного контроля за перемещением через таможенную границу РФ наркотических средств, психотропных веществ и оружия, в том числе контроль за соблюдением нетарифных ограничений, применение специально обученных собак и технических средств;
- осуществление дознания по уголовным делам и производства по делам об административных правонарушениях; использование сил, средств и методов оперативно–розыскной деятельности;
- широкое сотрудничество с другими правоохранительными органами РФ и международными организациями.
Реализация
таможенными органами Российской Федерации
и их специализированными
Решение
проблем, связанных с противодействием
особо опасным видам
Исходя из этого, таможенная служба России в комплексе основных задач по защите национальных экономических интересов государства и регулирования внешней торговли будет концентрировать свою антиконтрабандную деятельность на развитие межведомственного взаимодействия, оперативных и технических возможностей подразделений таможенных органов, непосредственно осуществляющих борьбу с контрабандой, а также повышении качества и избирательности общей системы таможенного контроля.