Контрабанда

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

Одной из основных функций таможенных органов является правоохранительная. Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ) в ст. 403 определяет ее как «борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресечение незаконного оборота через границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей…»

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БОРЬБЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С ОСОБО ОПАСНЫМИ ВИДАМИ КОНТРАБАНДЫ

6
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В БОРЬБЕ С ОСОБО ОПАСНЫМИ ВИДАМИ КОНТРАБАНДЫ

17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Контрабанда курсовая.DOC

— 146.50 Кб (Скачать)

      12. Ядерное оружие – оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии, которая выделяется при цепных реакциях деления тяжелых ядер некоторых изотопов урана и плутония или при термоядерных реакциях синтеза легких ядерных изотопов водорода – дейтерия и трития в более тяжелые – например, ядра изотопов гелия.

      13. Химическое оружие массового поражения – специально созданные и помещенные в средства хранения и доставки высокотоксичные химические соединения, пригодные для военного применения с целью поражения живой силы противника. Такое оружие характеризуется высокой токсичностью, вызывающей смертельное или тяжелое поражение живой силы противника, разносторонним токсическим действием (влияет на различные органы человека или животного), быстротой действия, повышенной проникающей способностью через обмундирование и кожу, а также дыхательные пути, отсутствием органолептических характеристик (бесцветностью, отсутствием запаха), трудностями к распознаванию (бомбы, ракеты и др.).

      14. Биологическое оружие – специально созданные в военных целях и заражающие людей и животных возбудителями заболеваний бактериальные (холера, чума, проказа и т.п.) и патогенные (например, геморрагическая лихорадка, энцефалиты, оспа и т.д.), культуры (рецептуры), а также помещенные в особые средства поставки типа выливных авиационных приборов, генераторов аэрозолей различных типов базирования, в ракеты тактического назначения, артиллерийские снаряды, мины и тому подобные технические сооружения, а также путем использования переносчиков возбудителей болезней (клещей, комаров, крыс, хомяков, мышеи и др.).

      15. Под другими видами оружия массового поражения понимается ядерное и все другие виды оружия, которые обладают соответствующими характеристиками оружия массового поражения.

      16. Материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании поражения – материалы и оборудование так называемого двойного применения, т.е. такие, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы для создания ракетного, ядерного, химического и других видов оружия массового поражения. Перечни таких товаров утверждаются Правительством РФ, их ввоз на таможенную территорию России и вывоз за ее пределы контролируются в целях соблюдения международных обязательств РФ и могут осуществляться, в частности, при ввозе для свободного обращения и экспорте по лицензиям в порядке, определяемом Президентом РФ и Правительством РФ.

      17. Стратегически важные сырьевые товары, в отношении которых установлены соответствующие правила вывоза из РФ. Они изложены в перечне стратегически важных сырьевых товаров, утвержденном Правительством РФ, экспорт которых мог осуществляться только спецэкспортерами, т.е. предприятиями, учреждениями и организациями, зарегистрированными Министерством внешних экономических связей РФ для этих целей. Вместе с тем, указанный порядок экспорта (установленные соответствующие правила вывоза) таких товаров отменен Указом Президента РФ «Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в РФ» от 06.03.95 № 245 с 25.03.95 года. Таким образом, с этой даты не выделяется такая категория товаров, как «стратегически важные сырьевые товары, в отношении которых установлены соответствующие правила вывоза из РФ». Что касается собственно стратегически важных сырьевых товаров, то их неправомерное перемещение через таможенную границу РФ может квалифицироваться как контрабанда, если эти товары относятся к числу материалов, о которых речь шла в предыдущих абзацах и они перемещаются при наличии одного из признаков, указанных в диспозиции статьи 188 УК РФ.

      Порядок перемещения оружия и боеприпасов, наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу  РФ носит разрешительный характер и  регламентируется соответствующими нормативными актами.

        Основу правового регулирования борьбы таможенных органов с преступлениями в сфере экономики вообще и с особо опасными видами контрабанды, в частности, является Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Она провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, признание соблюдение, защита прав и свобод человека – обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ). Таким образом, государство в лице своих исполнительных органов, к которым относится и таможенная служба, берет на себя ответственность и обязанность по защите прав и свобод человека. В ст. 114 Конституции РФ на Правительство РФ как главу и организатора исполнительной власти Российской Федерации возлагается обязанность осуществлять меры по обеспечению законности, прав и свобод гражданам, охране собственности и общественной безопасности, борьбе с преступностью.

      Таким образом, борьба с особо опасными видами контрабанды, прежде всего наркотиков и оружия, которые являются наиболее опасными с точки зрения причинения вреда общественным отношениям, жизни и здоровья человека, имеет под собой конституционную основу.

      В соответствии с Конституцией Российской Федерации были разработаны и  приняты Федеральным собранием  Российской Федерации ряд законов, прямо регулирующих общественные отношения в сере организации оборота наркотиков и оружия в Российской Федерации.

      Таможенные  органы РФ наделены правом осуществления  оперативно-розыскной деятельности (ОРД) в соответствии с Федеральным  законом РФ «Об оперативно-розыскной  деятельности» № 144-ФЗ, вступившим в силу 18 августа 1995 года. Этот закон определяет закон содержание ОРД, осуществляемое на территории РФ и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

      Другой  основополагающий правовой акт в сфере борьбы с особо опасными видами контрабанды – Федеральный закон Российской Федерации от 13 декабря 1996 № 150-ФЗ «Об оружии»,который регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечения общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия. Положения этого закона распространяются на оборот боеприпасов и патронов к оружию.

      Федеральный закон РФ от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» установил правовые основы государственной политики в Российской Федерации в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. Законодательно определены основные понятия наркотического средства, психотропного вещества, особенностей незаконного оборота наркотических средств и некоторые другие, используемые в данной сфере.

      Все наркотические средства, психотропные вещества, включены в Перечни, подлежащие контролю со стороны государства. Закон провозгласил принципы государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ на основе монополии государства на основные виды деятельности в данной области, осуществлении борьбы с незаконным оборотом наркотиков, профилактики наркомании и международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту наркотиков.

      Реагируя  на реалии времени, законодатель неоднократно возвращался к доработке данного  закона, были изменены нормы закона, регламентирующие выдачу и продление срока действия лицензий на осуществление деятельности в области оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также относящиеся к организации деятельности федерального органа исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

      Таможенные  органы Российской Федерации, осуществляя  свои функции и реализуя нормы  вышеупомянутых законов, развивают  их положения в своих ведомственных  нормативных актах. Среди них  – фундаментальные, долгосрочные, стратегические, такие, как Целевые программы, и конкретные, регламентирующие работу таможенных органов на том или ином участке борьбы с ООВК.

      Целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на 2004–2008 годы имеет одной из своих задач обеспечение безопасности России (адекватный ответ на удары XXI века: терроризм, наркобизнес и т.д.) путем уменьшения потенциальных угроз государству, вызванных перемещением запрещенных, ограниченных к ввозу (вывозу) на территорию Российской Федерации, а также проведением незаконных валютных операций, которые могут нанести вред обществу или подорвать экономику страны.

      Эта же Программа предполагает усиление таможенного контроля за экспортом  товаров, которые в силу своих  свойств могут быть использованы при создании оружия массового поражения.

      Действенность таможенного контроля будет увеличена  за счет развития экспертно–криминалистической и кинологической служб, внедрения  новых экспертно–исследовательских  технологий.

      Значительное  внимание в Целевой комплексной программе уделено организации системного противодействия угрозам экономической и национальной безопасности страны, разработке стратегии и тактики противодействия криминальным проявлениям, координация усилий всех правоохранительных органов и обеспечении их взаимодействия путем существенного расширения информационных ресурсов.

      Развитие  много– и двустороннего сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями, а также со странами, входящими в зону риска в отношении  контрабанды наркотиков, оружия, легализации доходов от незаконной торговли будет способствовать совершенствованию работы по добыванию упреждающей оперативной информации о возложенной контрабанде товаров, ускорению противодействия незаконному перемещению наркотических средств и психотропных веществ через государственную границу Российской Федерации.

      В соответствии с Программой проводятся мероприятия, направленные на совершенствование форм и методов работы правоохранительных подразделений таможенных органов, повышение результативности их работы по выявлению, пресечению, предупреждению и раскрытию преступлений в сфере ВЭД, а также связанных с незаконным оборотом оружия, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, объектов, представляющих культурную, историческую ценность и объектов интеллектуальной собственности.

      Реализация  Целевой программы развития таможенной службы Российской Федерации на 2004–2008 годы, несомненно, способствует повышению эффективности борьбы с особо опасными видами контрабанды.

      В настоящее время, когда опасность наркоугрозы и терроризма сохраняются, государством предпринимаются очередные шаги по обеспечению стабильности и безопасности общества, в том числе путем объединения усилий в рамках международных антинаркотических сил.

      Так, на сессии Совета коллективной безопасности 28 апреля  
2003 года, состоявшейся в г. Душанбе, был принят большой пакет  
важных решений по преобразованию Договора о коллективной без-опасности в Организацию Договора о коллективной безопасности. Перед Организацией была поставлена задача повысить внешнеполитический уровень интеграции и расширить сферы деятельности в борьбе с международным терроризмом, наркоугрозой, незаконной миграцией на значительной части пространства бывшего Советского Союза. Актуальность данного решения также обусловлена процессом формирования единого экономического пространства, включающего территории России, Казахстана, Белоруссии и Украины.

      Продолжается  активный процесс перестройки всей анти-наркотической системы государства на основе процесса создания и формирования новой силовой структуры – Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, на который возложены головные функции и задачи в сфере борьбы с наркоугрозой в масштабах государства. Формирование новой правоохранительной структуры потребовало кор-ректировок, а по ряду позиций – внедрения новых схем меж-ведомственного взаимодействия между российскими правоохра-нительными органами.

      Входя в систему правоохранительных органов  государства, таможенная служба России активно включилась в процесс совершенствования системы межведомственного взаимодействия, а также выработки новых форм осуществления таможенного контроля в интересах обеспечения его надежности и избирательности.

 

    2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  
    В БОРЬБЕ С ОСОБО ОПАСНЫМИ ВИДАМИ КОНТРАБАНДЫ.
     

      Борьба  с различными видами преступлений и  правонарушений, в том числе и  контрабандой, является основным содержанием  правоохранительной деятельности таможенных органов всех уровней.

Информация о работе Контрабанда