Контрабанда

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

Одной из основных функций таможенных органов является правоохранительная. Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ) в ст. 403 определяет ее как «борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресечение незаконного оборота через границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей…»

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БОРЬБЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С ОСОБО ОПАСНЫМИ ВИДАМИ КОНТРАБАНДЫ

6
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В БОРЬБЕ С ОСОБО ОПАСНЫМИ ВИДАМИ КОНТРАБАНДЫ

17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Контрабанда курсовая.DOC

— 146.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Стр.

  ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БОРЬБЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ  С ОСОБО ОПАСНЫМИ ВИДАМИ КОНТРАБАНДЫ  
 
6
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В БОРЬБЕ С  ОСОБО ОПАСНЫМИ ВИДАМИ КОНТРАБАНДЫ  
 
17
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
     
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

      Одной из основных функций таможенных органов  является правоохранительная. Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ) в  ст. 403 определяет ее как «борьбу  с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресечение незаконного оборота через границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей…»1 Контрабанда, т.е. незаконное перемещение через таможенную границу РФ товаров и предметов признается основным «таможенным» преступлением в ряду преступлений в сфере экономики.

      Особую  угрозу для экономики России, ее национальной безопасности представляют так называемые особо опасные  виды контрабанды, т.е. те, которые наносят  наибольший ущерб общественным интересам. Закон относит к ним наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые и отравляющие вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие и боеприпасы, валюта, валютные ценности и т.д.

      Современная российская таможенная служба представляет собой отлаженный механизм, который ежегодно доказывает свою результа-тивность. Несмотря на то, что сегодня главным приоритетом таможенной службы является содействие торговле, ее правоохранительная состав-ляющая остается важнейшим сдерживающим фактором для недобро-совестного ведения бизнеса и деятельности международных преступных сообществ в таких сферах, как контрабанда наркотиков, оружия, природных ресурсов и культурных ценностей. Было бы наивным полагать, что с либерализацией таможенного законодательства криминальные группировки и связанные с ними недобросовестные участники ВЭД добровольно откажутся от возможности получать сверхдоходы от преступной деятельности. Безусловно, применением одних лишь мер таможенного контроля противостоять криминальным проявлениям не удастся. Поэтому в новых условиях повышается роль и значение оперативно–розыскной деятельности как инструмента борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности. В настоящее время более 70 % преступлений выявляется в результате осуществления оперативно–розыскной деятельности.

      Сегодня, когда международный терроризм  и наркобизнес бросили откровенный  вызов всему мировому сообществу, деятельность правоохранительных подразделений  сосредоточена на борьбе с контрабандой оружия, обеспечении безопасности поставок товаров и объединении усилий с таможенными службами зарубежных стран в борьбе с терроризмом и наркоторговлей. В настоящее время существующие информационные технологии контроля за перемещением грузов позволяют анализировать товарные потоки и на ранней стадии выявлять рисковые поставки. По каналам международной правоохранительной сети «CEN» «RILO–Москва» осуществляется оперативный обмен информацией с таможенными службами стран СНГ и Всемирной таможенной организацией о новых маршрутах перемещения контрабанды и способах её сокрытия, в том числе оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, товаров военного и двойного назначения, наркотиков. Именно такая информация в дальнейшем становится основой для проведения выборочных досмотров, оперативно – розыскных мероприятий и специальных операций.

      Необходимость активного противодействия проникновению  в нашу страну оружия и наркотиков силами всех правоохранительных органов, в т.ч. и таможенных, очевидна. Актуальность борьбы с незаконной торгов-лей оружием и наркотиками признается всем мировым сообществом.

      
     

    1.  ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ  ОРГАНИЗАЦИИ БОРЬБЫ  ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ  С ОСОБО ОПАСНЫМИ   
    ВИДАМИ КОНТРАБАНДЫ
     

      Содержание  понятия «особо опасные виды контрабанды» (ООВК) по сути своей не имеет строгого юридического звучания, т.е. он не является юридическим термином. Во всяком случае, ни в юридическом энциклопедическом словаре, ни в уголовном законодательстве, ни в комментариях к нему нет упоминаний об «особо опасных видах» контрабанды.

      Это понятие сформировалось, по–видимому, в сфере юристов–практиков в  сфере таможенного дела.

      К ним законодатель относит следующие  виды контрабанды:

      – контрабанда изъятых из гражданского оборота предметов (товаров), представляющих повышенную общественную опасность (наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие и боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения), в отношении которых установлены специальные правила перемещения;

      – контрабанда предметов (товаров), представляющих особую важность (стратегически важные сырьевые товары, в отношении которых установлены соответствующие правила вывоза из Российской Федерации) и культурные ценности.

      Эти виды контрабанды, а также валюта, валютные ценности, драгоценные металлы  и камни, перечисленные в ч. 2 ст. 188 УК РФ, и относят к особо опасным.

      Размер (таможенная стоимость противоправно  перемещенных через таможенную границу  товаров) контрабанды в данном случае значения не имеет ввиду повышенной общественной опасности этого деяния.

      Организацию борьбы с особо опасными видами контрабанды следует начинать с уяснения понятий, раскрывающих суть того или иного вида контрабанды, т.е. понимание предмета обеспечивает правильную квалификацию преступного деяния и принятие своевременных исчерпывающих мер по выявлению, пресечению и дальнейшему расследованию фактов особо опасных видов контрабанды.

      Поскольку в данном реферате мы ограничиваемся рассмотрением проблем борьбы таможенных органов с отдельными видами особо опасной контрабанды, сосредоточимся на выяснении лишь некоторых понятий.

      1. Наркотические средства. Название «наркотики» происходит от греческого «narcotikos» – приводящий в оцепенение, оглушающий. С учетом физических, фармакологических, юридических и иных признаков наркотическими средствами следует считать группу веществ, различных по природе происхождения, обладающих способностью воздействовать на центральную нервную систему, приводящих к состоянию особого наркотического опьянения, к привыканию и наркотической зависимости, перечень которых закреплен в специальных нормативных актах.

      Согласно  Закону РФ «О наркотических средствах  и психотропных веществах», вступившему  в законную силу 15 апреля 1998 года, под  наркотическими средствами понимаются вещества синтетического или естественного  происхождения, препараты и растения, включенные в Перечень наркотических средств; психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года2.

      Нормативным документом, определяющим перечень наркотических  средств, являются «Списки наркотических  средств», подготавливаемые и периодически обновляемые Постоянным комитетом  по контролю наркотиков (ПККН). В них  включены все наркотические средства, находящиеся под международным контролем.

      К наркотическим средствам относятся  и те, которые после издания  указанного Списков решениями Конвенции ООН по наркотическим средствам включены исключительно в Списки Единой Конвенции 1961 года и те, которые постановлениями ПККН признаны наркотическими средствами, но еще не включены в Список.

      На  территории РФ определено, что к  наркотическим средствам относятся  вещества синтетического или природного происхождения, в том числе и  препараты, а также растения, классифицированные в качестве таковых и включенные в Список наркотических средств ПККН.

      По  природе происхождения наркотические  средства подразделяются на наркотические  средства растительного происхождения  и наркотические средства синтетического происхождения.

      Наиболее  распространенными в незаконном обороте являются наркотические  средства, изготавливаемые из растений – опийного мака, индийской конопли, кокаинового куста.

      2. Сильнодействующие вещества – вещества, оказывающие опасное для здоровья и жизни людей действие при приеме их в значительных дозах и при наличии медицинских противопоказаний к употреблению. Такие вещества способны вызывать состояние зависимости, оказывать стимулирующее или депрессивное воздействие на центральную нервную систему, вызывая галлюцинации или нарушения моторной функции или мышления, поведения, восприятия, изменение настроения, либо могут приводить к аналогичным вредным последствиям.

      3. Ядовитые вещества, оказывающие токсическое (отравляющее) воздействие на организм человека. Даже при употреблении малых доз они могут вызвать тяжелое отравление или причинить смерть.

      Отнесение вещества к числу сильнодействующих  или ядовитых требует обязательного  производства экспертизы.

      Списки  сильнодействующих и ядовитых веществ  составлены Постоянным Комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения и социального развития РФ включают лекарственные, а также другие синтетические и природные вещества, не разрешенные в качестве лекарственных средств.

      4. Психотропные вещества. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального Закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» под психотропными веществами понимаются вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года.

      Список  психотропных веществ разрабатывается  Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения и медицинской промышленности РФ.

      5. Отравляющие вещества – высокотоксичные соединения для поражения живой силы противника во время военных действий. Их можно подразделить на:

      нервнопаралитические, общеядовитые, кожно–нарывные, удушающие, раздражающие. Они могут служить основой химического оружия.

      6. Радиоактивные вещества – вещества, содержащие элементы, обладающие способностью к самопроизвольному превращению в другие элементы, сопровождающемуся испусканием ядерных излучений. Согласно закона РФ «Об использовании атомной энергии» 1995 года радиоактивные вещества – не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение.

      7. Взрывчатые вещества. Под взрывчатыми веществами понимают химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому распространяющемуся химическому превращению – взрыву. К ним относятся тротил, аммониты, пластиты, эластиты, дымный и бездымный порох и т.п.

      8. Взрывное устройство – как стоящие на вооружении армии и спец. служб, так и используемые в промышленности средства взрывания и устройства, способные вызвать взрыв (мины, гранаты, бомбы и т.д.).

      9. Вооружение представляет собой совокупность оружия различных видов, которым обеспечиваются Вооруженные Силы России и другие законно существующие вооруженные формирования в целом и каждая их единица в отдельности.

      10. Огнестрельное оружие. Согласно ст. 1 Федерального Закона «Об оружии» от 13.11.1996 под огнестрельным оружием следует понимать оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда.

      В соответствии с упомянутым законом  огнестрельное оружие, обладающее перечисленными свойствами, может относиться к боевому, служебному и гражданскому оружию.

      11. Боеприпасы – предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенное для поражения цели и содержащее разрывной метательный или вышибной заряды либо их сочетание. К ним относятся артиллерийские снаряды, мины, военно–инженерные подрывные снаряды и мины, ручные и реактивные противотанковые гранаты, боевые ракеты и т.п. (независимо от наличия или присутствия у них средств взрывания), предназначенные для поражения целей, а также все виды патронов заводского и самодельного изготовления к различному стрелковому огнестрельному оружию независимо от калибра, за исключением патронов к длинноствольному гладкоствольному охотничьему оружию и патронов, не имеющих поражающего элемента и не предназначенных для поражения цели.

Информация о работе Контрабанда