Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 17:05, реферат
Сегодня в мире трудно найти страну, где не проводились бы выборы. Выборы в органы политической власти в современном обществе представляют собой крупное социально-политическое мероприятие, основная цель которого — воспроизводство политической элиты, легитимное воссоздание общественного представительства в системе государственного руководства и управления.
Введение 3
Понятие и содержание избирательного права 4
Избирательное право в системе российского права 5
Понятие, классификация и состав избирательного законодательства 6
Понятие и виды избирательного права 7
Гарантии избирательных прав граждан 10
Понятие и виды правонарушений в избирательном процессе 11
Заключение 15
Список литературы
Главным принципом избирательного права, вытекающим из основ конституционного строя РФ, является принцип свободы выборов. Именно свободные выборы являются высшим непосредственным
выражением народовластия. Свобода выборов обеспечивается: свободой волеизъявления каждого избирателя – гражданин выражает свою волю абсолютно свободно, без какого-либо принуждения извне;
свободными условиями подготовки и проведения выборов, в частности, свобода предвыборной агитации, независимость избирательных комиссий от какого-либо незаконного вмешательства в их деятельность.
В отдельную группу выделяются принципы участия граждан РФ в выборах. Речь идет о субъективных избирательных правах гражданина: о праве избирать (активное избирательное право) и праве быть избранным (пассивное избирательное право). К ним относятся: всеобщее избирательное право. Всеобщим является такое избирательное право, при котором все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, имеют право избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, – быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин РФ имеет право избирать, быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждения, принадлежности к общественным объединениям, также других обстоятельств. В то же время имеются и ограничения на реализацию избирательных прав: ценз судимости. Не имеют права избирать, быть избранными лица, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Ценз оседлости –ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина РФ на определенной территории РФ, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина РФ на данной территории (устанавливаются только Конституцией РФ). Ценз предыдущего избрания – условия реализации гражданином РФ пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества
сроков подряд. (Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд – ст. 81 п. 3 Конституции РФ). Возрастной ценз – достижение гражданином определенного возраста (депутатом государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года – ст. 97 п. 1 Конституции РФ).
РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО, означает, что граждане РФ участвуют в выборах на равных
основаниях: все избиратели имеют на выборах равное количество голосов (как правило, один); каждый депутат должен представлять одинаковое число избирателей, т.е. должна быть соблюдена единая норма представительства в соответствии с которой образуются равные по количеству избирательные округа.
Первое условие обеспечивается тем, что избиратель не может, быть включен более чем в один список избирателей. Второе – ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем.
ПРЯМОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО. Гражданин РФ голосует на выборах соответственно за кандидата (список кандидатов) или против всех кандидатов (против всех списков кандидатов). Помимо прямых существуют и косвенные многостепенные выборы, при которых граждане голосуют не за кандидатов, а за выборщиков, а те в свою очередь, голосуют либо за вышестоящих выборщиков, либо за самих представителей. Чем больше будет ступеней, тем больше будет нарушаться первоначальная воля
избирателей.
ТАЙНОЕ
ГОЛОСОВАНИЕ – принцип
ДОБРОВОЛЬНОСТЬ УЧАСТИЯ граждан в выборах. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Гражданин РФ, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти РФ. Дипломатические представительства, консульские учреждения РФ обязаны оказывать содействие гражданину РФ в реализации избирательных прав. Обязательность и периодичность проведения выборов. Выборы органов государственной власти и местного самоуправления являются обязательными и проводятся в сроки установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Если соответствующими органами выборы не назначаются, то это вправе сделать суд общей юрисдикции. Срок полномочий всех выборных органов, а также полномочия депутатов не может быть более 5 лет.
Территориальный принцип организации выборов. Выборы проводятся по территориальным избирательным округам различных моделей, а голосование проводите на территориальных избирательных участках.
Среди
принципов избирательного права
можно выделить группу принципов, обеспечивающих
избирателям возможность
К ним
относится, в первую очередь гласность
выборов. Главная задача – обеспечить
подлинность и
Альтернативность выборов. Количество кандидатов зарегистрированных в избирательном округе, обязательно должно быть больше количества мандатов подлежащих распределению в данном округе.
Таким образом, у избирателей должна быть возможность реального выбора достойного кандидата среди нескольких претендентов. В противном случае выборы откладываются на срок не более четырех месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов.
Рассмотренные
принципы избирательного права, закрепленные
в Конституции РФ и Федеральных
законах в полной мере соответствуют международным
стандартам по проведению выборов в органы
государственной власти и местного самоуправления
и позволяют проводить в нашей стране
подлинные выборы, т.е. выборы позволяющие
в полной мере реализовывать гражданами
свои избирательные права, а власть будет
определена на основе воли большинства
избирателей.
Гарантии избирательных прав граждан
Важнейшими показателями демократизма любой избирательной системы является наличие реальных гарантий реализации избирательных прав граждан РФ и использования в избирательной практике всех принципов избирательного права. Под гарантиями понимаются условия и средства, обеспечивающие реальное воплощение в жизнь принципов избирательного права.
Система гарантий состоит из политических, организационных, материальных и правовых средств, обеспечивающих свободу выборов. Все гарантии находятся во взаимозависимости, дополняют друг друга и действуют как единый механизм. Правовое обеспечение гарантий составляют: Конституция РФ, ФЗ от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" (с изм. и доп.); ФЗ от 26 ноября 1996 г. "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (с изм. и доп.); ФЗ от 6 декабря 1999 г. "Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах". Рассмотрим виды гарантий.
Политические
– это идеологическое многообразие,
равенство общественных объединений
перед законом, равноправие избирателей
на выборах, свобода предвыборной агитации,
участие наблюдателей и контроль за
ходом выборов; организационные, к ним
можно отнести запрет на членство в избирательных
комиссиях кандидатов в депутаты и находящихся
в зависимости от него лиц, несовместимость
депутатского мандата с занятием определенных
должностей, содействие избирательным
комиссиям со стороны государственных
органов при подготовке и проведении выборов;
материальные, имеют немаловажное значение,
расходы по проведению выборов в РФ производятся
за счет бюджета соответствующего уровню
выборов (федерального, бюджета субъекта
РФ, местного); правовые, которые позволяют
обеспечить свободу выбора юридическими
средствами. Это право граждан на обжалование
ошибок в списках избирателей, неприкосновенность
кандидатов в депутаты, признание выборов
недействительными при обнаружении нарушений
законов, установление административной
и уголовной ответственности за нарушение
избирательных прав граждан, право кандидатов
в депутаты обжаловать в суд результаты
выборов. Все эти гарантии избирательных
прав граждан должны обеспечить проведение
подлинно демократических выборов.
Понятие и виды правонарушений в избирательном процессе
Важнейшей
гарантией соблюдения избирательных
прав граждан являются предусмотренные
российским законодательством меры
юридической ответственности
В самих избирательных законах – о гарантиях избирательных прав граждан, о выборах Президента РФ, о выборах депутатов Государственной Думы и других – не содержится указания на то, за какой вид правонарушения какой вид юридической ответственности наступает. Законы о выборах содержат лишь указание на то, что нарушения избирательных прав граждан влекут за собой уголовную или административную ответственность. Полный перечень таких правонарушений, сам характер и меры этой ответственности определены в Уголовном кодексе РФ и Кодексе РФ об административных правонарушениях.
За нарушения законодательства о выборах и референдумах федеральными законами предусмотрены как меры административной и уголовной, так и конституционно-правовой ответственности. Отличительной особенностью конституционно-правовой ответственности (т.е. ответственности по избирательному праву в электорально-правовой сфере) является ответственность как физических лиц (граждан), так и коллективных субъектов (избирательных комиссий, избирательных объединений). По уголовному праву ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах всегда является только персональной – привлечение к уголовной ответственности коллективных субъектов исключено. В декабре 1999 г., когда был принят соответствующий закон, была введена административная ответственность юридических лиц.
Юридическая ответственность за нарушения избирательного законодательства
Публичная
конституционно-правовая ответственность
предусмотрена в виде расформирования
избирательных комиссий. Данный вид
юридической ответственности
С заявлением
в суд о расформировании
– группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта РФ (либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа);
– группа депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления численностью не менее одной трети от общего числа депутатов;
– Центральная избирательная комиссия РФ;