Лекции по "Избирательному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 01:54, курс лекций

Краткое описание

В соответствие с Конституцией, Россия является федеративным государством, соответсвенно, существует двухуровневая система органов государственной власти: федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ (региональные органы). В соответствие с Конституцией, в систему органов государственной власти не входят органы местного самоуправления (местные или муниципальные органы), хотя они выполняют некоторые государственно властные функции и наделены влачимыми полномочиями.

Оглавление

Лекция 1. Основные понятия избирательного права
1.Понятия и виды выборов
2.Понятие избирательного права как правового института и правовой категории
3.Принципы избирательного права
4.Избирательная система: понятия и виды

Файлы: 1 файл

избирательное право.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

Лекция 1. Основные понятия избирательного права

Вопросы:

1.Понятия  и виды выборов

2.Понятие  избирательного права как правового  института и правовой категории

3.Принципы  избирательного права

4.Избирательная  система: понятия и виды

Конституция РФ, 1993, 12 января

Федеральный Закон от 12 июня 2002 года с изменениями 2010 года "Об основных гарантиях избирательных  прав и право на участие в референдуме  граждан Российской Федерации"

1. В  соответствие с Конституцией  Российской Федерации, РФ является  демократическим федеративным правовым государством. Это закреплено в Статье 1 Конституции. Демократический характер предполагает участие народа в управлении делами государством непосредственно (прямая или непосредственная демократия) либо через представителей (представительная или опосредованная демократия). Эти две формы демократии закреплены  в Конституцией и получают свое развитие в законодательных актах. Конституция закрепляет две основные формы прямой демократии: референдум и свободные выборы, которые осуществляются в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

Выборы - это форма прямой демократии, которая  регулируется нормами права и  представляет собой совокупность общественных отношений, возникающих в ходе организации, подготовки и проведения действий, связанных с формированием представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления и их должностных лиц, с реализацией, защитой и охраной избирательных прав граждан.

В соответствие с Конституцией, Россия является федеративным государством, соответсвенно, существует двухуровневая система органов государственной власти: федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ (региональные органы). В соответствие с Конституцией, в систему органов государственной власти не входят органы местного самоуправления (местные или муниципальные органы), хотя они выполняют некоторые государственно властные функции и наделены влачимыми полномочиями.

В зависимости  от территории проведения выборы делятся  на:

1) федеральные

2) региональные

3) местные  (муниципальные).

Выборы  бывают:

1) Президента  РФ

2) выборы  депутатов Государственной Думы  Федерального Собрания Российской  Федерации

3) депутаты  законодательных органов субъектов  РФ

4) представительные  органы местного самоуправления

5) главы  исполнительных органов местного  самоуправления: в городах - мэр,  в районах - глава района.

2. Избирательное  право является одним из институтов  Конституционного права и представляет  собой совокупность правовых  норм различной юридической силы, регулирующих общественные отношения в сфере организации подготовки и проведения выборов и референдумов различных видов.  В правовой институт избирательного права входят только действующие нормы, регулирующие выборы на определенной территории, чем он отличается от правовой категории избирательное право - совокупность идей, взглядов на выборы, референдумы, возникновение, реализацию и охрану избирательных прав граждан.  Избирательное право может также рассматриваться в субъективном смысле - как права граждан избирать и быть избранными в органы госвласти и местного самоуправления, а также на участие в референдуме. Выделяют два  вида избирательных прав граждан: 1) активное право, 2) пассивное право.

Законодательством установлены общие условия участия в выборах:

1) гражданство  РФ

2) достижение 18 летнего возраста

3) дееспособность

4) не  нахождение в местах лишения  свободы по приговору суда, вступившего  в законную силу.

Исключение: иностранные граждане постоянно  проживающие на территории муниципального образования не менее пяти лет вправе участвовать в местных выборах в качестве избирателя.

Для реализации пассивного избирательного права законодательством установлены  дополнительные ограничения - цензы:

Лекция 2.  Избирательное законодательство в Российской Федерации. Понятие и виды избирательных систем.

Вопросы:

1.Система  федерального избирательного законодательства. Конституция как основной источник  избирательного .права. 

3.Избирательное  законодательство в субъектах  Российской Федерации. 

4.Подзаконные акты как источники избирательного права.

5.Избирательные  системы: понятие, виды, особенности. 

1. Конституция  России 1993 года предопределила дальнейшее  развитие избирательного права  в России. Она является 

основополагающим  нормативно-правовым актом, устанавливающим базисные нормы, на которых строится вся

система избирательного права. Конституция  закрепляет основные принципы избирательного права такие как:

всеобщее, равное, прямое избирательное право  с тайным голосованием.

Конституция закрепляет механизмы выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы, закладывает

основы  норм и регулирующих порядок выборов  депутатов законодательных органов  субъектов России,

представительные  органы муниципальных образований. Конституция предусматривает также  принцип равного

доступа граждан к государственной службы, одним из видов которой является должность Президента РФ.

Во  исполнении норм Конституции была принята  система федерального законодательства:

1) федеральный  закон об основных гарантиях  избирательных прав и права граждан на участие в референдуме (данный закон содержит нормы, которые закрепляют принципы избирательного права, порядок назначения выборов, формирование избирательных комиссий всех уровней, формирование избирательных округов, порядок выдвижения регистрации кандидатов, порядок проведения предвыборной избирательной кампании, проведения голосования, опубликования результатов выборов, основания признания выборов недействительными, несостоявшимися, порядок проведения повторных выборов и дополнительных выборов);

2) федеральный  закон о выборах Президентов  Российской Федерации (данный  ФЗ во много содержит нормы,  дублирующие нормы предыдущего  закона, однако поскольку Президент  РФ избирается по мажоритарной  системе и никак более, в  нем существует ряд норм, регулирующих особенности образования избирательных округов, порядка выдвижения регистрации кандидатов, особенности назначения повторных выводов);

3) федеральный  закон о выборах депутатов  Государственной Думы (особенности  данного нормативно-правового акта заключаются в том, что на федеральном уровне законодательный орган в настоящее время формируется сугубо по пропорциональной системе);

4) федеральный  закон о государственной автоматизированной  системе выборов;

5) опосредованно:  ФЗ о статусе депутатов Государственной Думы;

6) федеральный  конституционный закон о референдуме  в Российской Федерации;

2. Система  избирательного законодательства  в субъектах РФ регулирует  особенности порядка назначения  и проведения выборов в законодательные  и представительные органы субъектов. Законы субъектов также детально регламентируют статус полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий. Ранее система избирательного законодательства в субъектах РФ регулировала порядок выборов главы исполнительной власти субъектов (губернатор, президент республики).

Система избирательного законодательства в  субъектах состоит из:

1) Конституция,  либо Устав (Конституции являются  высшими нормативно-правовыми актами  в республиках, в остальном  - уставы);

- они  так же как и Конституция  Российской Федерации устанавливают основные нормы, регулирующие порядок выборов в законодательные органы;

- часто  Конституция и Устав закрепляют  принципы избирательного права  процесс

2) закон  субъектов федерации, регулирующий  порядок выборов в законодательные органы;

3) закон  субъекта, регулирующий деятельность  избирательной комиссии в субъекте;

4) закон  субъекта, устанавливающий порядок  проведения муниципальных выборов. 

3. Некоторые  подзаконные акты также регулирующие  порядок проведения выборов, однако  это касается очень узких, специфичных моментов, в частности: существует постановление, методические рекомендации, инструкции центральной избирательной комиссии, касательно подсчета голосов, использования той или иной избирательной системы, проверки документов лиц, подающих документы для регистрации их как кандидатов. Вышесказанное применить и к избирательным комиссиям субъектов РФ.

4.  Избирательная система - это специально  установленный законодательством  комплекс норм, определяющий методику  проведения выборов, а также подсчета голосов.

Виды  избирательной системы:

1) мажоритарная - используется при единичном  выдвижении кандидатов. Методика  подсчета голосов 50% голосов 

избирателей+1 голос абсолютного большинства, либо превалирующее процентное соотношение  голосов избирателей; 2) пропорциональная - в ней происходит голосование за списки  кандидатов

Лекция 3 Избирательный процесс Российской Федерации

Вопросы:

1.Понятие  и принципы избирательного процесса

2.Стадии  избирательного процесса. Юридические  свойства стадий (принципы избирательного процесса)

3.Краткая  характеристики стадий

 

1. Избирательный  процесс - это формализованная,  определенная законом, структурированная  последовательность процедур, которые  являются средством организации  и проведения выборов в РФ.

Избирательный процесс следует рассматривать в абстрагировании от понятия избирательного права, не отождествляя, не сравнивая, так как он является лишь регламентированной системой процедур.

Избирательный процесс обладает такими свойствами как:

1) динамичность

2) непрерывность

3) последовательность (стадий)

Началом избирательного процесса всегда являются стадия назначения выборов. Его окончанием всегда служит определение результатов  выборов.

2. Юридические  свойства избирательного процесса - это его неотъемлемые черты, без которых правопонимание его не может быть ни у одного из граждан РФ.

Без осмысления юридических свойств  гражданам невозможно будет понять каким именно образом происходит реализация выборов в России.

Граждане  не смогут понять всю глубину имеющихся у них политических прав.

Юридические свойства стоит рассматривать в  двух направлениях:

1) в  связи с принципами избирательного  права (всеобщее, равное, прямое, тайное  голосование)

2) как  самостоятельную правовую категорию. 

Избирательный процесс является предопределяющим для формирования политической системы. Это означает, что при нереализации избирательного процесса система государственных органов кардинальным образом изменится или перестанет существовать вообще.

Избирательный процесс обладает таким набором его стадий, при которых каждая стадия регулируется отдельными специальными нормами избирательного права, имеет свой обособленный круг субъектов и реализуется в строго определенные периоды, содержит свой обособленный ряд дозволений и запретов.

За нарушение в юридических стадиях установленных в праве устанавливается и следует дисциплинарно конституционно-правовая ответственность.

Следует выделять специальные принципы избирательного процесса, в большой степени они  корреспондируются (взаимосвязываются) с принципами объективного избирательного права:

1) обязательность

2) системность

3) переодичность

4) альтернативность  кандидатур.

3.  Назначение  выборов - является первой предопределяющей  стадией. 

Закон об основных гарантиях избирательных прав, законы субъектов и Конституции и Уставы закрепляют круг субъектов правомочных назначать выборы. Устанавливаются определенные сроки назначения выборов.

Закон об основных гарантиях предусматривает:

1) для выборов  федерального уровня (Президент  ГосДумы) выборы назначаются не ранее чем за 110 и не позднее чем за 90 дней; 

2) для выборов  законодательных органов субъектов  - не ранее чем за 100 и не позднее  чем за 90;

Информация о работе Лекции по "Избирательному праву"