Лекции по "Избирательному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 01:54, курс лекций

Краткое описание

В соответствие с Конституцией, Россия является федеративным государством, соответсвенно, существует двухуровневая система органов государственной власти: федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ (региональные органы). В соответствие с Конституцией, в систему органов государственной власти не входят органы местного самоуправления (местные или муниципальные органы), хотя они выполняют некоторые государственно властные функции и наделены влачимыми полномочиями.

Оглавление

Лекция 1. Основные понятия избирательного права
1.Понятия и виды выборов
2.Понятие избирательного права как правового института и правовой категории
3.Принципы избирательного права
4.Избирательная система: понятия и виды

Файлы: 1 файл

избирательное право.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

3) для муниципальных  выборов (глава муниципального  образования), представители органов  местного образования

- не ранее  чем за 90 и не позднее 80

Согласно Конституции  России, закон о выборах Президента - данные выборы назначаются Советом  Федерации (Верхняя палата федерального собрания, нижняя - ГосДума).

Выборы депутатов  ГосДумы назначаются Президентом  РФ. Выборы законодательных органов субъектов назначаются ими самими же (аутентичность) или компетентными органами. Выборы депутатов ЗСК назначает оно само. Для муниципальных образований субъектом назначения является либо представительный орган, либо избирательная комиссия, либо администрация.

Если компетентный орган во время не назначит выборы, то это переходит в ведение  изберкома соответствующего уровня в установленные законом сроки.

Если  избирательная комиссия не сформирована, то в течение 7 дней формируется временная  избирательная комиссия. Если не была сформирована и она, то выборы в праве  назначить суд общей юрисдикции.

Понятие и признаки стадий

Стадия - это определенный этап в избирательном процессе, имеющий обязательные признаки:

1) все  стадии имеют четкую последовательность, нарушение которой привод к  прекращению процесса в целом  или для отдельных субъектов;

2) стадии  имеют собственные обязательные  цели и задачи, направленные на достижение результата стадии и процесса в целом;

3) каждая  стадия имеет установленный законодательством  срок ее реализации;

4) стадии  делятся на юридически значимые  избирательные действия, установленные  законом и необходимые для  достижения результата стадии и, соответственно, процесса.

Постановления центральной избирательной комиссии: какое место занимают в системе  источников избирательного права 

Даты  принятия законов

ФЗ  с 5 главы 

Охарактеризовать  сроки каждой стадии: либо промежуток времени, либо какое-то число до дня голосования;

субъекты  стадии; перечислить избирательные  действия, которые в каждой стадии происходят.

Лекция 4.  Избирательные комиссии

Вопросы:

1.Понятие  и виды

2.Принципы  деятельности избирательных комиссий

3.Порядок  формирования и состав избирательных комиссий

1. Избирательная  комиссия - это коллегиальный орган,  созданный в порядке и сроки,  установленные законодательством,  направленный на подготовку, организацию  и проведение выборов и референдумов, обеспечение избирательных прав  граждан.  Среди избирательных комиссий выделяют: вышестоящие (организующие выборы соответствующего уровня) и нижестоящие (обеспечивающие их проведение на соответствующей территории). Как правило, вышестоящие комиссии действуют на постоянной основе в установленный законом срок (4-5лет). Нижестоящие комиссии действуют установленный законом срок и после соответствующих выборов расформировываются. Например, участковая комиссия. К вышестоящим комиссиям относятся: центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК РФ), избирательная комиссия субъекта Российской Федерации (ИКС РФ), избирательная комиссия муниципального образования (ИКМО). К нижестоящим комиссиям относятся: окружная избирательная комиссия (ОИК), территориальная избирательная комиссия (ТИК), участвовав избирательная комиссия (УИК).

2. Принципы деятельности:

1) принцип  независимости - ИК не зависят  в своей деятельности от действий  и решений государственных и  муниципальных органов и их  должностных лиц и подчиняются  только закону. Гарантией реализации данного принципа являются запрет работать в комиссиях разного уровня близким родственникам.

2) принцип  коллегиальности - все решения  в ИК принимаются голосованием  при наличии кворума (установленный  законом минимум или минимальное  количество членов от общего числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, необходимое для принятия решения). Председатель и заместитель председателя комиссии голосуют последними, в голосовании принимают участие только члены комиссии с решающего голоса.

Законом перечислены вопросы, которые могут приниматься только квалифицированным большинством:

1) о  регистрации (отказе в регистрации)  кандидата;

2) о  снятии с регистрации кандидата;

3) рассмотрение  жалоб на нарушение избирательных  прав граждан;

4) распределение финансовых средств между нижестоящими комиссиями;

5) утверждение  протокола об итогах голосования,  об итогах выборов. 

Остальные вопросы рассматриваются простым  большинством голосов.

3) принцип  гласности - все решения ИК  должны быть опубликованы в  средствах массовой информации, в том числе в собственных периодических печатных изданиях избирательной комиссии. Заседания ИК являются открытыми для представителей средств массовой информации, кандидатов, наблюдателей, избирателей.

3. ИК состоит из:

1) председатель

2) заместитель  председателя

3) секретарь

4) член  избирательной комиссии с правом  решающего голоса

5) члены  избирательной комиссии с правом  совещательного голоса - направляются  в избирательную комиссию зарегистрированным  кандидатом или партией, могут  участвовать во всех заседаниях, знакомиться с документацией,

но  не имеют права принимать участие  в голосовании, однако они имеют  право на особое мнение, которое  должно быть зафиксировано в протоколе  заседания. Члены с правом совещательного голоса не имеют права: голосовать,

принимать участие в подсчете бюллетеней, помогать избирателям заполнять бюллетени, подписывать протокол об итогах голосования, выдавать бюллетени избирателям.

Порядок формирования:

1) Вышестоящие  избирательные комиссии формируются,  как правило, законодательной (представительной) и исполнительной властью соответствующего уровня. Половину членов вышестоящих комиссий формирует власть законодательная (представительная), половину - власть исполнительная. Причем, не менее половины членов комиссий должно быть предложено политическими партиями, действующими на данной территории.

Исключения:

ЦИК - состав 15 человек, 5 - назначается Президентом, 5 - ГосДумой, 5 - Советом Федерации, срок полномочий - 5 лет.

2) нижестоящие  комиссии формируются главой местного самоуправления при участии политических партий и общественных объединений, действующих на данной территории. Например, Совет ветеранов районов.

ДЗ: полномочия избирательных комиссий: исключительные полномочия и общие (объединить по признакам) - 7 штук.

Лекция 5 Выдвижение и регистрация кандидатов или списков кандидатов

Вопросы:

1.Понятие  и способы выдвижения 

2.Регистрация  кандидата, списка кандидатов

1. Выдвижение - ключевое избирательное действие для реализации пассивного избирательного права.

Выдвижение  начинается на следующий день после  официального опубликования решения  о назначении даты выборов.

Способы выдвижения:

1) самовыдвижение - лицо, обладающее пассивным избирательным  правом самостоятельно принимает  решение о желании участвовать  в тех или иных выборах;

2) выдвижение  от политической партии или  избирательного объединения - решение  о выдвижении определенного лица  принимается на съезде (конференции)  политической партии или избирательного  объединения. При  выдвижении списка кандидатов на конференции может быть принято решение о индивидуальном (поименном) или коллективном голосовании за кандидатуру. Законодательство допускает не более 30% кандидатур из списка - не членов данной политической партии (политического объединения). При выдвижении как основании для регистрации используются: сбор подписей или внесение избирательного залога. От сбора подписей освобождаются кандидаты, выдвигающиеся от партий, которые допущены к распределению депутатских мандатов в Гос Думу действующего созыва. Количество подписей устанавливается в процентном соотношении к количеству избирателей на каждых выборах. Исключения: кандидаты на должность президента - необходимо собрать не менее 2-х миллионов подписей так, чтобы на один субъект РФ приходилось не более 7% от собранных подписей. Внесение избирательного залога запрещено на выборах президента и на муниципальных выборах.

При выдвижении лицо, обладающее пассивным  избирательным правом, предоставляет  в избирательную комиссию, организующую выборы, следующие документы:

1) уведомление  о желании баллотироваться;

2) заявление  (дома: чем 1 отличается от 2);

3) сведения  об имуществе, принадлежащие кандидату  на праве собственности (для  кандидата на должность  президента: предоставляется имущество, принадлежащее супругу на праве собственности - по состоянию на месяц, предшествующий месяцу, в котором объявлена дата выборов; сведения о доходов кандидата за год, предшествующий году выборов);

2. Для регистрации кандидату необходимо предоставить в избирательную комиссию, организующую выборы, следующий документ:

1) справка  об открытии специального избирательного  счета в банке;

2) первый  финансовый отчет;

3) подписные  листы, прошнурованные и пронумерованный  (если надо);

4) протокол  о сборе подписей в двух  экземплярах;

5) при  выдвижении от партии дополнительно должны быть представлены следующие документы:

- протокол  со съезда (конференции) партии  о выдвижении данного лица  в кандидаты от партии или  списка партии;

- устав  партии;

- свидетельство  о государственной регистрации  партии (его копия) - партия может участвовать в выборах, если она была зарегистрирована в органах юстиции не позднее, чем за год до объявления даты выборов;

- выписка  из государственного реестра  общественных объединений (политических  партий).

Избирательная комиссия в течении 10 дней

Лекция 6 Предвыборная агитация

Вопросы:

1.Понятия  и формы предвыборной агитации

2.Общие  правила проведения предвыборной  агитации

1, Предвыборная агитация - это деятельность, направленная на побуждение избирателя отдать свой голос за определенного кандидата или список кандидатов. Цель предвыборной агитации: побудить избирателей проголосовать за кандидата, выразить предпочтение определенному кандидату или списку, указать положительные или негативные последствия избрания того или иного кандидата или списка.

По  общему правилу предвыборная агитация начинается с момента выдвижения кандидата или списка и заканчивается  за сутки до дня голосования. Можно  агитировать всеми способами.

Исключение  составляет: агитация в средствах  массовой информации (на каналах теле- радио- вещания и периодических изданиях), которая разрешается только зарегистрированным кандидатам или спискам и не ранее, чем за 28 дней до голосования. Если он был зарегистрирован ранее, то все равно ждет 28 дней до голосования.

Формы агитации:

- распространение  агитационных материалов (листовки, календари, ручки, флажки - любая  печатная продукция);

- проведение  публичных массовых мероприятий;

- встречи  с избирателями;

- дебаты;

- агитация  в средствах массовой информации  и иные формы.

(понятие  и особенности каждой формы  агитации)

2. Общие правила:

1) с  момента выдвижения кандидат  или партия имеет право осуществлять  все доступные законом формы  агитации при обязательном уведомлении  избирательной комиссии, организующей  выборы;

2) кандидат обязан поставить в известность всех иных кандидатов или партии при проведении публичных мероприятий, встреч с избирателями и дебатов;

3) государственные  муниципальные органы обязаны  предоставлять имеющиеся в их  распоряжении площади всем кандидатом  на равных основаниях бесплатно;

4) агитация  в военных частях, учебных учреждениях  запрещена;

5) при  изготовлении массовых печатных  материалов и подготовке публичных  массовых мероприятий избирательная  комиссия, организующая выборы, должна  быть уведомлена не позднее чем за сутки до мероприятия;

6) при  агитации в СМИ всем кандидатам  предоставляется равное количество  эфирного времени и печатной  площади, распределяемое на основе  жеребьевки, оплачиваемое из средств  соответствующего бюджета. 

Превышение  предельной суммы средств избирательного счета является основанием для снятия кандидата;

Финансирование  выборов

Деятельность  по материально-техническому обеспечению  выборов является определенной надстадией избирательного процесса, так как  охватывает весь период избирательной компании.

Существует  два вида финансирования:

1) финансирование  из соответствующего бюджета  (государственные или муниципальные  средства, которые направляются  на организацию и проведение  выборов, в частности: обеспечение  избирательных комиссий оргтехникой, канцтоварами, оплата труда членов избирательных комиссий, информационное обеспечение выборов, подготовка помещений для голосования, подготовка бюллетеней и агитация в СМИ;

2) финансирование  за счет избирательного фонда  кандидата или партии. Основанием для регистрации кандидата является создание собственного избирательного фонда, денежные средства которого аккумулируются на специальном избирательном счете.

Информация о работе Лекции по "Избирательному праву"