Избирательное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 17:05, реферат

Краткое описание

Сегодня в мире трудно найти страну, где не проводились бы выборы. Выборы в органы политической власти в современном обществе представляют собой крупное социально-политическое мероприятие, основная цель которого — воспроизводство политической элиты, легитимное воссоздание общественного представительства в системе государственного руководства и управления.

Оглавление

Введение 3
Понятие и содержание избирательного права 4
Избирательное право в системе российского права 5
Понятие, классификация и состав избирательного законодательства 6
Понятие и виды избирательного права 7
Гарантии избирательных прав граждан 10
Понятие и виды правонарушений в избирательном процессе 11
Заключение 15
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат по праву.docx

— 46.84 Кб (Скачать)

Установление  ценза оседлости в отношении  пассивного избирательного права согласно федеральному законодательству может  осуществляться Конституцией Российской Федерации. Реализуя эту норму статья 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепляет, что установление федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации продолжительности и срока постоянного или преимущественного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве основания для приобретения пассивного избирательного права, не допускается. И хотя в законе отсутствует прямое упоминание о невозможности закрепления аналогичных ограничений в федеральных конституционных законах и уставах муниципальных образований, видно, что Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» исходит из того, что ценз оседлости в отношении пассивного избирательного права может являться следствием исключительно конституционных положений. Исходя из этого правом быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления обладают все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания, если иное прямо не предусмотрено Конституцией России. На конституционном уровне какие-либо ограничения пассивного избирательного права граждан России, за исключением президентских выборов, не допускаются.

Характерно, что с всеобщим избирательным  правом граждан России взаимосвязан вопрос о предоставлении возможности  участия в муниципальных выборах  иностранным гражданам. Федеральный  закон «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации (ст. 18) впервые  в российской истории предусмотрел, что в списки избирателей на выборах  в органы местного самоуправления в  соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими федеральными законами, законами субъектов  Российской Федерации включаются иностранные  граждане, достигшие возраста 18 лет  и постоянно или преимущественно  проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся указанные выборы. Признание за иностранцами права голосования на муниципальных  выборах вполне согласуется с  провозглашением Конституции Российской Федерации (ст. 2) в качестве высшей ценности человека, его прав и свобод, отвечает негосударственной природе муниципальной  деятельности и учитывает опыт целого ряда стран, в которых самоуправление не считается прерогативой граждан  и распространяется на проживающих  на территории муниципальных образований  иностранцев и лиц без гражданства.

Равное  избирательное право означает, что  граждане участвуют в выборах  на равных основаниях, и обеспечивается тем, что все избиратели обладают одинаковыми с юридической точки  зрения возможностями для выдвижения кандидатов, имеют равные условия  для голосования, на одних и тех  же правовых основаниях участвуют в  предвыборной агитации. Равенство на выборах достигается прежде всего тем, что избиратель может быть включен в списки только по одному избирательному участку и участвовать в голосовании только один раз. Каждому гражданину России выдается одинаковое количество бюллетеней, а его волеизъявление имеет такое же значение, как и волеизъявления других граждан Российской Федерации.

Существенное  значение для обеспечения равенства  избирательных прав граждан имеет  и указание законодательства на то, что образуемые для проведения выборов  избирательные округа должны быть примерно равными по численности избирателей.

До принятия Федерального закона «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» законодательство не содержало запрета на одновременное  выдвижение одного и того же гражданина кандидатом по нескольким избирательным  округам. Однако в настоящее время  это принципиально невозможно, так  как ст. 32 данного закона прямо  предусматривает, что кандидат может  быть зарегистрирован только по одному избирательному округу. Единственное исключение допускается в отношении  регистрации кандидата, одновременно выдвинутого избирательным объединением (блоком) на одних и тех же выборах  в одномандатном избирательном  округе и в списке кандидатов. Представляется, что закрепленная федеральным законом  возможность однократной регистрации  кандидата отвечает принципу равного  избирательного права и препятствует злоупотреблению правом избирать и  быть избранными в органы местного самоуправления в ущерб избирательным  правам других граждан Российской Федерации.

Прямое  избирательное право подразумевает, что граждане России голосуют на выборах  в органы государственной власти и местного самоуправления за или  против кандидатов непосредственно. Любые  формы косвенных выборов противоречат федеральному законодательству и не могут иметь место при формировании представительных основ государственной  и муниципальной власти. Не допускается  также проведение многостепенных выборов, при которых граждане избирают лишь нижнюю ступень органов местного самоуправления, а члены вышестоящих  муниципальных и государственных  органов избираются нижестоящими органами власти.

Проведение  многостепенных выборов противоречит не только прямому избирательному праву  граждан России, но и расходится с тем, что в соответствии с  Федеральным законом «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.

Говоря  о принципе прямого избирательного права нельзя не отметить, что нередко  он отождествляется не только с непосредственным, но и личным участием каждого гражданина в выборах. Действительно, ст. 52 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предписывает, что каждый избиратель голосует лично, а голосование за других избирателей не допускается.

Тайное  голосование исключает возможность  какого-либо контроля со стороны любых  органов или должностных лиц, а также общественных объединений  и граждан за волеизъявлением  избирателей. Поэтому законодательство рассматривает соблюдение тайны  голосования как одну из первостепенных обязанностей избирательных комиссий, в том числе при досрочном  голосовании и при голосовании  вне помещений избирательных  участков. Этим целям отвечает целый  ряд организационных правил и  гарантий их обеспечения, содержащихся в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации», иных федеральных и региональных законах. За нарушение тайны голосования  предусматривается административная (ст. 401 КоАП РСФСР) либо уголовная (ст. 141 УК РФ) ответственность. Вместе с тем, следует заметить, что только данными  традиционными видами юридической  ответственности законодательство не ограничивается. Нельзя забывать и  о собственных санкциях избирательного законодательства, которые предусматривают  возможность отмены результатов  выборов по решению суда в случае нарушений избирательных прав граждан  России, в том числе касающихся соблюдения тайны волеизъявления избирателей  при всех видах голосования.

Добровольность  участия в выборах предполагает право избирателя самому решить вопрос о целесообразности и необходимости  голосования, исключает какую-либо обязательность избирательных действий. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» участие  гражданина в выборах является свободным  и добровольным. Значение этого принципа для организации и проведения различных избирательных кампаний имеет существенное значение. Не случайно Конституция Российской Федерации (ст. 3) в настоящее время закрепляет в качестве основополагающего универсального принципа реализации избирательных  прав граждан исключительно свободу  выборов.

Свобода выборов подразумевает, что при  их организации и проведении абсолютно  исключается какое-либо воздействие  на гражданина с целью принудить  его к участию или неучастию  в выборах, а также оказать  давление на результаты его волеизъявления. Свободное избирательное право  и добровольность участия в выборах  являются в современных условиях одним из краеугольных камней российской избирательной политики и практики.

Оценивая  всю совокупность принципов, положенных в основу современного российского  избирательного права, нельзя не признать, что они отражают демократическую  природу выборов как одного из главных конституционных институтов народовластия и, как следствие, призваны служить безусловными ориентирами  в организации и проведении федеральных, региональных и муниципальных выборов  в Российской Федерации. Только приоритетное следование им со стороны избирателей, кандидатов, избирательных объединений, государственных органов, органов  местного самоуправления, избирательных  комиссий, судов общей юрисдикции и других участников избирательного процесса способно предотвратить при  проведении избирательных кампаний возникновение неразрешимых юридических  коллизий и сделать процесс передачи государственной и муниципальной  власти посредством выборов легитимным, гармоничным, последовательным, нефальсифицированным и необратимым. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Гаврилов В. В. Принятие ООН актов о правах человека и международный механизм их имплементации. Автореф. канд. дисс. - Казань, 1994. С. 3-4;

2. Вешняков А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. - М., 1997. С. 61;

3. Тихомиров Ю. А. О коллизионном праве // Журнал российского права. - М., 1997. N2. С. 52; Пшеничнов М. А. Конституция России и международное право: проблемы взаимодействия. Автореф. канд. дисс. - Н. Новгород, 1998. С. 19.

4. Яшин А.А. Всеобщее избирательное право. Юридический справочно-информационный сборник. Календарь избирателя. - М., 1998. С. 95-96.

5.  Арановский К.В. Курс лекций по государственному праву зарубежных стран. Сравнительное государствоведение. - Владивосток, 1996. - C. 408;

6. Яшин А. А. Равное избирательное право. Юридический справочно-информационный сборник. Календарь выборов. - М., 1998. С. 97-99.

7. Воробьев  Н. И.  Избирательное право и  процесс в российской Федерации.- Тамбов, 2005.

Информация о работе Избирательное право