Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 17:05, реферат
Сегодня в мире трудно найти страну, где не проводились бы выборы. Выборы в органы политической власти в современном обществе представляют собой крупное социально-политическое мероприятие, основная цель которого — воспроизводство политической элиты, легитимное воссоздание общественного представительства в системе государственного руководства и управления.
Введение 3
Понятие и содержание избирательного права 4
Избирательное право в системе российского права 5
Понятие, классификация и состав избирательного законодательства 6
Понятие и виды избирательного права 7
Гарантии избирательных прав граждан 10
Понятие и виды правонарушений в избирательном процессе 11
Заключение 15
Список литературы
Установление ценза оседлости в отношении пассивного избирательного права согласно федеральному законодательству может осуществляться Конституцией Российской Федерации. Реализуя эту норму статья 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепляет, что установление федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации продолжительности и срока постоянного или преимущественного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве основания для приобретения пассивного избирательного права, не допускается. И хотя в законе отсутствует прямое упоминание о невозможности закрепления аналогичных ограничений в федеральных конституционных законах и уставах муниципальных образований, видно, что Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» исходит из того, что ценз оседлости в отношении пассивного избирательного права может являться следствием исключительно конституционных положений. Исходя из этого правом быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления обладают все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания, если иное прямо не предусмотрено Конституцией России. На конституционном уровне какие-либо ограничения пассивного избирательного права граждан России, за исключением президентских выборов, не допускаются.
Характерно,
что с всеобщим избирательным
правом граждан России взаимосвязан
вопрос о предоставлении возможности
участия в муниципальных
Равное
избирательное право означает, что
граждане участвуют в выборах
на равных основаниях, и обеспечивается
тем, что все избиратели обладают
одинаковыми с юридической
Существенное значение для обеспечения равенства избирательных прав граждан имеет и указание законодательства на то, что образуемые для проведения выборов избирательные округа должны быть примерно равными по численности избирателей.
До принятия
Федерального закона «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан
Российской Федерации» законодательство
не содержало запрета на одновременное
выдвижение одного и того же гражданина
кандидатом по нескольким избирательным
округам. Однако в настоящее время
это принципиально невозможно, так
как ст. 32 данного закона прямо
предусматривает, что кандидат может
быть зарегистрирован только по одному
избирательному округу. Единственное
исключение допускается в отношении
регистрации кандидата, одновременно
выдвинутого избирательным
Прямое
избирательное право
Проведение многостепенных выборов противоречит не только прямому избирательному праву граждан России, но и расходится с тем, что в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.
Говоря о принципе прямого избирательного права нельзя не отметить, что нередко он отождествляется не только с непосредственным, но и личным участием каждого гражданина в выборах. Действительно, ст. 52 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предписывает, что каждый избиратель голосует лично, а голосование за других избирателей не допускается.
Тайное
голосование исключает
Добровольность
участия в выборах предполагает
право избирателя самому решить вопрос
о целесообразности и необходимости
голосования, исключает какую-либо
обязательность избирательных действий.
В соответствии со ст. 3 Федерального
закона «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации» участие
гражданина в выборах является свободным
и добровольным. Значение этого принципа
для организации и проведения
различных избирательных
Свобода выборов подразумевает, что при их организации и проведении абсолютно исключается какое-либо воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также оказать давление на результаты его волеизъявления. Свободное избирательное право и добровольность участия в выборах являются в современных условиях одним из краеугольных камней российской избирательной политики и практики.
Оценивая
всю совокупность принципов, положенных
в основу современного российского
избирательного права, нельзя не признать,
что они отражают демократическую
природу выборов как одного из
главных конституционных
Список литературы
1. Гаврилов В. В. Принятие ООН актов о правах человека и международный механизм их имплементации. Автореф. канд. дисс. - Казань, 1994. С. 3-4;
2. Вешняков А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. - М., 1997. С. 61;
3. Тихомиров Ю. А. О коллизионном праве // Журнал российского права. - М., 1997. N2. С. 52; Пшеничнов М. А. Конституция России и международное право: проблемы взаимодействия. Автореф. канд. дисс. - Н. Новгород, 1998. С. 19.
4. Яшин А.А. Всеобщее избирательное право. Юридический справочно-информационный сборник. Календарь избирателя. - М., 1998. С. 95-96.
5. Арановский К.В. Курс лекций по государственному праву зарубежных стран. Сравнительное государствоведение. - Владивосток, 1996. - C. 408;
6. Яшин А. А. Равное избирательное право. Юридический справочно-информационный сборник. Календарь выборов. - М., 1998. С. 97-99.
7. Воробьев
Н. И. Избирательное право и
процесс в российской