Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 09:04, реферат
Развитие избирательного права шло через преодоление цен-
зовых ограничений избирателей путем либерализации цензового
барьера и прямой отмены целого ряда цензов в качестве вынуж-
денной уступки в результате политической борьбы и дальнейшей
демократизации избирательного права. Цензы, т. е. установленные
законом обязательные условия, которым должен отвечать граж-
данин, претендующий на получение права голоса, вводятся с це-
лью легального лишения определенной части населения избира-
тельных прав
Развитие избирательного права шло через преодоление цен-
зовых ограничений избирателей путем либерализации цензового
барьера и прямой отмены целого ряда цензов в качестве вынуж-
денной уступки в результате политической борьбы и дальнейшей
демократизации избирательного права. Цензы, т. е. установленные
законом обязательные условия, которым должен отвечать граж-
данин, претендующий на получение права голоса, вводятся с це-
лью легального лишения определенной части населения избира-
тельных прав. Цензы в той или иной степени искажают основные
принципы избирательного права, поскольку ставят потенциаль-
ных избирателей в неравные положения и тем самым легально
сужают избирательный корпус.
В современный период большинство цензов избирательного
права не действует или значительно сокращено. Отмена суще-
§ 2. Основные принципы 193
ствовавших в течение длительного исторического периода цензо-
вых барьеров для избирателей была вызвана еще и тем обстоя-
тельством, что цензы в своей основе носят откровенно недемок-
ратический имущественный характер.
Одним из старейших и распространенным длительное время
цензом был прямой имущественный ценз, который отстранял от
участия в голосовании лиц, не обладавших определенным имуще-
ством в форме недвижимости, денежном выражении, в форме
уплаты определенной суммы налога и т. д. В ряде штатов США,
например, до 1964 г. действовало требование об уплате избира-
тельного налога с голосующих. Прямой имущественный ценз но-
сил совершенно недемократический характер, поэтому его суще-
ствование стало противоречить основам всеобщего избирательно-
го права. В настоящее время прямой имущественный ценз в
развитых странах практически не встречается.
В течение длительного времени избирательное право явля-
лось привилегией только мужского населения. Достаточно сказать,
что до 1917 г. женщины имели активное избирательное право
лишь в нескольких странах — Австралии, Дании, Исландии, Но-
вой Зеландии, Норвегии. Официальная трактовка этого ценза объяс-
нялась широко распространенным мнением, что уделом женщи-
ны всегда должна быть рутина домашнего хозяйства (известное
сочетание трех "К" — Kirche, Kiiche, Kinder.) Такое устоявшееся
в общественном сознании мнение о роли женщины в обществе
долго препятствовало вовлечению женщин в политический про-
цесс. Однако по мере развития политических изменений в мире,
роста политического самосознания женского населения, его втя-
гивания в общественно-экономическую жизнь и активизации борьбы
прогрессивных сил женщинам предоставлялось право голоса (Ве-
ликобритания — 1918 г., США — 1920 г., Франция — 1944 г.,
Италия и Япония — 1945 г. и т. д.). Женское население Швейцарии
получило право голоса только в 1971 году. До сих пор лишены
права голоса женщины в некоторых мусульманских странах. В от-
дельных странах для женщин на выборах были установлены осо-
бые ограничения, не существовавшие для мужчин. По мере пре-
доставления женщинам избирательных прав их роль в обществен-
но-политической жизни возрастает. Однако в ряде стран с сильным
влиянием религии женское население отдает на выборах свои го-
лоса религиозно-консервативным, а иногда даже откровенно ан-
тидемократическим партиям.
В течение длительного периода времени действовал высокий
возрастной ценз, как правило, 21—23 года. Этот ценз отстранял
от участия в образовании представительных органов миллионы
граждан обоего пола. Официальная трактовка существования это-
го ценза сводилась к тому, что якобы только по достижении ука-
занного возраста гражданин в состоянии правильно понять и дос-
тойно оценить всю значимость его действия (т. е. голосования) не
только для него самого, но также и для общества. В действитель-
194 Глава 7. Избирательное право и избирательные системы
ности, путем введения высокого возрастного ценза исключались
из политической жизни миллионы юношей и девушек, т. е. наибо-
лее активная, целеустремленная, а в связи с массовой безработи-
цей среди молодежи наиболее критически настроенная часть об-
щества. По мере роста массового молодежного и студенческого
движения, подкрепленного требованиями демократической обще-
ственности, в 70-е годы многие страны вынуждены были пойти на
снижение возрастного ценза до 18 лет: Великобритания и ФРГ —
в 1970 г., США — в 1971 г., Франция — в 1974 г., Италия — в
1975 г. и т. д. В настоящее время практически абсолютное боль-
шинство развитых стран предоставляют гражданам право голоса
с 18 лет. В Бразилии, Никарагуа, на Кубе и в Иране право голоса
предоставлено гражданам с 16 лет.
Прямым продолжением имущественного ценза является дей-
ствующий по настоящее время в ряде стран ценз грамотности,
который _______особенно ощутимо сказывается на интересах избирате-
лей в развивающихся странах, где процент неграмотного населе-
ния еще очень велик. В соответствии с данным цензом от избира-
теля требуется уметь читать и писать на государственном языке.
Официальным предлогом для лишения неграмотных права голоса
является утверждение о том, что голос грамотного человека аб-
солютно независим, а неграмотный человек вынужден был бы об-
ращаться к посторонним лицам при оформлении избирательного
бюллетеня и, таким образом, поневоле испытывал бы на себе чье-
то политическое влияние. Такая аргументация представляется по
меньшей мере несерьезной, особенно принимая во внимание прак-
тику проведения выборов в ряде стран, когда даже на грамотного
избирателя оказывают прямое или замаскированное давление с
целью заставить его голосовать за ту или иную политическую
партию. Кроме того, избирательные законы не дают расшифров-
ки того, что следует понимать под "умением читать и писать", и
это, как правило, передается на усмотрение чиновников, ведаю-
щих проведением выборов. В последнее время в некоторых кон-
ституциях этот ценз получает определенные модификации. На-
пример, Конституция Эквадора 1977 г. называет голосование обя-
зательным для умеющих читать и писать и факультативным для
неграмотных (ст. 33). Ряд стран в соответствии с принятыми в пос-
леднее время конституциями предоставляют неграмотным право
голоса. Например, в Перу на первых после принятия новой кон-
ституции всеобщих выборах в 1980 году, впервые в истории стра-
ны к избирательным урнам были допущены неграмотные — их
оказалось 857 тыс. человек.
Одним из распространенных правовых средств, исключаю-
щих из политической жизни потенциальных избирателей, являет-
ся ценз оседлости. Он включает в себя требование для избирате-
лей непрерывного проживания в одной местности в течение уста-
новленного законом срока (от 1 месяца до 2 лет). Действием этого
ценза лишаются права голоса сезонные рабочие, которые вынуж-
§ 2. Основные принципы 195
дены менять место жительства в поисках временной работы. В эту
категорию автоматически попадают лица, вынужденные по тем
или иным причинам отсутствовать во время выборов в своем му-
ниципалитете. Часто заинтересованные в их голосах кандидаты
или политические партии по собственной инициативе и за свой
счет "отлавливают" таких избирателей и доставляют их из раз-
личных районов страны в тот избирательный округ, где они име-
ют право проголосовать. Это одна из форм открытого подкупа
избирателей. Подобная категория избирателей получила в некото-
рых странах наименование "летающих избирателей".
Традиционно во многих странах (Голландии, Турции, боль-
шинстве латиноамериканских государств) отстраняются от уча-
стия в голосовании военнослужащие. Конституция Эквадора 1977 г.,
например, прямо закрепляет положение, согласно которому лица,
находящиеся на действительной военной службе, не могут пользо-
ваться правом голоса. В других латиноамериканских странах (Перу,
Панаме, Аргентине, Бразилии, Мексике и др.) лишены права уча-
стия в голосовании унтер-офицеры и рядовой состав армии, фло-
та, полиции, служители тюрем, военнообязанные, не прошедшие
обязательной военной подготовки, и т. д. Отстранение военнослу-
жащих (в основном рядового состава) от участия в голосовании
формально объясняется концепцией: "армия — вне политики". Эта
концепция расходится с реальной действительностью, особенно в
развивающихся странах, где вооруженные силы очень часто ока-
зывают решающее воздействие на общественно-политическую
жизнь, и поэтому юридическое отстранение армии от участия в
избирательной кампании является скорее парадоксальной особен-
ностью многих политических режимов, нежели действенным ме-
ханизмом.
В целом ряде стран в избирательной кампании не принима-
ют участия служители церкви, поскольку официально провозг-
лашается, что служение Богу не может быть совместимо с ак-
тивным вмешательством в светскую политическую жизнь. Это не
означает, что церковь абсолютно не участвует в избирательной
кампании. Своим идеологическим воздействием на избирателей,
особенно женщин, церковь иногда может изменить соотношение
голосов избирателей в пользу определенных партий, особенно
христианско-демократических. Кроме того, церковь обладает мощ-
ными финансовыми возможностями, которые она использует для
оказания денежной помощи некоторым кандидатам.
Законодательство ряда стран предусматривает легальные
основания для лишения избирательных прав определенных кате-
горий граждан: в частности, по решению суда (Бразилия, Арген-