Развитие избирательного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 09:04, реферат

Краткое описание

Развитие избирательного права шло через преодоление цен-

зовых ограничений избирателей путем либерализации цензового

барьера и прямой отмены целого ряда цензов в качестве вынуж-

денной уступки в результате политической борьбы и дальнейшей

демократизации избирательного права. Цензы, т. е. установленные

законом обязательные условия, которым должен отвечать граж-

данин, претендующий на получение права голоса, вводятся с це-

лью легального лишения определенной части населения избира-

тельных прав

Файлы: 1 файл

Развитие избирательного права шло через преодоление цен.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

тина, Уругвай и др.), лиц, отбывавших наказание в виде тюрем-

ного заключения, постоянно или временно лишенных политичес-

ких прав, банкротов, должников государственной казны и т. д.

Законодательством также может быть предусмотрено существо-

вание так называемых "моральных" цензов, детальная классифи-

196 Глава 7. Избирательное право и избирательные системы

кация которых, как правило, отсутствует, что дает возможность

для злоупотреблений и произвольного отстранения от избиратель-

ных урн целых групп избирателей. К этой категории могут отно-

ситься лица, чьи действия являются общепризнанно дурными. В

трактовке чиновников, ведающих проведением выборов, это мо-

гут быть лица, занимающиеся бродяжничеством, пьянством, про-

являющие неблагодарность к родителям и т. п.

Легальное лишение большой категории граждан права голо-

са в результате действия многочисленных цензов искусственно

сокращает избирательный корпус, в котором после этого остают-

ся, как предполагается, самые достойные граждане.

Но даже из этой категории граждан не все участвуют в голо-

совании. Значительная часть избирателей, удовлетворяющая всем

установленным цензам и официально допущенная к участию в го-

лосовании, тем не менее не является на избирательные участки

в день выборов. Неявка избирателей на выборы получила назва-

ние абсентеизма. Основная причина неявки избирателей на выбо-

ры — их безразличие и отсутствие веры в возможные результа-

ты выборов. Часть избирателей, особенно в сельской местности,

предпочитает в день выборов продолжать заниматься полевыми

работами, рыболовством и т. д. Кроме того, в отдаленных районах

обычно существует проблема транспорта, тем более если пункт

для голосования расположен в неудобном для избирателей месте,

голосование проводится в неудобные часы и т. д. Некоторые не

участвуют в голосовании, опасаясь политических инцидентов и

столкновений, другие — из-за шантажа и нажима со стороны

политических противников. Избирательные кампании многих стран

полны примеров, когда "нежелательных" избирателей путем пись-

менных или устных угроз заставляли оставаться дома в день голо-

сования, если не было уверенности в желательном результате

его голосования. Официальная доктрина обвиняет абсентеистов в

непонимании "ценности демократических выборов". Многие из них

действительно не понимают вопросы предвыборной борьбы, конк-

ретные программы и обещания кандидатов, свои собственные права

и обязанности на выборах и т. д. Таким образом, явление абсенте-

изма может являться показателем непопулярности самой избира-

тельной кампании и ее участников, а также хорошей погоды в

дачный сезон.

С другой стороны, чтобы искусственно поднять активность

избирателей на выборах, некоторые страны (Австралия, Авст-

рия, Бельгия, Нидерланды, Италия, латиноамериканские стра-

ны) в законодательном порядке вводят обязательное голосование.

В данном случае выборы квалифицируются в качестве "обществен-

ной функции", которая включает в себя не только право, но и

обязанность граждан голосовать. Политический смысл введения

обязательного вотума заключается в искусственном увеличении

числа голосующих и ликвидации явления абсентеизма. Политичес-

кая практика наглядно показывает, что обязательный вотум по-

§ 3. Организация и порядок проведения выборов 197

могает политическим партиям получить голоса тех избирателей,

которые не принимают активного участия в политической жизни

страны. Рассматривая систему обязательного голосования, авст-

ралийский государствовед Э. Браун отмечал, что система обяза-

тельного голосования там, где она существует, "грубо фальси-

фицирует народное представительство, что обязательное голосо-

вание маскирует, но не устраняет пассивность голосующего

избирателя, и эти пассивные избиратели, когда их юридически

принуждают голосовать, становятся легкой добычей демагогии". В

условиях действия этого принципа законом предусматриваются

определенные санкции против граждан, уклоняющихся от учас-

тия в голосовании под тем или иным предлогом. Такими санкциями

могут быть препятствия в течение определенного времени заклю-

чать деловые контракты, другие ограничения в предпринимательс-

кой деятельности, при приеме на службу в государственный аппа-

рат, а также денежный штраф. Действующий избирательный закон

Италии ввел даже общественное порицание лица, уклоняющегося

от участия в голосовании. Это порицание выносится мэром.

Однако практика абсентеизма может принимать вполне орга-

низованный и продуманный характер, а иногда даже подогревает-

ся различными политическими партиями, которые, будучи сами

неуверенными в победе на выборах, призывают к бойкоту и своих

сторонников, публично выражая тем самым политический протест.

Обязательное голосование предполагает и обязательную ре-

гистрацию в качестве избирателя, причем в ряде случаев на обя-

зательную регистрацию обращается большее внимание, чем на

обязательное голосование. Объясняется это просто: администра-

ция таким способом определяет количество лиц, достигших мини-

мального избирательного возраста, а следовательно — пригод-

ных для военной службы.__

Информация о работе Развитие избирательного права