Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 09:04, реферат
Развитие избирательного права шло через преодоление цен-
зовых ограничений избирателей путем либерализации цензового
барьера и прямой отмены целого ряда цензов в качестве вынуж-
денной уступки в результате политической борьбы и дальнейшей
демократизации избирательного права. Цензы, т. е. установленные
законом обязательные условия, которым должен отвечать граж-
данин, претендующий на получение права голоса, вводятся с це-
лью легального лишения определенной части населения избира-
тельных прав
тина, Уругвай и др.), лиц, отбывавших наказание в виде тюрем-
ного заключения, постоянно или временно лишенных политичес-
ких прав, банкротов, должников государственной казны и т. д.
Законодательством также может быть предусмотрено существо-
вание так называемых "моральных" цензов, детальная классифи-
196 Глава 7. Избирательное право и избирательные системы
кация которых, как правило, отсутствует, что дает возможность
для злоупотреблений и произвольного отстранения от избиратель-
ных урн целых групп избирателей. К этой категории могут отно-
ситься лица, чьи действия являются общепризнанно дурными. В
трактовке чиновников, ведающих проведением выборов, это мо-
гут быть лица, занимающиеся бродяжничеством, пьянством, про-
являющие неблагодарность к родителям и т. п.
Легальное лишение большой категории граждан права голо-
са в результате действия многочисленных цензов искусственно
сокращает избирательный корпус, в котором после этого остают-
ся, как предполагается, самые достойные граждане.
Но даже из этой категории граждан не все участвуют в голо-
совании. Значительная часть избирателей, удовлетворяющая всем
установленным цензам и официально допущенная к участию в го-
лосовании, тем не менее не является на избирательные участки
в день выборов. Неявка избирателей на выборы получила назва-
ние абсентеизма. Основная причина неявки избирателей на выбо-
ры — их безразличие и отсутствие веры в возможные результа-
ты выборов. Часть избирателей, особенно в сельской местности,
предпочитает в день выборов продолжать заниматься полевыми
работами, рыболовством и т. д. Кроме того, в отдаленных районах
обычно существует проблема транспорта, тем более если пункт
для голосования расположен в неудобном для избирателей месте,
голосование проводится в неудобные часы и т. д. Некоторые не
участвуют в голосовании, опасаясь политических инцидентов и
столкновений, другие — из-за шантажа и нажима со стороны
политических противников. Избирательные кампании многих стран
полны примеров, когда "нежелательных" избирателей путем пись-
менных или устных угроз заставляли оставаться дома в день голо-
сования, если не было уверенности в желательном результате
его голосования. Официальная доктрина обвиняет абсентеистов в
непонимании "ценности демократических выборов". Многие из них
действительно не понимают вопросы предвыборной борьбы, конк-
ретные программы и обещания кандидатов, свои собственные права
и обязанности на выборах и т. д. Таким образом, явление абсенте-
изма может являться показателем непопулярности самой избира-
тельной кампании и ее участников, а также хорошей погоды в
дачный сезон.
С другой стороны, чтобы искусственно поднять активность
избирателей на выборах, некоторые страны (Австралия, Авст-
рия, Бельгия, Нидерланды, Италия, латиноамериканские стра-
ны) в законодательном порядке вводят обязательное голосование.
В данном случае выборы квалифицируются в качестве "обществен-
ной функции", которая включает в себя не только право, но и
обязанность граждан голосовать. Политический смысл введения
обязательного вотума заключается в искусственном увеличении
числа голосующих и ликвидации явления абсентеизма. Политичес-
кая практика наглядно показывает, что обязательный вотум по-
§ 3. Организация и порядок проведения выборов 197
могает политическим партиям получить голоса тех избирателей,
которые не принимают активного участия в политической жизни
страны. Рассматривая систему обязательного голосования, авст-
ралийский государствовед Э. Браун отмечал, что система обяза-
тельного голосования там, где она существует, "грубо фальси-
фицирует народное представительство, что обязательное голосо-
вание маскирует, но не устраняет пассивность голосующего
избирателя, и эти пассивные избиратели, когда их юридически
принуждают голосовать, становятся легкой добычей демагогии". В
условиях действия этого принципа законом предусматриваются
определенные санкции против граждан, уклоняющихся от учас-
тия в голосовании под тем или иным предлогом. Такими санкциями
могут быть препятствия в течение определенного времени заклю-
чать деловые контракты, другие ограничения в предпринимательс-
кой деятельности, при приеме на службу в государственный аппа-
рат, а также денежный штраф. Действующий избирательный закон
Италии ввел даже общественное порицание лица, уклоняющегося
от участия в голосовании. Это порицание выносится мэром.
Однако практика абсентеизма может принимать вполне орга-
низованный и продуманный характер, а иногда даже подогревает-
ся различными политическими партиями, которые, будучи сами
неуверенными в победе на выборах, призывают к бойкоту и своих
сторонников, публично выражая тем самым политический протест.
Обязательное голосование предполагает и обязательную ре-
гистрацию в качестве избирателя, причем в ряде случаев на обя-
зательную регистрацию обращается большее внимание, чем на
обязательное голосование. Объясняется это просто: администра-
ция таким способом определяет количество лиц, достигших мини-
мального избирательного возраста, а следовательно — пригод-
ных для военной службы.__