Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 10:38, курсовая работа
В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.
Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Общая характеристика избирательного права………………4
1.1 Понятие и принципы избирательного права………………………4
1.2 Понятия избирательного процесса…………………………………5
Глава 2. Этапы избирательного процесса……………………………….13
2.1 Назначение выборов и организация избирательных округов......13
2.2 Регистрация избирателей и составление списков избирателей…16
2.3 Выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация18
2.4 Голосование и подсчет голосов избирателей ………………….…26
Заключение……………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………………33
Приложения…………………………………………...…………………..35
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общая характеристика избирательного права………………4
1.1 Понятие и принципы избирательного права………………………4
1.2 Понятия избирательного процесса…………………………………5
Глава 2. Этапы избирательного процесса……………………………….13
2.2 Регистрация избирателей и составление списков избирателей…16
2.3 Выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация18
2.4 Голосование и подсчет голосов избирателей ………………….…26
Заключение…………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………33
Приложения…………………………………………...…
Введение
В условиях становления
и развития в России демократического
правового государства
Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства. Избирательное право - один из древнейших правовых институтов демократического общества. Однако, несмотря на его древние корни оно приобретает в сегодняшнем мире все большее и большее значение. И это связано, прежде всего, с вопросом о степени свободы в избирательных правоотношениях. Наличие развитого института народовластия в стране является главным фактором реализации в обществе подлинно демократических принципов жизни, что немаловажно для большинства стран мира, выбравших демократический путь развития, в том числе и для России. Становление и развитие демократического правового права в Российской Федерации одним из существенных своих условий имеют юридическое обеспечение императивного проведения выборов как единственно допустимого легитимного способа делегирования власти народа представительным государственным органам и органам местного самоуправления. Избирательное право и сопутствующие ему законодательство без всякого преувеличения приобретают особый социально-политический статус и как следствие вполне обоснованно претендуют на самостоятельное предназначение в публично-правовой системе России.
В России выборы являются механизмом реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления1. Выборы дают высшую изначальную легитимность всей структуре органов государственной власти.
Полноценное, эффективно действующее избирательное право - неотъемлемый признак демократического правового государства. Увеличение объема законодательного материала по избирательному праву, его систематизация и совершенствование позволяют смело говорить о возникновении крупной отрасли российского законодательства - законодательства о выборах.
Целью курсовой работы является анализ избирательного права и избирательной системы в Российской Федерации.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и принципы избирательного права;
- охарактеризовать понятие избирательной системы и описать основные виды избирательных систем;
- рассмотреть стадии избирательного процесса в России.
Глава 1. Общая характеристика избирательного права
Прежде, чем рассматривать сущность избирательного права как одного из важнейших институтов права, следует обратить внимание на весьма редкое в правовой сфере явление - один правовой термин имеет двойное содержание. Понятие “избирательное право” может рассматриваться как бы в объективном и субъективном его выражении. В первом случае речь идет об избирательном праве как правовом институте, т.е. совокупности правовых норм, во втором - о субъективных правах личности, т.е. о принадлежащем лицу праве избирать и быть избранным.
Однако было бы неверным полагать, что в данном случае имеются два различных явления, обозначенных единым термином. Пожалуй, более правильным было бы рассматривать их как соотношение общего и частного (избирательное право в широком и узком понимании). Избирательные права личности, их объем и содержание устанавливаются соответствующими правовыми нормами, являющимися составной частью правового института избирательного права. Предметом нашего исследования является избирательное право в широком смысле слова, однако, поскольку речь будет идти и о субъективных избирательных правах, мы сочли целесообразным сделать данное небольшое пояснение, дабы избежать необходимости отвлекаться в последующем от конкретных рассматриваемых вопросов.
Под избирательным правом (как правовым институтом) понимается совокупность правовых норм, регулирующих порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Таким образом, нормами избирательного права Российской Федерации регулируется порядок избрания Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации (президентов республик, губернаторов краев и областей),2 депутатов региональных парламентов (например, депутатов Законодательного собрания Иркутской области), глав местных администраций и членов представительных органов местного самоуправления ( в частности, мэров городов и депутатов городских советов, городских дум ).
Порядок проведения выборов в каждый из перечисленных выше органов регулируется специальными законами. Совокупность законодательных актов, регулирующих проведение выборов в Российской Федерации, называется избирательным законодательством.
1.2 Понятия избирательного процесса
Избирательное право
определяет всю инфраструктуру избирательного
процесса, являющегося организационно-
Избирательный процесс-совокупность мероприятий, процедур по подготовке и проведению выборов с целью формирования представительного органа власти, осуществляемых избирательными комиссиями и кандидатами (избирательными объединениями) в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении (проведении) выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов. В политическом смысле избирательный процесс заканчивается в день официального объявления результатов выборов, когда становится понятным состав представительного органа власти. Однако с формально-юридической точки зрения избирательный процесс заканчивается предоставлением финансовых отчетов: итогового финансового отчета кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, а также уполномоченными ими лицами и финансового отчета избирательной комиссией, так как финансовые нарушения являются основой пересмотра итогов выборов или даже отмены результатов выборов. В законе совокупность процедур по организации и проведению выборов определяется как избирательная кампания. При этом законодатель различает избирательную кампанию, организуемую соответствующей избирательной комиссией, и избирательную кампанию кандидата (партии, избирательного объединения). Это различение существенно, так как избирательная кампания, проводимая избирательной комиссией, и избирательная кампания, проводимая кандидатами, включают в себя различные мероприятия, что и характеризует различие в содержании этих понятий. Однако, в совокупности мероприятия и процедуры, проводимые избирательными комиссиями и кандидатами направлены на достижение одной цели — формирование соответствующего органа власти. Таким образом, избирательная кампания, организуемая избирательными комиссиями и избирательные кампании кандидатов в совокупности и представляют собой избирательный процесс.
Избирательный процесс включает в себя мероприятия по подготовке выборов, проведение предвыборной кампании, процедуру голосования, подсчет голосов, подведение итогов выборов и объявление результатов.
Подготовка выборов - важный организационный элемент избирательной системы, заправленный на создание самых благоприятных условий для проведения выборов; практическую возможность для граждан беспрепятственно реализовать свои избирательные права, финансовое и информационное обеспечение выборов. Подготовка выборов включает в себя следующие мероприятия.
- Образование избирательных округов, от которых делегируются депутаты в выборный орган власти, в соответствии с принципами формирования соответствующего представительного органа и порядком распределения мандатов.
- Образование избирательных участков, на которых непосредственно осуществляется процедура голосования.
- Формирование избирательных комиссий от центральной до участковых, каждая из которых имеет свои полномочия и статус;
- Формирование избирательных комиссий от центральной до участковых, каждая из которых имеет свои полномочия и статус;
Здесь очень важно заметить, что избирательные комиссии в Российской Федерации формируются на основе предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в представительном органе местного самоуправления. При этом государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии. Тем самым обеспечивается контроль за деятельностью избирательных комиссий со стороны гражданского общества.
- Составление списков избирателей, распределение избирателей по избирательным участкам с обеспечением наиболее благоприятной и комфортной возможности проголосовать.
- Информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей, предвыборную агитацию, и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов. Информирование избирателей в Российской Федерации осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридическ3ие лица. При этом органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках.
Информирование избирателей
о ходе подготовки и проведения выборов,
о сроках и порядке совершения
избирательных действий, о законодательстве
Российской Федерации о выборах
и референдумах, о кандидатах, об
избирательных объединениях, избирательных
блоках, в том числе через средства массовой
информации, осуществляют избирательные
комиссии. Следует обратить внимание на
то, что деятельность организаций, осуществляющих
выпуск средств массовой информации, по
информированию избирателей, участников
референдума осуществляется свободно.
При этом, однако, законодательство предусматривает,
что в информационных теле- и радиопрограммах,
публикациях в периодических печатных
изданиях сообщения о проведении предвыборных
мероприятий, должны даваться исключительно
отдельным информационным блоком, без
комментариев. В них не должно отдаваться
предпочтение какому бы то ни было кандидату,
политической партии, в том числе по времени
освещения их предвыборной деятельности,
объему печатной площади, отведенной таким
сообщениям. В день голосования до момента
окончания голосования на территории
соответствующего избирательного округа,
округа референдума запрещается публикация
(обнародование) данных о результатах
выборов, референдума, в том числе размещение
таких данных в информационно-
Разновидностью информирования
избирателей является опубликование
(обнародование) результатов опросов
общественного мнения, связанных
с выборами. В силу того, что подобная
информация может повлиять на предпочтения избирателей,
законодательством РФ предусмотрено,
что в течение пяти дней до дня голосования,
а также в день голосования запрещается
обнародование результатов опросов общественного
мнения, прогнозов результатов выборов
и референдумов, иных исследований, связанных
с проводимыми выборами, в том числе их
размещение в информационно-
Сами кандидаты, политические партии, граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, о которой подробно остановимся в следующем разделе.
Финансовое обеспечение выборов включает в себя финансирование подготовки и проведения выборов соответствующими избирательными кампаниями, а также финансирование избирательной кампании кандидатов (избирательных объединений) и предполагает контроль за формированием и расходованием средств из избирательных фондов.
Законодательство Российской Федерации впитало в себя мировой опыт по финансированию выборов. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Ассигнования на подготовку и проведение выборов предусматриваются отдельной строкой в соответствующем бюджете на очередной финансовый год.