Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 10:38, курсовая работа
В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.
Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Общая характеристика избирательного права………………4
1.1 Понятие и принципы избирательного права………………………4
1.2 Понятия избирательного процесса…………………………………5
Глава 2. Этапы избирательного процесса……………………………….13
2.1 Назначение выборов и организация избирательных округов......13
2.2 Регистрация избирателей и составление списков избирателей…16
2.3 Выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация18
2.4 Голосование и подсчет голосов избирателей ………………….…26
Заключение……………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………………33
Приложения…………………………………………...…………………..35
2.3. Выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация
Это одна из важнейших
стадий избирательного
Выдвижение кандидатов может происходить по-разному. Российское законодательство о выборах предусматривает два основных способа выдвижения кандидатов:
В соответствии с законодательством, правом выдвижения кандидатов обладают как отдельный избиратель, так и группы избирателей по месту работы, службы, учебы или жительства на территории данного избирательного округа. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями также может проводиться путем самовыдвижения: любой гражданин, обладающий активным избирательным правом и достигший установленного для пассивного избирательного права возраста, вправе выдвигать свою кандидатуру для баллотировки на выборах.
При любом из способов выдвижения кандидатов избирателями об этом уведомляется соответствующая избирательная комиссия, в которой будет осуществляться регистрация кандидатов.
Затем наступает
следующая стадия процедуры
а) необходимо собрать
определенный минимум голосов
избирателей в поддержку
В поддержку кандидата
в депутаты Государственной
б) сбор подписей
проводится по подписным
в) право сбора
подписей принадлежит только
совершеннолетнему
г) сбор подписей
проводится только среди избира
д) подписи могут
собираться только среди
е) избиратель
ж) запрещается участие администраций предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей; проведение сбора подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы, а также принуждение в процессе сбора подписей или вознаграждение избирателей за внесение подписи.
Выдвижение кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками.
Избирательный блок - это
добровольное объединение двух или
более избирательных
Избирательные объединения,
избирательные блоки могут
Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвинуть только одного кандидата в Президенты РФ.
Регистрация кандидатов проводится соответствующей избирательной комиссией при представлении:
- необходимого количества
подписей избирателей,
- письменного заявления
кандидата о самовыдвижении
- личных заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу.
При регистрации кандидатов избирательная комиссия, помимо подписных листов, проверяет соответствие порядка выдвижения кандидатов требованиям закона, в том числе и соответствие каждого кандидата всем требованиям - возрастному цензу, цензу гражданства, оседлости и др., - которые предъявляются законодательством к пассивному избирательному праву на данных выборах. Так, зарегистрированным кандидатом в Президенты России (помимо соблюдения иных требований к регистрации) может быть лишь гражданин Российской Федерации, не моложе 35 лет и постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет; Губе8рнатором Иркутской области может быть российский гражданин, постоянно проживающий в области не менее 1 года, в возрасте не младше 30 лет и не старше 65 лет, не имеющий гражданства иностранного государства.
Кандидат может в
любое время снять свою кандидатуру,
равно как избирательное
Основной целью
данной стадии избирательного
процесса является
Начинается агитационная кампания в день регистрации кандидата и заканчивается в ноль часов за сутки голосования. Любая публичная агитация накануне и в день голосования запрещается, однако агитационные печатные материалы, ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, сохраняются в день голосования на прежних местах.
Формы и характер агитации могут быть самыми разнообразными и самостоятельно определяются самими кандидатами, избирательными объединениями и блоками, инициативными группами граждан. Предвыборная агитация осуществляется прежде всего:
- через средства массовой информации;
- путем проведения
публичных предвыборных
- путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.
Злоупотребление свободой предвыборной агитации.
При проведении
предвыборной агитации в любых
формах не допускается
- агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и т.п.,
- подкуп избирателей .Подкуп запрещен как в прямой, так и в косвенной форме. К прямым формам подкупа избирателей можно отнести вручение избирателям денежных средств, подарков и иных материальных ценностей иначе как за выполнение предвыборной организационной работы а также бесплатное или на льготных условиях распространение любых товаров предоставление услуг безвозмездно или на льготных условиях; к косвенным - обещание избирателям передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ, а также предоставление услуг на иных условиях, чем это предусмотрено законом;
- занятие благотворительной деят
- опубликование средствами
массовой информации
Предвыборная агитация через средства массовой информации. Законодательство предусматривает равный доступ всем кандидатам к электронным и печатным средствам массовой информации. Средства массовой информации различаются между собой в зависимости от вида их учредителей и способов финансирования, а, соответственно, порядок использования этих средств массовой информации в целях предвыборной агитации имеет свои отличия. К ним можно отнести:
- иные средства массовой информации, не подпадающие под вышеперечисленные категории, - вправе предоставлять эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам на договорной основе, при этом оплата последними должна осуществляться на равных условиях исключительно через соответствующие избирательные фонды.
а). Проведение предвыборной
агитации через электронные
- зарегистрированные
кандидаты, избирательные
- бесплатное эфирное время распределяется между кандидатами, а также избирательными объединениями и блоками на равных основаниях;
- предоставляемое бесплатно
эфирное время должно
- не менее одной
трети от общего объема
- расходы телерадиокомпаний, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени для ведения предвыборной агитации, покрываются за счет текущего бюджетного финансирования телерадиокомпаний;
- телерадиокомпании обязаны также резервировать платное эфирное время для проведения агитации зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, которое также предоставляется на равных основаниях.
б). Использование печатных средств массовой информации.
Предоставление печатных
площадей может
Специализированные печатные
издания (детские, научные и др.) имеют
право отказаться от публикации каких
бы то ни было агитационных материалов,
но только при условии их полного
неучастия в какой бы то ни было
форме в избирательной
Все вышеперечисленные правила и ограничения не распространяются на периодические печатные издания, учрежденные зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками.
Использование средств
массовой информации в
Посредством данной
формы избирательной агитации
осуществляется наиболее
Государственные органы
и органы местного
По заявке избирательных
комиссий помещения, пригодные
для проведения публичных