Характеристика избирательного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 10:38, курсовая работа

Краткое описание

В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Общая характеристика избирательного права………………4
1.1 Понятие и принципы избирательного права………………………4
1.2 Понятия избирательного процесса…………………………………5
Глава 2. Этапы избирательного процесса……………………………….13
2.1 Назначение выборов и организация избирательных округов......13
2.2 Регистрация избирателей и составление списков избирателей…16
2.3 Выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация18
2.4 Голосование и подсчет голосов избирателей ………………….…26
Заключение……………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………………33
Приложения…………………………………………...…………………..35

Файлы: 1 файл

хар-ра избирательного права.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

2.3. Выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация

 

 Это одна из важнейших  стадий избирательного процесса, поскольку именно здесь определяется  будущий персональных состав  выборного органа.

 Выдвижение кандидатов  может происходить по-разному.  Российское законодательство о выборах предусматривает два основных способа выдвижения кандидатов:

  В соответствии с законодательством, правом выдвижения кандидатов обладают как отдельный избиратель, так и группы избирателей по месту работы, службы, учебы или жительства на территории данного избирательного округа. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями также может проводиться путем самовыдвижения: любой гражданин, обладающий активным избирательным правом и достигший установленного для пассивного избирательного права возраста, вправе выдвигать свою кандидатуру для баллотировки на выборах.

При любом из способов выдвижения кандидатов избирателями об этом уведомляется соответствующая  избирательная комиссия, в которой  будет осуществляться регистрация кандидатов.

 Затем наступает  следующая стадия процедуры выдвижения  кандидатов - сбор подписей избирателей  в поддержку кандидатов. При сборе  подписей избирателей обязательно  соблюдение ряда правил и требований, необходимых для последующей  процедуры регистрации кандидатов. К их числу, в частности, относятся:

 а) необходимо собрать  определенный минимум голосов  избирателей в поддержку кандидата .Так, в поддержку кандидата в Президенты РФ следует собрать не менее 1 миллиона подписей, причем на один субъект Российской Федерации может приходиться не более 7% от требуемого числа подписей. В поддержку кандидата на должность Губернатора Иркутской области должно быть собрано не менее 1% подписей от числа всех избирателей области, при этом на одну административно-территориальную единицу должно приходиться не более 7% от требуемого общего числа подписей.

 В поддержку кандидата  в депутаты Государственной Думы  РФ необходимо собрать подписи  не менее 1% от общего числа  избирателей, зарегистрированных  на территории избирательного округа.

 б) сбор подписей  проводится по подписным листам, изготовленным по официально  установленной форме; 

 в) право сбора  подписей принадлежит только  совершеннолетнему дееспособному  гражданину РФ;

 г) сбор подписей  проводится только среди избирателей того избирательного округа, в котором предполагается регистрация кандидата;

 д) подписи могут  собираться только среди избирателей,  обладающих активным избирательным  правом;

 е) избиратель собственноручно  указывает в подписном листе  свою фамилию, имя, отчество, год рождения ( в возрасте 18 лет также указывается месяц и день рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, ставит свою подпись и указывает дату внесения подписи;

 ж) запрещается  участие администраций предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей; проведение сбора подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы, а также принуждение в процессе сбора подписей или вознаграждение избирателей за внесение подписи.

Выдвижение кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками.

Избирательный блок - это  добровольное объединение двух или  более избирательных объединений  для совместного участия в  выборах. Решение о вхождении  в избирательный блок принимается  на съезде (конференции) каждого из избирательных объединений, после чего уполномоченными представителями этих избирательных объединений подписывается совместное решение о создании избирательного блока. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения.

Избирательные объединения, избирательные блоки могут выдвигать  как отдельных кандидатов по одномандатным  избирательным округам, так и  списки кандидатов по многомандатным округам.

Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвинуть  только одного кандидата в Президенты РФ.

 Регистрация кандидатов проводится соответствующей избирательной комиссией при представлении:

- необходимого количества  подписей избирателей, собранных  в их поддержку; 

- письменного заявления  кандидата о самовыдвижении либо  представления отдельных избирателей,  групп избирателей, избирательных  объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов

- личных заявлений  кандидатов об их согласии  баллотироваться по данному избирательному округу.

При регистрации кандидатов избирательная комиссия, помимо подписных  листов, проверяет соответствие порядка  выдвижения кандидатов требованиям  закона, в том числе и соответствие каждого кандидата всем требованиям - возрастному цензу, цензу гражданства, оседлости и др., - которые предъявляются законодательством к пассивному избирательному праву на данных выборах. Так, зарегистрированным кандидатом в Президенты России (помимо соблюдения иных требований к регистрации) может быть лишь гражданин Российской Федерации, не моложе 35 лет и постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет; Губе8рнатором Иркутской области может быть российский гражданин, постоянно проживающий в области не менее 1 года, в возрасте не младше 30 лет и не старше 65 лет, не имеющий гражданства иностранного государства.

Кандидат может в  любое время снять свою кандидатуру, равно как избирательное объединение, избирательный блок могут отозвать свой список кандидатов и отказаться от участия в выборах, однако и в том, и в другом случае они вправе сделать это не позднее, чем за три дня до дня голосования. Кроме того, если кандидатура была снята без вынуждающих к тому обстоятельств, избирательная комиссия может отнести за счет кандидата, избирательного объединения или избирательного блока соответствующую часть понесенных ею расходов, в том числе и выделенные им избирательной комиссией средства на ведение избирательной агитации.

 Основной целью  данной стадии избирательного  процесса является ознакомление  избирателей с кандидатами, их личными и деловыми качествами, политическими пристрастиями, предвыборными программами и т.п., что способствовало бы формированию у избирателей осознанного выбора наиболее достойного, с их точки зрения, кандидата.

Начинается агитационная кампания в день регистрации кандидата и заканчивается в ноль часов за сутки голосования. Любая публичная агитация накануне и в день голосования запрещается, однако агитационные печатные материалы, ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, сохраняются в день голосования на прежних местах.

Формы и характер агитации могут быть самыми разнообразными и  самостоятельно определяются самими кандидатами, избирательными объединениями и  блоками, инициативными группами граждан. Предвыборная агитация осуществляется прежде всего:

- через средства массовой  информации;

- путем проведения  публичных предвыборных мероприятий  (встреч с избирателями, публичных  дебатов, митингов, шествий, “круглых  столов” и т.п.);

- путем выпуска и  распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.

Злоупотребление свободой предвыборной агитации.

 При проведении  предвыборной агитации в любых  формах не допускается злоупотребление  свободой массовой информации. К  наиболее злостным проявлениям  злоупотребления правом на предвыборную агитацию в соответствии с действующим законодательством следует отнести:

- агитацию, возбуждающую  социальную, расовую, национальную  ненависть и вражду, призывы к  захвату власти, насильственному  изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и т.п.,

- подкуп избирателей  .Подкуп запрещен как в прямой, так и в косвенной форме. К прямым формам подкупа избирателей можно отнести вручение избирателям денежных средств, подарков и иных материальных ценностей иначе как за выполнение предвыборной организационной работы а также бесплатное или на льготных условиях распространение любых товаров предоставление услуг безвозмездно или на льготных условиях; к косвенным - обещание избирателям передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ, а также предоставление услуг на иных условиях, чем это предусмотрено законом;

- занятие благотворительной деятельностью с момента регистрации кандидата до опубликования результатов выборов;

- опубликование средствами  массовой информации материалов, способных нанести ущерб чести,  достоинству или деловой репутации  кандидату, без предоставления  кандидату реальной возможности  опубликовать опровержение или  иные разъяснения в защиту  его репутации до окончания срока предвыборной агитации.

Предвыборная агитация через средства массовой информации. Законодательство предусматривает  равный доступ всем кандидатам к электронным  и печатным средствам массовой информации. Средства массовой информации различаются между собой в зависимости от вида их учредителей и способов финансирования, а, соответственно, порядок использования этих средств массовой информации в целях предвыборной агитации имеет свои отличия. К ним можно отнести:

- иные средства массовой  информации, не подпадающие под вышеперечисленные категории, - вправе предоставлять эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам на договорной основе, при этом оплата последними должна осуществляться на равных условиях исключительно через соответствующие избирательные фонды.

 а). Проведение предвыборной  агитации через электронные средства  массовой информации. Все зарегистрированные  кандидаты, избирательные объединения,  избирательные блоки имеют право на предоставление им эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории, на которой проводятся выборы, на равных основаниях. Законодательством о выборах предусмотрены определенные правила предоставления и пользования данным эфирным временем:

- зарегистрированные  кандидаты, избирательные объединения  и избирательные блоки, зарегистрировавшие  списки избирателей, имеют право  на предоставление им бесплатного  эфирного времени; 

- бесплатное эфирное время распределяется между кандидатами, а также избирательными объединениями и блоками на равных основаниях;

- предоставляемое бесплатно  эфирное время должно приходиться  на период, когда теле- и радиопрограммы  собирают наибольшую аудиторию;

- не менее одной  трети от общего объема предоставляемого  бесплатно эфирного вр9емени отводится кандидатам, избирательным объединениям и избирательным блокам для совместного проведения дискуссий, круглых столов и т.п.

- расходы телерадиокомпаний,  связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени для ведения предвыборной агитации, покрываются за счет текущего бюджетного финансирования телерадиокомпаний;

- телерадиокомпании  обязаны также резервировать  платное эфирное время для  проведения агитации зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, которое также предоставляется на равных основаниях.

б). Использование печатных средств массовой информации.

 Предоставление печатных  площадей может предоставляться  как бесплатно, так и на платной основе. Общий минимальный размер таких площадей, соотношение в нем частей, предоставляемых периодическими печатными изданиями бесплатно  и на возмездной основе, устанавливается законодательством, соответствующим уровню выборов.

Специализированные печатные издания (детские, научные и др.) имеют  право отказаться от публикации каких  бы то ни было агитационных материалов, но только при условии их полного  неучастия в какой бы то ни было форме в избирательной кампании.

 Все вышеперечисленные правила и ограничения не распространяются на периодические печатные издания, учрежденные зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками.

 Использование средств  массовой информации в предвыборной  агитации играет исключительно важную роль. Общение кандидата с прессой, - пишущей, говорящей, показывающей, - один из залогов успешной избирательной кампании.

 Посредством данной  формы избирательной агитации  осуществляется наиболее тесный  и непосредственный контакт кандидата и его доверенных лиц с избирателями, обеспечивается возможность более адекватной оценки избирателями личных качеств кандидата, его организаторских и деловых способностей.

 Государственные органы  и органы местного самоуправления  обязаны оказывать содействие кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам в организации и проведении предвыборных встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями.

 По заявке избирательных  комиссий помещения, пригодные  для проведения публичных предвыборных мероприятий и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности государственных предприятий, учреждений, организаций безвозмездно предоставляются в пользование на установленное избирательной комиссией время для проведения кандидатами и их доверенными лицами, представителями избирательных объединений и избирательных блоков встреч с избирателями.

Информация о работе Характеристика избирательного права