Характеристика избирательного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 10:38, курсовая работа

Краткое описание

В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Общая характеристика избирательного права………………4
1.1 Понятие и принципы избирательного права………………………4
1.2 Понятия избирательного процесса…………………………………5
Глава 2. Этапы избирательного процесса……………………………….13
2.1 Назначение выборов и организация избирательных округов......13
2.2 Регистрация избирателей и составление списков избирателей…16
2.3 Выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация18
2.4 Голосование и подсчет голосов избирателей ………………….…26
Заключение……………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………………33
Приложения…………………………………………...…………………..35

Файлы: 1 файл

хар-ра избирательного права.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

 Заявления кандидатов  и других уполномоченных лиц  о выделении помещений для  проведения встреч с избирателями  рассматриваются соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления в течение трех дней со дня их подачи. Избирательная комиссия обязана обеспечить равные возможности для всех кандидатов: так, если помещение было предоставлено одному кандидату для проведения массовых мероприятий, собственник помещения не вправе отказать другому кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку. 10

 Все зарегистрированные  кандидаты, избирательные объединения,  избирательные блоки имеют право  выпускать и распространять печатные агитационные материалы, экземпляры (или копии) которых в обязательном порядке представляются в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.

 В целях обеспечения  равенства и защиты прав кандидатов  законодательством предусмотрены  особые правила и требования, касающиеся содержания и порядка распространения данного рода печатной продукции:

- запрещается распространение  анонимных агитационных печатных  материалов;

- все агитационные  печатные материалы должны содержать  наименования и адреса организаций, изготовивших печатные материалы, равно как подобные сведения об организациях и лицах, заказавших изготовление данных печатных материалов, а также информацию о тираже и о дате выпуска;

- агитационные материалы  могут вывешиваться в помещениях, на зданиях и иных объектах только с согласия их собственников или владельцев;

- запрещается вывешивать  агитационные печатные материалы  на памятниках, обелисках, зданиях,  сооружениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную  ценность, а также в помещениях избирательных комиссий, у входа в них и в помещениях для голосования;

- в сроки, установленные  законодательством (так, на выборах  в Государственную Думу РФ - не  позднее чем за 20 дней до выборов), органы местного самоуправления  обязаны организовать на территории каждого избирательного участка специальные места, удобные для посещения избирателями, для вывешивания или расклейки агитационных печатных материалов. Всем зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам должны быть обеспечены равные условия для вывешивания таких материалов, в частности, должна быть выделена равная площадь на этих специально отведенных местах;

 

2.4 Голосование

 

День голосования назначается  на календарный выходной день, время  голосования - с 8 до 22 часов местного времени. По общему правилу, избиратели голосуют на своих избирательных участках в специально предусмотренных помещениях для голосования, однако в некоторых странах допускается голосование по почте.

 Помещения для голосования размещаются в таких местах и оборудуются таким образом, чтобы быть максимально доступными для посещения избирателями и обеспечивать свободу выбора и тайну волеизъявления граждан.

 В помещении для  голосования должен быть зал,  в котором размещены кабины  или специально оборудованные места для тайного голосования, обязательно оснащенные системой освещения, столиками и письменными принадлежностями (использование карандашей для заполнения избирательных бюллетеней не допускается).

 Помещения для голосования  должны быть оборудованы таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

 В помещении для  голосования либо непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором размещается вся необходимая наглядная информация, способная оказать помощь избирателю как в определении его выбора, так и в процедуре голосования. В частности, помещаются информационные материалы о всех зарегистрированных кандидатах, избирательных объединениях и блоках , а также образцы заполненных бюллетеней.

 Голосование проводится с помощью бюллетеней.

 Избирательные бюллетени  являются документами строгой  отчетности, их изготовление осуществляется только по распоряжению и под контролем соответствующей избирательной комиссии с использованием всех необходимых степеней защиты, определяемых Центральной избирательной комиссией РФ, причем число изготовленных бюллетеней не может превышать число зарегистрированных избирателей более чем на 3%. При этом число бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число избирателей, включенных в списки избирателей по данному избирательному участку на день передачи бюллетеней, более чем на 0,5%.

Избирательные бюллетени  печатаются на русском языке, но по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации избирательные  бюллетени могут быть также отпечатаны и на государственном языке республики, входящей в состав РФ, или на языках народностей Российской Федерации на территориях их компактного проживания.

 Допускается размещение  текста бюллетеня только на  одной его стороне. 

В избирательном бюллетене кандидаты располагаются в алфавитном порядке с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, адреса места жительства, основного места работы или службы, рода занятий каждого зарегистрированного кандидата, а также информации о том, кем выдвинут данный кандидат.

 При проведении  голосования по спискам кандидатов (в частности, при избрании остальных 225 депутатов Государственной Думы РФ, избираемых по федеральному многомандатному округу по спискам, выдвинутым избирательными объединениями, избирательными блоками) в избирательных бюллетенях содержатся следующие сведения:

- наименования и символ избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших зарегистрированные федеральные списки кандидатов в депутаты  причем располагаются они в бюллетене не в алфавитном порядке, а в соответствии с результатами жеребьевки, которую проводит Центральная избирательная11 комиссия с участием уполномоченных представителей этих избирательных объединений и блоков не позднее чем за 36 дней до дня выборов

- под наименованием  избирательного объединения, избирательного  блока помещаются фамилии, имена и отчества первых трех кандидатов из выдвинутых ими федеральных списков кандидатов;

- если федеральный  список кандидатов был разбит  на региональные группы, то в  бюллетень вносятся также фамилии,  имена и отчества первых трех  кандидатов, отнесенных к соответствующей региональной группе.

 Справа от данных  о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов помещается строка “Против всех кандидатов” (“Против всех списков кандидатов”), а справа от нее расположен пустой квадрат.

 Если после изготовления  избирательных бюллетеней из  участия в выборах выбывают отдельные кандидаты участковые избирательные комиссии по указанию избирательных комиссий, зарегистрировавших кандидата ,вычеркивают в бюллетенях данные о соответствующих кандидатах .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Избирательное право - один из важнейших институтов современного конституционного права, реализация норм которого является главнейшим условием становления, развития и укрепления демократических элементов в жизни общества.

Опыт проведения президентских  и парламентских избирательных  кампаний определил необходимость  политики правового реформирования российской избирательной системы  на всех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном. Причин тому несколько: несовершенство современного российского избирательного законодательства; недостатки мажоритарной избирательной системы на парламентских выборах; необходимость государственного признания социальной ценности демократического воспроизводства государственной власти в рамках правовой институционализации адекватной избирательной системы; противоречивость российского избирательного законодательства, порождающая недоверие к выборам. А ведь состояние современной избирательной системы в Российской Федерации всегда влияло на политическую ситуацию и, как следствие, на стабильность государственной власти. На современном этапе развития избирательного законодательства России необходимо отметить, что в рамках законодательных инициатив Президента РФ избирательное право становится все более актуальным и приоритетным.

Немало избирательных  споров порождает и недостаточный  уровень правовой культуры избирателей  и организаторов выборов. Многие споры просто не возникли бы, если бы некоторые кандидаты лучше разбирались  в избирательном законодательстве. Низкая правовая культура участников избирательного процесса в определенной степени обусловлена тем, что избирательные правоотношения в России находятся на стадии становления. Им пока не достает зрелости, они еще не успели достаточно прочно сформироваться. Поэтому повышение правовой культуры участников избирательного процесса позволит гармонизировать избирательные правоотношения, что сократит количество спорных, конфликтных ситуаций.

Другой немаловажной проблемой является постоянные нарушения в избирательном процессе, то есть подкуп избирателей отдельными кандидатами, неравная борьба среди кандидатов в период проведения избирательной кампании, подтасовка результатов выборов и другие.

Проанализировав проблемы современного российского избирательного права, стоит отметить необходимость дальнейшего реформирования избирательной системы России. Однако несомненно, что подходить к реформированию избирательных отношений необходимо максимально обдуманно и взвешенно, опираясь на выявленные эмпирическим путем тенденции демократического развертывания российской избирательной системы, избегая «революционных» скачков в развитии электорального законодательства. В развитии правовой культуры населения огромную роль играют средства массовой информации, которым необходимо постоянно включать в свою работу ролики и передачи, разъясняющие важность избирательного права по отношению к каждому гражданину. Кроме того следует улучшить работу правоохранительных органов, путем совершенствования подзаконных актов контролирующих ведомств этих органов.

Подводя итог, следует  еще раз подчеркнуть, что реализация избирательных прав граждан сопряжена  с рядом трудностей политического, социально-экономического, юридического характера. Объективной реальностью  стало появление новых, часто скрытых и трудно преодолеваемых нарушений этих прав, которые выражаются как в их умалении, так и в создании препятствий для их использования, невыполнении конституционных и законодательно установленных обязанностей, корреспондирующих избирательным правам. Реализация гражданами РФ своих избирательных прав является опорой законности выборов в Российской Федерации.

Знание своих прав, способность их реализовать, при  необходимости защищать и отстаивать являются составляющей принципов равного  и прямого голосования. Необходимо осознавать степень значимости избирательных прав российских граждан в качестве единственного легитимного средства, обеспечивающего воспроизводство электоральных основ государственной и муниципальной власти.

Одними из основных задач правовой политики сегодня являются дальнейшая демократизация действующей избирательной системы России и определение путей ее совершенствования в целях обеспечения наиболее полной реализации и защиты избирательных прав граждан и, в конечном итоге, власти всего народа.

 

12

 

 

 

Список использованных источников и литературы

1. Российская Федерация.  Конституция Российской Федерации: Официальный текст. М.: 2010

2. Федеральный закон РФ от 12 июня 2010 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2010. - № 24.

3. Федеральный закон РФ от 10 января 2009 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Рос. газ. - 2008. - 16 янв.

4. Федеральный закон РФ от 20 декабря 2010 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». // СЗ РФ. - 2008. - №51.

5. Федеральный закон РФ от 26.11.07 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // СЗ РФ. - 2007. - № 49.

6. Авакьян С.А. Конституционное  право России. - М.: Юристъ, 2007.

7. Баглай М.В. Конституционное  право Российской Федерации: учеб. для вузов. - М.: НОРМА, 2009.

8. Воробьев Н.И., Никулин  В.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учеб. пособие. - Тамбов: изд-во ТГТУ, 2009

9. Головин А.Г. Избирательное  право России . - М.: НОРМА, 2007.

10. Головистикова А.Н.  Грудцына Л.Ю. Конституционное право России в таблицах и схемах. - М.: ЭКСМО, 2010.

11. Козлова Е.И., Кутафин  О.Е. Конституционное право России. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2011.

12. Конституционное право  России: учебник / А.Е. Постников,  В.Д. Мазаев, Е.Е. Никитина. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2011

13. Конституционное право России: учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И.Кукушкин. - М.: НОРМА, 2011

14. Ларин А.Ю. Конституционное  (государственное) право России. - М.: Книжный, мир, 2009

15. Постников А.Е. Система  российского избирательного законодательства// Журнал российского права, 2007, № 1.

16. Смоленский М.Б. Конституционное  (государственное) право России: учебник. - М.: Март, 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                           

Информация о работе Характеристика избирательного права