Характеристика избирательного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 10:38, курсовая работа

Краткое описание

В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Общая характеристика избирательного права………………4
1.1 Понятие и принципы избирательного права………………………4
1.2 Понятия избирательного процесса…………………………………5
Глава 2. Этапы избирательного процесса……………………………….13
2.1 Назначение выборов и организация избирательных округов......13
2.2 Регистрация избирателей и составление списков избирателей…16
2.3 Выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация18
2.4 Голосование и подсчет голосов избирателей ………………….…26
Заключение……………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………………33
Приложения…………………………………………...…………………..35

Файлы: 1 файл

хар-ра избирательного права.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

Главными распорядителями  средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на проведение выборов и референдумов, являются комиссии, организующие выборы и референдумы, финансирование которых осуществляется в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, официального опубликования решения о назначении референдума. Председатели комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, референдума, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены 4законом. Отчеты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований о расходовании бюджетных средств на выборы представляются соответственно в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, представительные органы местного самоуправления.

Для проведения своей  избирательной кампании кандидаты (политические партии, выдвигающие  списки кандидатов) обязаны создавать  собственные избирательные фонды  для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до их регистрации этой избирательной комиссией. Кандидаты, баллотирующиеся только в составе списка кандидатов, выдвинутого политической партией, не вправе создавать собственные (отдельные) избирательные фонды. Избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений могут создаваться за счет собственных средств кандидата, избирательного объединения; средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц; средств, выделенных кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку соответствующей избирательной комиссией, в случае, если это предусмотрено законом. В  целях обеспечения суверенитета страны, а также равенства кандидатов законодательно запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды иностранным государствам и иностранным гражданам и юридическим лицам; лицам без гражданства; гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет на день голосования; российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов; международным организациям и международным общественным движениям; органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям и организациям; юридическим лицам, имеющим государственную и (или) муниципальную долю в уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов; организациям, учрежденным государственными и муниципальными органами; воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам; благотворительным организациям, религиозным объединениям и учрежденным ими организациям; анонимным жертвователям; юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования на выборах, референдуме.

В целях обеспечения  относительного равенства возможностей кандидата законом устанавливаются  предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата, избирательного объединения, средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, а также предельные размеры расходования средств избирательных фондов. Для эффективного осуществления контроля за расходованием средств из избирательных фондов все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации, а при их отсутствии - в других кредитных организациях, расположенных на территории избирательного округа.

Средства избирательных  фондов имеют целевое назначение и могут использоваться кандидатами, избирательными объединениями только на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании.

Кандидат или избирательное  объединение обязаны представить  в соответствующую комиссию не менее  двух финансовых отчетов (в том числе  один из них - не позднее чем за 10 дней до дня голосования на выборах, референдуме, а итоговый - не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов, референдума) о размерах своего избирательного фонда, фонда референдума, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств соответствующего фонда. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств избирательного фонда. Расходование средств на избирательную кампанию должно быть гласным, поэтому копии указанных отчетов передаются комиссиями средствам массовой информации не позднее чем через пять дней со дня их поступления.5

После официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов начинается предвыборная кампания, которая включает в себя выдвижение кандидатов (списков кандидатов), их регистрацию, предвыборную агитацию.

Завершается избирательный  процесс собственно самой процедурой голосования, подсчетом голосов, подведением  итогов голосования и официальным  объявлением результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Этапы избирательного процесса

2.1 Назначение  выборов и организация избирательных  округов

 

 Это начальная стадия  избирательного процесса, которая  заключается в установлении даты  голосования. Правом назначать  выборы обладают лишь уполномоченные на то законодательством органы или должностные лица и в соответствии со сроками, установленными законодательством. Так, выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания РФ; днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент; выборы в Государственную Думу назначаются Президентом РФ, в законодательные органы субъектов федерации - высшими законодательными (представительными) органами субъектов федерации, в органы местного самоуправления - главами местной администрации. О назначении выборов уполномоченным на то органом издается соответствующий нормативный акт. С этого момента начинается избирательная кампания.

 Регистрация избирателей и составление списков избирателей. Регистрация избирателей является необходимым условием реализации гражданином своих избирательных прав, поскольку участвовать в голосовании могут лишь те лица, которые включены в списки избирателей.

 В списки избирателей  включаются все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, - т.е. достигшие на день выборов 18 лет, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на соответствующей территории. Не включаются в списки избирателей граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Законодательством предусмотрены меры, обеспечивающие регистрацию и включение в списки избирателей особых категорий российских граждан, не имеющих возможности зарегистрироваться в обычном порядке. К ним, в частности, относятся: 6

 а) военнослужащие - учет военнослужащих, а также  членов их семей и других  избирателей, проживающих в расположении  воинской части, осуществляется  командиром воинской части;

 б) студенты и  аспиранты - студенты и аспиранты,  являющиеся российскими гражданами  и не имеющими постоянной прописки  по месту обучения, включаются  в списки избирателей по месту  нахождения общежития того учебного  заведения, в котором они обучаются; 

 в) российские граждане, имеющие постоянное место жительства за пределами Российской Федерации или находящиеся в длительной заграничной командировке, - их регистрация осуществляется руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации; если избиратели проживают в странах, где нет консульских учреждений Российской Федерации, они могут обращаться в консульские учреждения на территории близлежащей страны с просьбой о включении в списки избирателей;

 г) избиратели, находящиеся в плавании или на полярных станциях, - их учет осуществляется капитанами судов и руководителями полярных станций.

 В списках избирателей  содержится только самая необходимая информация.

Списки избирателей  подписываются председателем и  секретарем территориальной и участковой избирательных комиссий и представляются для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Гражданин вправе заявить о не включении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке в участковую избирательную комиссию. Избирательная комиссия обязана в течение 24 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования устранить допущенные ошибки или неточности либо дать письменный ответ с указанием причин отказа. Если гражданин не согласен с решением участковой избирательной комиссии, он имеет право обжаловать это решение в вышестоящую избирательную комиссию либо в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в 3-х дневной срок, а в день голосования – немедленно.

 Для проведения  выборов образуются избирательные  округа. Избирательный округ - это  территориальная единица, объединяющая  граждан для избрания депутатов  и выборных должностных лиц.  Границы избирательных округов,  перечень входящих в каждый округ населенных пунктов количество избирателей в каждом округе и т.д. утверждает соответствующий представительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не позднее чем за 60 дней до дня голосования.

 Следует различать  одномандатные и многомандатные избирательные округа. Одномандатным является округ, в котором избирается один депутат, независимо от числа кандидатов, претендующих на это единственное депутатское место.

 В многомандатном избирательном округе одновременно избирается несколько депутатов, при этом число выдвинутых кандидатов превышает число распределяемых депутатских мест, а избиратель за каждого из избираемых депутатов голосует персонально.

 Избирательные округа  в Российской Федерации образуются  на основе данных о численности зарегистрированных избирателей. Для соблюдения принципа равенства выборов избирательные округа должны быть равными по числу избирателей.7 Для определения нормы представительства от избирательного округа общее число зарегистрированных избирателей делится на число округов, которые необходимо образовать на данных выборах.

 При образовании избирательных  округов учитываются административно-территориальное  деление и территории муниципальных  образований. Избирательный округ  должен составлять единую территорию ( избирательный округ не может состоять из не граничащих между собой территорий, равно как не может быть округов, охватывающих соседние районы двух областей). Следует иметь в виду и различную компактность проживания населения в густо- и слабо населенных местностях.

2.2. Регистрация  избирателей и составление списков  избирателей

 

Регистрация избирателей является необходимым условием реализации гражданином  своих избирательных прав, поскольку  участвовать в голосовании могут  лишь те лица, которые включены в  списки избирателей.

 В списки избирателей включаются  все граждане Российской Федерации,  обладающие активным избирательным  правом, - т.е. достигшие на день  выборов 18 лет, имеющие постоянное  или преимущественное место жительства  на соответствующей территории. Не включаются в списки избирателей граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

 Законодательством предусмотрены  меры, обеспечивающие регистрацию  и включение в списки избирателей особых категорий российских граждан, не имеющих возможности зарегистрироваться в обычном порядке. К ним, в частности, относятся:

 а) военнослужащие - учет военнослужащих, а также членов их семей  и других избирателей, проживающих  в расположении воинской части, осуществляется командиром воинской части;

 б) студенты и аспиранты  - студенты и аспиранты, являющиеся  российскими гражданами и не  имеющими постоянной прописки  по месту обучения, включаются  в списки избирателей по месту  нахождения общежития того учебного заведения, в котором они обучаются;

 в) российские граждане, имеющие  постоянное место жительства  за пределами Российской Федерации  или находящиеся в длительной  заграничной командировке,

 г) избиратели, находящиеся в  плавании или на полярных станциях,

 В списках избирателей содержится  только самая необходимая информация - фамилия, имя, отчество, год рождения (если избирателю исполняется 18 лет в год проведения выборов, то и дата рождения ), адрес ( место жительства) избирателя. Списки избирателей составляются в алфавитном или ином порядке по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией.

 Списки избирателей подписываются  председателем и секретарем территориальной  и участковой избирательных комиссий  и представляются для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Гражданин вправе заявить о не включении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке в участковую избирательную комиссию. Избирательная комиссия обязана в течение 24 часов (а в день голосования - в течение 2 часов) с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования устранить допущенные ошибки или неточности либо дать письменный ответ с указанием причин отказа. Если гражданин не согласен с решением участковой избирательной комиссии, он имеет право обжаловать это решение в вышестоящую избирательную комиссию либо в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в 3-х дневной срок, а в день голосования - немедленно.

Информация о работе Характеристика избирательного права