Избирательные системы, избирательное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:35, реферат

Краткое описание

В политической системе общества выборы выполняют следующие функции: через процедуру выборов обеспечивается участие граждан в управлении страной, реализуется их политические права. Это механизм формирования представительских органов власти; через выборы происходит смена власти мирным путём и формирование новой правящей элиты; через выборы население контролирует власть.

Оглавление

Понятие избирательного права.
Принципы избирательного права. Избирательные цензы.
Избирательная система, понятие и типы.
а) мажоритарная
б) пропорциональная
в) смешанная
Особенности избирательного права в Беларуси.
Электоральное поведение.

Файлы: 1 файл

izbiratelnoe_pravo (1).docx

— 26.13 Кб (Скачать)

Тема: Избирательные системы, избирательное  право.

 

 

План:

  1. Понятие избирательного права.
  2. Принципы избирательного права. Избирательные цензы.
  3. Избирательная система, понятие и типы. 
    а) мажоритарная 
    б) пропорциональная 
    в) смешанная
  4. Особенности избирательного права в Беларуси.  
    Электоральное поведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Антонович  Н.А. и Денисюк  Н.П. «Основы политологии»  Минск, 2009 г., гл.12

1. Выборы – способ формирования органов власти и управления. В процессе выборов граждане выражают свою волю и делегируют властные полномочия избранным представителям.

Избирательное право – это право граждан избирать своих кандидатов и выдвигать свою кандидатуру в представительные органы власти.

В политической системе общества выборы выполняют  следующие функции: через процедуру  выборов обеспечивается участие  граждан в управлении страной, реализуется  их политические права. Это механизм формирования представительских органов власти; через выборы происходит смена власти мирным путём и формирование новой правящей элиты; через выборы население контролирует власть.

Избирательное право делится на активное и пассивное. Активное избирательное право – право избирать. Активное избирательное право может быть: прямым – когда граждане сами избирают своих кандидатов, и косвенным – когда граждане избирают своих представителей, которые принимают окончательное решение о выборе кандидатов в представительные органы власти.

 

2. Принципы избирательного права.

Принцип всеобщности выборов означает, что в выборах участвуют все граждане, соответствующие избирательным требованиям (цензам).

Избирательный ценз – это установленная законом норма, которая ограничивает участие в выборах тех или иных категорий граждан. Известны различные виды цензов:

    • возрастной ценз – ограничение на участие лиц, не достигнувших определённого возраста;
    • ценз дееспособности ограничивает права психически больных людей;
    • ценз оседлости – предполагает, что избирательным правом обладают граждане, проживающие в данной стране определённое время (Франция – 6 месяцев, США – 30 дней). В РБ кандидат в президенты должен проживать на территории страны 10 лет перед выборами;
    • ценз гражданства – норма, которая разрешает участвовать в выборах только гражданам данного государства;
    • служебный ценз – ограничение участия в выборах лиц отдельных профессий и категорий (военных, представителей органов охраны правопорядка, спецслужб и т.д.).

В истории  становления избирательных прав существовали другие виды цензов:

имущественный, религиозный, образовательный, расовый, моральный, ценз пола. 

 

3. Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов и приёмов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты.

Функционирование  любой избирательной системы  можно оценить только во взаимосвязи  с формой правления, политической культурой  страны, природой её политических партии. Потому электоральные законы перестают соответствовать своим целям по мере того, как меняются другие институты общества и государства. Не случайно в условиях крупных общественных перемен меняется и избирательная система. Так, изменилась избирательная система в России.

В мире существует большое количество избирательных  систем, однако их разнообразие может  быть сведено к следующим трём типам: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

Мажоритарная система.

В основе этого  типа избирательной системы лежит  принцип большинства при определении  результатов голосования. Избранным  считается кандидат, получивший установленное  большинство голосов избирателей.

Существуют  две разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства  и относительного большинства. В  первом случае избранным считается  кандидат, собравший абсолютное большинство  голосов – 50 процентов плюс один голос. В связи с тем, что не всегда удаётся кому-либо из кандидатов собрать более половины голосов  в первом туре, то приходится проводить  второй тур выборов. Избранным во втором туре считается тот, кто набрал больше голосов, чем кто-либо из соперников.

В Беларуси также используется система абсолютного  большинства. Во второй тур, если первый был безрезультатным, выходят два  кандидата, набравшие наибольшее число  голосов. Избранным считается тот, кто получил большее число голосов при условии, что число голосов, поданных за кандидата, больше числа голосов, поданных против него. Чтобы выборы считались действительными, в них должно принять участие не менее 50 процентов зарегистрированных избирателей одного округа.

Одним из вариантов  мажоритарной системы абсолютного  большинства является проведение выборов  в преференциальным (предпочтительным) голосованием. Избиратель получает бюллетень  со списком кандидатов, в котором  он распределяет места по своему усмотрению. Если никто из кандидатов не наберёт  абсолютного большинства, то голоса, отданные за кандидата, оказавшегося на последнем месте, передаются более  удачливым, а сам он исключается  из избирательного списка. И так  продолжается до тех пор, пока кто-то из кандидатов не наберёт необходимое  большинство голосов.

На выборах  по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из его конкурентов, и не обязательно больше половины. Избирательные округа, как и при системе абсолютного большинства. Являются, как правило одномандатными, то есть от каждого округа избирается один депутат. При этом, если бы какой-то гражданин сумел добиться только своего выдвижения в качестве кандидата, то он автоматически стал бы депутатом без проведения голосования. При этой системе победителю достаточно одного голоса, который он может подать за себя сам.

Главное достоинство  мажоритарной системы, особенно в условиях политической и экономической нестабильности в стране, состоит в том, что  она позволяет создать стабильное и сильное правительство, опирающееся  на надёжное большинство в парламенте.

Кроме того, мажоритарная система предполагает формирование крупных политических партий или блоков, способствующих стабилизации политической жизни государства. Так, в англосаксонских странах в основном благодаря мажоритарной системе выборов в один тур сформировалась и поддерживается двухпартийная система. Во Франции выборы по мажоритарной системе в два тура содействуют объединению основных политических сил в два блока.

Вместе с  тем для всех разновидностей мажоритарной системы характерны и существенные недостатки.

Главным недостатком  этой системы является то, что она не даёт адекватного представительства политических сил, искажая его в пользу победившей партии. Она дискриминирует проигравшую партию, поскольку её мандаты переходят к победившей партии или блоку. Избиратели, проголосовавшие за потерпевшую поражение партию, лишаются возможности провести своих представителей в выборные органы. Тем самым нарушается принцип всеобщности избирательного права. К недостаткам этой системы относят то, что она в большей степени, чем пропорциональная система, отражает местные интересы в ущерб общегосударственным.

Таким образом, мажоритарная система на первое место  выдвигает эффективность управления государством за счёт неравномерного распределения мандатов между конкурирующими политическими партиями.

Пропорциональная система.

Главное отличие  пропорциональной системы от мажоритарной состоит в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоёванными мандатами. Депутатские мандаты(места в парламенте) распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. При этом от избирательного округа избирается не один, а несколько депутатов парламента. Голоса подсчитываются в масштабах страны. Избиратели голосуют за партийные списки, фактически за ту или иную программу. Конечно, партии стараются включать в свои списки людей наиболее известных, авторитетных, но сам принцип от того не меняется.

 В ряде  стран с пропорциональной системой  действует так называемый избирательный  порог. Для того, чтобы быть  представленной в парламенте, партия  должна получить не менее определённого  процента голосов избирателей(не менее 3%), преодолеть определенный барьер. Партии, не преодолевшие этот порог, не получают ни одного места в парламенте.

Смешанные избирательные системы.

Смешанная система  представительства соединяет в  себе достоинства и недостатки обеих  систем – мажоритарной и пропорциональной.

Степень работоспособности  органа государственной власти, избранного по смешанной системе, зависит от характера соединения в ней мажоритарных и пропорциональных элементов. 

На такой  основе проходят выборы в России, Германии. В ФРГ, например, одна половина депутатов  бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, другая – по пропорциональной. Каждый избиратель в этой стране имеет два голоса. Один голос он отдаёт за кандидата, избирающегося по мажоритарной системе, а второй голос – за партийный список. При подведении итогов раздельно подсчитываются и первые, и вторые голоса избирателей. Представительство любой партии складывается из суммы мажоритарных и пропорциональных мандатов. Выборы проходят в один тур. Пятипроцентный избирательный порог не даёт возможности мелким партиям получать места в парламенте. При такой системе большинство мандатов получают крупные партии, даже при незначительном перевесе сил в большинстве округов. Это позволяет формировать достаточно стабильное правительство.

 

4. В разделе 3 Конституции РБ – «Избирательная система» - закреплены основные принципы избирательного права. Выборы в РБ являются всеобщими, свободными, равными, тайными и прямыми.

Принцип всеобщности выборов означает, что в выборах участвуют все совершеннолетние граждане, достигнувшие 18 лет. Не участвуют граждане, признанные судом недееспособными; содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы; содержащиеся под стражей.

Выборы являются свободными – избиратель сам решает, за кого голосовать, принимать участие в выборах или нет. В ряде стран предусмотрен обязательный вотум, т.е. юридическая обязанность избирателей принимать участие в выборах.

Важным является принцип равенства – все участвуют в выборах на равных основаниях, голоса избирателей равны.

Голосование является тайным – контроль за волеизъявлением запрещён.

Прямые выборы означают, что депутаты избираются гражданами непосредственно. Депутаты Палаты представителей, Президент, депутаты местных Советов Республики Беларусь избираются непосредственно, а члены Совета Республики – косвенными выборами на заседаниях Советов депутатов базового уровня (районные и некоторые городские Советы депутатов) и города Минска, 8 депутатов назначает Президент РБ.

 

 В Республике Беларусь минимальная явка избирателей на первый тур парламентских выборов, при которой выборы считаются состоявшимися, - 50%,

на второй – 25% избирателей.  На президентские выборы – явка на оба тура – 50% избирателей. С 2007 г. Выборы в местные органы власти Республики Беларусь проводятся по мажоритарной системе относительного большинства (в 1 тур).

В законодательстве Республики Беларусь предусмотрена  процедура отзыва депутата, если он не выполняет запросов своих избирателей.

 

Этапы избирательной компании в Республике Беларусь :

1)  формирование избирательных комиссий;

2) образование избирательных округов  и избирательных участков;

3) составление списков избирателей;

4) выдвижение и регистрация кандидатов;

5) проведение предвыборной агитации;

6) голосование и определение  результатов выборов;

7) второй тур голосования (если  в первом никто не набрал 50% + 1 голос) или повторные выборы (в случае неявки избирателей  или если выборы признаны недействительными);

8) подведение итогов и опубликование  результатов выборов. 

Согласно  ст. 70 Конституции РБ финансирование выборов осуществляется за счёт государства, а в случаях, предусмотренных  законом, - общественными объединениями, организациями, предприятиями, гражданами.

Выборы в  Палату представителей, Совет Республики, местные Советы назначает Президент  РБ. Выборы Президента назначает Палата представителей Национального собрания РБ.

Электоральное поведение.

Необходимо  отметить, что участие граждан  в выборах является основной формой политического участия. На его направленность влияет прежде всего идентификация  избирателя с определённой социальной группой, партией, что упрощает политический выбор.

Многочисленные  исследования показали,  что на предпочтение  избирателей влияют многие факторы: пол, возраст, вероисповедание, семья. Прослеживаются некоторые общие тенденции поведения отдельных электоральных групп. Так, мужчины в целом более активно участвуют в выборах, чем женщины; образованные граждане более активны, чем малообразованные; лица от 35 до 55 лет более активно участвуют в выборах, чем молодёжь или пожилые люди. Молодёжь больше тяготеет к радикализму и голосует охотнее за тех, кто обещает скорые перемены, хотя уровень активности на выборах невысок. Люди пожилого возраста тяготеют к левым политическим силам.

Эти тенденции  проявляются не во всех выборах. Зачастую избиратель, недовольный своим положением, под влиянием настроений быстро меняет свои предпочтения и ориентации.

Особенностями электорального поведения граждан  Беларуси является то, что общество не имеет значительного опыта  политического участия и влияния  социальных групп на процессы принятия политических решений. В советский  период избирательные компании проводились  как « выборы без выборов». Теперь же их отличительной чертой становится состязательность. Вместе с тем в  условиях слабости политических партий в республике многие избиратели не имеют представления о том, какая  партия выражает их интересы, поэтому  партийные предпочтения остаются неустойчивыми.

Информация о работе Избирательные системы, избирательное право